Экспериментальные автоматы 100-К и 49-К К середине 30-х годов в армии и флоте не было ни одной серийной автоматической зенитной пушки. По этому поводу принимаются десятки грозных решений и постановлений, но дела идут крайне медленно. Все работы по-прежнему сосредоточены на заводе им. Калинина. Постановлением СТО № С-101 С от 4.08.1935г. Шпитальному и заводу № 8 к 15.11.1935 г. было поручено изготовить опытный образец автоматической 37-мм зенитной пушки. Интересно, что тем же постановлением СТО Шпитальному и заводу № 8 было поручено начать разработку новой 37-мм автоматической зенитной пушки с начальной скоростью снаряда свыше 1500 м/с. Но позже было разрешено приступить к этой работе после окончательной доработки изготовленного образца 37-мм автомата с начальной скоростью снаряда 1000 м/с. Постановлением КО № ОК-58сс от 13.03.1936 г. заводу № 8 было поручено изготовить 20 автоматических 37-мм пушек Шпитального и установить их: 1) 5 пушек в танк Т-26 с прицелами от пушки 20-К; 2) 10 пушек на автомобильном шасси конструкции Гинзбурга на тумбах 3-К с их механизмами и прицелами; 3) 5 пушек на морских тумбах Виккерса с использованием существующих корабельных установок. В ходе испытаний серию из двадцати 37-мм пушек Шпитального установили на лафеты от 76-мм пушек 3-К на автомобилях ЯГ-10 и в штатной башне танка Т-26. Причем в танке Т-26 пушка уже не могла вести зенитный огонь, так как угол возвышения ее составлял −7°;+12°. В заключении комиссии под руководством академика Благонравова об испытании 37-мм пушки Шпитального были отмечены недостатки ее конструкции. 1. Большое усилие на цапфы при значительном динамическом плече увеличивает вес системы. 2. Детали автоматики подвержены при работе весьма большим нагрузкам и трению в скользящих сопряжениях. 3. Система питания неудовлетворительна и не обеспечивает требований практической скорострельности из-за подвижного магазина. Вывод — 37-мм автоматическую пушку Шпитального нельзя рекомендовать к принятию на вооружение. В марте 1938 года на заводе № 8 был изготовлен 37-мм зенитный автомат 100-К конструкции Е. В. Чарко, И. А. Комарицкого и Л. В. Люльева. Организационная сторона дела со 100-К крайне запутана. Судя по всему, это была особая группа внутри КБ завода им. Калинина, которую позже «съело» руководство завода. Автоматика пушки 100-К работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Питание автомата производилось из магазина барабанного типа на 6 патронов. Ствол пушки — быстросъемный моноблок. Изюминкой 100-К был мощный щелевой тормоз активного действия с эффективностью около 70%. Благодаря такому тормозу конструкторы отказались от тормоза отката и оставили только наружный накатник. В апреле-мае 1938 года пушка 100-К прошла заводские испытания в объеме 2111 выстрелов. Интересно, что «при испытаниях автомат не давал органических задержек». Задержки происходили из-за неполной отдачи (0,24%) и недосылке патрона (1,15%) за счет чрезмерного перегрева ствола только при длине непрерывной очереди свыше 120 выстрелов. Автомат 100-К был поставлен на четырехколесную повозку от пушки 49-К и 25.07.1938 г. отправлен на НИЗП. Согласно отчету комиссии от 2 5.12.1938 г. система 100-К удовлетворяла предъявленным требованиям, но требовала доработки. Дорабатывать же ее руководство завода не захотело — пушки 49-К и 61-К в конкурентах не нуждались. В конце 1937 года на заводе Калинина был изготовлен первый опытный образец 45-мм автоматической пушки ЗИК-45 (позже получившей индекс 49-К). Новая пушка была сделана по образцу 40-мм пушки «Бофорс» и в документах АУ начала 1938 года ее так и называют: «пушка завода № 8 типа „Бофорс‛. Автоматика 45-мм пушки 49-К работала за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Открывание затвора происходило во время отката, а закрывание — после наката ствола и досылки очередного патрона. Ствол пушки — свободная труба, вставленная в кожух. На кожух навинчивался казенник, в котором помещался вертикальный клиновой затвор. Питание автомата производилось с помощью обоймы, содержащей 3 патрона. Обойма вручную устанавливалась в приемнике над ствольной