Страница 3 из 3 Выпускать «Комсомолец» начали в 1937 году на головном заводе № 37 и на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. На последнем, в спецтехотделе, возглавляемом М. И. Казаковым, велись и самостоятельные работы по созданию легких артиллерийских тягачей на базе агрегатов автомобилей и легких танков. Из-за напряженного положения с выпуском бронелиста были сделаны попытки создания небронированных вариантов «Комсомольца». Такими машинами, созданными на заводе № 37, стали легкие тягачи ЛТ-1 и ЛТ-2 с автомобильными двигателями ГАЗ-М (50 л.с.) и ГАЗ-11 (76 л.с.), разработанные в 1939 году под руководством Г. С. Суреняна. На ГАЗе в 1940–1941 годах были построены (ведущие конструкторы Н. И. Дьячков и С. Б. Михайлов, конструкторы агрегатов С. А. Соловьев, И. Г. Сторожко, испытатель А. Ф. Хмелевский) легкие тягачи ГАЗ-20 («Комсомолец-2») с двигателем ГАЗ-М и ГАЗ-22 (Т-22) на базе легкого танка Т-40 (катки с индивидуальной торсионной подвеской) с двигателем ГАЗ-11. Все они имели задние ведущие звездочки, кабину и платформу от грузового автомобиля ГАЗ-ММ, а по своим тяговым свойствам могли буксировать орудия дивизионной и зенитной артиллерии. Однако из-за выявленных существенных недостатков военные от этих тягачей отказались. Выпуск «Комсомольца» прекратили в июле 1941 года: армии в большей степени требовались легкие танки. Всего было изготовлено 7780 машин трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Они получили широкое применение в Красной Армии и сыграли заметную роль в ее моторизации. Так, по состоянию на 1 января 1941 года в войсках насчитывалось 4401 «Комсомольца» (20,5% парка специальных тягачей) при положенных по штату 2810. Кстати, по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 21 машину; к началу войны число тягачей этого типа в войсках достигло 6700 единиц. Летом 1941 года при нанесении контрударов по врагу тягачи «Комсомолец» иногда использовали как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Тогда же на Горьковском артиллерийском заводе № 92 по инициативе главного конструктора В. Г. Грабина на сотне машин были смонтированы 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2. Получившиеся САУ ЗИС-30, хотя и оказались неустойчивыми при стрельбе (малая опорная база, большая высота линии огня), быстро прошли в конце июля войсковые испытания. Позже их распределили по танковым бригадам и они принимали участие в битве за Москву. На фронтах войны тягачи «Комсомолец», количество которых непрерывно сокращалось (на 1.9.1942 в армии осталось 1662 машины, на 1.1.1943 — 1048), продолжали нести свою нелегкую службу. При отсутствии других тягачей их применяли и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, конечно, работали машины при этом с перегрузкой. Использовали Т-20, оказавшиеся идеальными для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченные автомобильными запчастями, и партизаны. Единственный сохранившийся в нашей стране «Комсомолец» можно увидеть в Москве на Поклонной горе на открытой площадке. В финском танковом музее их два, причем один — на ходу. И это неудивительно, ведь в финской армии трофейные тягачи Т-20 эксплуатировались вплоть до 1961 года. Параметр | «Комсомолец» | Экипаж | 2 | Масса в снаряженном состоянии без груза, кг | 3460 | Длина, м | 3,45 | Ширина, м | 1,859 | Высота по кабине (без нагрузки), м | 1,58 | Бронирование, мм | 7-10 | Вооружение | 1×7.62 мм ДТ | Боезапас | 1260 патронов | Двигатель | «ГАЗ-М» 4-цилиндровый, 50 л.с. | Топливо, л | 115 | Запас хода по шоссе без прицепа, км | 250 | Максимальная скорость по шоссе (без прицепа/с прицепом), км/ч | 50/47,5 | Грузоподъемность платформы, кг | 500 | Масса буксируемого прицепа, кг | 2000 | Число мест в кузове для сидения | 6 | Клиренс, м | 0,3 | Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см2 | 0,58 | Источники: «Бронеколлекция» № 3, 2002 г.
|