Страница 1 из 3 ЗиС-5 В 1933 завод AMO был серьёзно модернизирован и переименован в Завод имени Сталина, сокращенно ЗиС. К этому моменту завод выпускал грузовики АМО-3 и АМО-4, причем последний был модернизированным АМО-3. Тем не менее, он уже не устраивал по своим показателям и подвергся очередной конструктивной переработке. К лету 1933 появились опытные образцы, а с 1 октября началось серийное производство новой модификации АМО-3 под обозначением ЗиС-5. Это была уже полностью «наша», советская машина. И вдохновителем ее был человек неукротимой энергии — И. А. Лихачев. В отличие от многих других специалистов того времени, зачастую увлекавшихся разными техническими новшествами, он мыслил более рационально и стремился организовать выпуск не самого современного, а наиболее соответствующего тогдашнему уровню промышленности, состоянию дорог, квалификации водителей и ремонтников грузовика. Воплотил эту идею в металл главный конструктор завода имени Сталина (ЗиС) Е. И. Важинский — умный, опытный, творческий инженер, немало сделавший для прогресса нашей автомобильной промышленности. Еще один интересный факт, связанный с этой машиной: в 1934 партия из 100 ЗиС-5 была поставлена в Турцию, с этого момента началась история советского автомобильного экспорта. По сути, ЗиС-5 — это глубокая модернизация грузовика АМО-3. ЗиС-5 поставили на конвейер без предварительной сборки опытного экземпляра 1 октября 1933 года, и, по воспоминаниям современников, все сразу же пошло гладко, без сбоев. Новый автомобиль удалось запустить в серию в кратчайшие сроки. Конструкция машины была классической — лонжеронная рама, полуэллиптические рессоры, передний мост несколько сдвинут вперед. Кабина — прямоугольная, деревянная, обитая жестью. Привод тормозов — механический, двигатель — шестицилиндровый мощностью 73 л.с. при 2300 об/мин. Выпуск автомобилей постоянно наращивался. В первый месяц собирали по шесть-семь машин в день, затем — десятками и сотнями. Грузовик хорошо себя зарекомендовал на бездорожье, быстро завоевал репутацию неприхотливой и надежной техники. Грузили на ЗиС-5, как правило, четыре-пять тонн, хотя рассчитан он был на три. И перевозил он груз спокойно, без надрыва. Популярными «трехтонки» были и в Красной Армии, где к июню 1941 года их насчитывалось 104 тысячи. С началом Великий Отечественной войны потребность в ЗиС-5 резко возросла — в первую очередь потому, что он мог служить тягачом полковых и дивизионных пушек. Но 10 октября 1941 года, когда враг вплотную подошел к столице. Государственный Комитет Обороны принял решение срочно перебазировать промышленные предприятия Москвы в глубокий тыл. Через пять дней ЗиС получил приказ эвакуироваться, и 15 октября в 19 часов его сборочные линии остановились. Оснащение цехов, станки, материалы вместе с обслуживающими их рабочими были направлены в Ульяновск, Миасс, Шадринск и Челябинск — всего 7708 вагонов и платформ с 12800 единицами оборудования. Параметр | ЗиС-5 | Масса, кг | 3100 | Длина, м | 6,06 | Ширина, м | 2,235 | Высота, м | 2,16 | База, м | 3,81 | Грузоподъемность, кг | 3000 | Двигатель | карбюраторный жидкостного охлаждения, 6-цилиндровый, 76 л.с. | Запас хода, км | 200 | Макс. скорость, км/ч | 60 |
|