коробкой. Тормоз отката гидравлический, веретенного типа. Тормоз крепился снизу к горловине люльки. Пружинный накатник собирался на стволе и находился внутри горловины люльки. Уравновешивающий механизм пружинный, качающийся, подтягивающего типа, состоял из двух колонок, размещенных между щеками станка. Подъемный механизм имел зубчатый сектор. Поворотный механизм посредством шестерни был связан с зубчатым венцом. Приводы механизмов наведения только ручные. На заводских испытаниях в начале 1938 года темп стрельбы 49-К составил 90–120 выстрелов, вес снаряда 1,44 кг, начальная скорость — 9б0 м/с. Испытания автомата задерживались сложностями в производстве латунных гильз Тульским заводом. В ходе стрельб 20.04.1938 г. на Софринском полигоне после 70 выстрелов температура ствола у дульного среза достигла 257°С., Нагрев ствола определил длину непрерывной очереди 60–70 выстрелов. Другие элементы,. автоматики допускали большую длину очереди. Так, например, гидравлический компрессор в тормозе отката был рассчитан очередь в 150 выстрелов. Поэтому ствол 6 сделан быстросъемным. В июне-июле 1938 года автомат 49-К проходил испытания на временном тумбовом лафете, установленном на автомобиле ЯГ-10. В ходе испытаний на НИЗЕПе в Евпатории с 25 октября по 27 декабря 1938 года при стрельбе снарядом весом 1,46 кг и зарядом 545 г марки „7/7‛ получена средняя дальность 10946 м при угле возвышения 44° 30′. Результат этот чисто спортивный (так называемая баллистическая дальность стрельбы), поскольку и на половину такой дистанции никто не собирался стрелять из пушки калибра 45 мм. На НИЗЕПе в 1938 году 49-К стреляла уже на штатном лафете с четырехколесной повозки типа „Бофорс‛. После испытаний на НИЗЕПе в 1938 году в конструкцию пушки 49-К были внесены изменения: введен пламегаситель, сектор механизма ВН сделан более жестким, усилены пружины досылателя, заменена верхняя часть лафета, уменьшен клиренс для увеличения устойчивости. С 15 июня по 4 июля 1939 года 49-К вновь прошла испытания на НИЗЕПе. По их результатам: время смены ствола — 100 секунд; время перехода из походного положения в боевое — 30–40 минут. Темп и скорострельность автомата — одинаковы: при угле 0° — 140 выстр./мин; при угле +85° — 120 выстр./мин. В ходе испытаний было сделано 2135 выстрелов и получено 14 задержек, из них 6 по вине автомата (то есть 65%). Для сравнения: на испытаниях на НИЗЕПе 1938 года сделан 2101 выстрел и получено 5 5 задержек (из них 51 по вине автомата). Среди недостатков отмечена неуравновешенность качающейся части. В 1939 году пушка 49-К была официально принята на вооружение под названием „45-мм автоматическая зенитная пушка обр.1939 года‛. На 1940 год завод № 8 получил заказ на 190 пушек 49-К. Однако во второй половине 1940 года было принято окончательное решение о вооружении РККА зенитными автоматами калибра 37 и 25 мм, и работы над 45-мм автоматическими пушками были прекращены. Зенитный автомат 61-К Артуправлению РККА с самого начала понравилась 45-мм пушка 49-К (ЗИК-45), сделанная по образцу 40-мм пушки „Бофорс‛, но одновременно военспецы АУ считали калибр 45 мм слишком большим для полевых зенитных автоматов. Поэтому уже в январе 1938 года АУ предложило КБ завода № 8 на базе 49-К разработать проект 37-мм автоматической пушки в связи с тем, что „переход на 45-мм калибр является спорным‛. КБ завода № 8 быстро спроектировало 37-мм автомат ЗИК-37 (позже получивший заводской индекс 61-К), благо отличался он от 49-К в основном размерами качающейся части, а повозки обеих систем были совершенно одинаковы. 