В 1939 году на заводе им. Калинина началось проектирование легкого 25-мм автомата для полковой ПВО. Первоначально он получил заводской индекс ЗИК-25, а затем 72-К. Пушка имела ствол-моноблок с навинтным казенником. На дульную часть ствола навинчен пламегаситель. Дульного тормоза нет. Затвор вертикальный клиновой. Автоматика пушки основана на принципе использования энергии отдачи ствола при коротком откате. Движение затвора при открывании и закрывании происходит в плоскости, перпендикулярной к оси ствола. Питание магазинное, в обойме 7 патронов. Устройство спускового механизма автомата позволяет вести автоматический и одиночный огонь. Накатник пружинный, надет на цилиндрическую часть ствола. Люлька представляет собой прямоугольный короб, сваренный из листовой стали. Снизу к горловине люльки крепится гидравлический тормоз отката. Подъемный механизм имеет один зубчатый сектор, прикрепленный к люльке. Поворотный механизм имеет шестерню, катающуюся по зубчатому венцу. Приводы подъемного и поворотного механизмов только ручные. Уравновешивающий механизм пружинный, качающийся, расположен между щек станка. Повозка четырехколесная, с пружинным подрессориванием. Колеса автомобильного типа со спицами. С 1943 года пушки 72-К изготавливались со щитами. Для 25-мм пушки 72-К в НИИ-24 в 1939–1940 годах разрабатывался осколочно-трассирующий снаряд. В 1941–1942 годах создаются бронебойно-трассирующий сплошной снаряд и осколочно-зажигательно-трассирующий снаряд с самоликвидацией через 10 секунд после выстрела. Опытный образец 72-К (ЗИК-25) был изготовлен заводом № 8 осенью 1939 года, а 11 октября 1939 года были начаты его заводские испытания. Опытный образец был принят военпредом 31.12.1939 г., а 25.03.1940 г. отправлен на НИЗАП. Полигонные испытания 72-К были проведены на НИЗАПе с 15 апреля по 25 мая 1940 года в объеме 2992 выстрелов и 1500 км пробега. По результатам испытаний оценка комиссии автомата 72-К: «В основном автомат 72-К не отличается от 61-К. 72-К, будучи близок к системам с длинным ходом ствола, целиком отнесен к этому типу быть не может. Он стоит несколько особняком, очевидно образуя новый тип систем с отдачей ствола: 1. Затвор не имеет поступательного движения относительно ствола. 2. Ствол вместе с затвором откатывается на длину меньшую, чем длина патрона. 3. Досылка производится специальным механическим досылателем, не связанным с патроном. В результате патрон на всем пути движения в патроннике движется принудительно, то есть под давлением досылателя, а часть пути — по инерции». Среди недостатков комиссией отмечена большая вибрация системы, что затрудняло работу наводчика, а также систематический отрыв трассера от снаряда. В ходе испытаний не удалось определить кучность стрельбы из-за плохого качества снарядов (черт. 2-952) и срочно было рекомендовано разработать новый снаряд. Живучесть ствола 72-К определена опытным путем в 1200–1300 выстрелов при падении начальной скорости на 9-10%. В 1940 году 72-К была официально принята на вооружение под названием «25-мм зенитная автоматическая пушка обр. 1940 г.». Тем не менее, в 1940 году не удалось выпустить даже опытный образец 72-К. Так, 8 июля 1940 года Наркомат вооружений уведомил АУ, что из-за загруженности завод № 8 не может принять заказ на изготовление опытной партии (4 шт.) 25-мм автоматов на 1940 г. Фактически производство 72-К было начато в 1941 году, причем часть орудий, за неимением повозок, устанавливалась в кузовах грузовых автомобилей. 25-мм спаренная зенитная установка 94-КМ В конце 1943 года в КБ завода № 88 (г. Мытищи) была сконструирована спаренная автоматическая 25-мм пушка 94-К. Пушка имела два 25-мм автомата 72-К. Прицел, механизмы горизонтального наведения, станок и повозка были взяты от 37-мм пушки 61-К, а поворотный механизм — от 37-мм корабельного автомата 70-К. Время перехода установки из походного положения в боевое — 30 секунд. Расчет 9 человек. В 1944 году 94-К прошла полигонные испытания на Донгузском полигоне. После доработки установка получила индекс 94-КМ. В том же году она была принята на вооружение под наименованием «25-мм зенитная пушка обр. 1944 г.» В 1944 году завод № 88 изготовил 12 установок 94-КМ, а в 1945 году — 225. Производство установки было прекращено в 1945 г. Установка 94-КМ имела много конструктивных недостатков, в том числе неудовлетворительную точность прицела, задымленность при стрельбе и частые отказы автоматов. Часто 25-мм спаренные установки ставились на автомобилях ЗИС-11, представлявших собой удлиненное шасси грузовика ЗИС-5. КБ завода № 88 сконструировало счетверенную 25-мм установку «3-5», в которой были использованы автоматы 72-К. Но на вооружение она не поступила. В 1945 году производство 25-мм автоматов на базе 72-К для сухопутных войск было прекращено и впредь не возобновлялось. ТТХ УСТАНОВКИ 72-К Параметр | 72-К | Калибр, мм | 25 | Длина ствола, клб | 76,6 | Масса орудия в боевом положении (без щитков), кг | 1075 | Масса откатных частей, кг | 70 | Углы ВН, град. | -10 +85 | Угол ГН, град. | 360 | Начальная скорость снаряда, м/с | 900 | Темп стрельбы, выстр/мин | 240 | Время перевода в боевое положние, с. | 45 | Скорость возки по шоссе, км/ч | 60 | Расчет, чел. | 6 | ТАБЛИЦА СТРЕЛЬБЫ 72-К Снаряд | Нач. скорость, м/с | Дальность макс., м | Досягаемость по высоте макс., м | ОЗР-132 | 910 | 2400 | 2000 | БР-132 | 900 | 2400 | - | Источники: Энциклопедия вооружений А. Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии», 2000 |