10 октября 1938 года первый опытный образец ЗИК-37 был отправлен на полигонные испытания. Принципиально автоматы 49-К и 61-К были совершенно одинаковы. Забегая вперед, скажем, что длительная эксплуатация автоматов 61-К (70-К) выявила достоинства автоматов: надежная работа механизмов в условиях заряжания и отсутствие смазки; непрерывное питание автомата патронами; удобное обслуживание. Недостатком схемы устройства автомата была большая потеря времени в цикле в результате последовательности работы основных механизмов, а именно: накат ствола — досылка патрона — закрывание затвора. Соотношение между временем цикла откат — накат ствола и временем работы всех механизмов автомата равно 1:2, что было существенным недостатком системы. Сравнительно свободное движение патрона в приемнике приводило к перекосам их в магазине и задержкам. Неправильно вложенная обойма с патронами в магазин вызывала движение патронов в приемнике с перекосом. Этому способствовало то положение, что обойму требовалось вставить в приемник, постоянно качающийся вместе с качающейся частью. По приемнику патрон двигался вместе с обоймой, а затем освобождался и двигался самостоятельно. Обычно обойма отделялась без особых усилий и выходила свободно, но в случае задержки обоймы в движении она удерживала и патрон, что приводило к перекосу и задержкам в стрельбе. Недостатком схемы являлся большой путь движения патрона по инерции при посылке, а также движение экстрагируемой гильзы по инерции на всем ее пути. Кроме того, нельзя считать удачным ударное выбрасывание гильзы. В боевом и походном положении лафет орудия находился на четырехколесной повозке ЗУ-7. Повозка подрессоренная, имела колеса от автомобиля ГАЗ-АА размером 32×6». Задний ход повозки был жестко соединен с хребтовой балкой повозки, а передний ход мог поворачиваться при помощи балансира в плоскости, перпендикулярной к хребтовой балке, чем достигалась большая устойчивость орудия на походе. Для перевода системы из походного положения в боевое орудие опускалось на четыре опоры путем поворота осей переднего и заднего ходов. Горизонтирование орудия производилось при помощи уровней четырьмя домкратами, расположенными на концах четырех крестообразно расположенных станин повозки. Во время стрельбы на платформе станка обычно находилось 5 номеров расчета: с правой стороны — наводчик по азимуту и установщик скорости и дальности на прицеле; с левой — наводчик по углу возвышения, установщик курса и угла пикирования или кабри-рования на прицеле и заряжающий. С 1943 года установка 61-К снабжалась щитом. Любопытно, что с 1 октября по 1 ноября 1940 года были проведены сравнительные испытания пушки 61-К с ее прототипом трофейной 40-мм пушкой «Бофорс». Основные выводы комиссии по результатам испытаний «40-мм пушка „Бофорс‛ по основным ТТД и эксплуатационным качествам преимуществ перед 61-К не имеет. В целях улучшения конструкции пушки 61-К необходимо целиком позаимствовать у „Бофорса‛ сцепное устройство, тормозную систему, расположение тормозного сапожка и крепление ствола. Прицел „Бофорс‛ уступает прицелу пушки 61-К». В 1939 году 61-К была принята на вооружение под названием «37-мм автоматическая зенитная пушка обр.1939 г.» В конце 1939 года на заводе № 8 была изготовлена опытная серия — 15 автоматов 61-К. Первый заказ на 37-мм пушки 61-К был дан в 1940 году в объеме 900 орудий, из которых к 1 июля 1940 года было сдано 147 штук, а к 1.01.1941 г.— 544 штуки. Цена одной пушки в 1939 году составляла 65 000 рублей. В 1941 году планировалось изготовить 1700 пушек 61-К (все на заводе № 4). Всего предполагалось иметь в РККА 9132 пушки 61-К, из них 1000 в мобилизационном запасе. Производство автоматов 61-К для буксируемых пушек прекращено в 1945 году. ТТХ УСТАНОВКИ 61-К Параметр | 61-К | Калибр, мм | 37 | Длина ствола, клб | 62,6 | Масса орудия в боевом положении (без щитков), кг | 2100 | Масса откатных частей, кг | 130 | Углы ВН, град. | -5 +85 | Угол ГН, град. | 360 | Начальная скорость снаряда, м/с | 880 | Темп стрельбы, выстр/мин | 160-170 | Время перевода в боевое положние, с. | 25-30 | Скорость возки по шоссе, км/ч | 60 | Расчет, чел. | 7 | ТАБЛИЦА СТРЕЛЬБЫ 61-К Снаряд | Нач. скорость, м/с | Дальность макс., м | Дальность по самоликвидатору, с | Досягаемость по высоте макс., м | Досягаемость по самоликвидатору, с | ОР-167 БР-167 | 880 | 8500 | 3700 | 6500 | 3800 | Бронепробиваемость 61-К для боеприпаса БР-167 Угол | 60° | 90° | 300 м | 41 | 51 | 500 м | 38 | 46 | 700 м | 34 | 42 | 1000 м | 30 | 37 | 1500 м | 25 | 30 | Источники: Энциклопедия вооружений А. Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии», 2000 Фотографии сделаны на площадке поисковой группы «Экипаж» на Поклонной горе
|