013.jpg
The Russian Battlefield
003.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
Главная Танки Тракторы и автомобили Трехтонный грузовик ЗиС-5
Russian (CIS)English (United Kingdom)

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU

  • V_P
Сейчас на сайте:
  • 1 пользователь
  • 122 гостей
  • 4 роботов

Посетители

Сегодня: 1450
Вчера: 2738
На прошлой неделе: 19653
В этом месяце: 85267
В прошлом месяце: 67946
Всего: 154629



Баннер

Трехтонный грузовик ЗиС-5

Печать
Share
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 20.09.2005 22:06
Последняя редакция 10.12.2010 15:23

Эксплуатационные качества ЗиС-5В применительно к военному времени положительно оценили и немецкие специалисты, испытавшие захваченные «трехтонки». Они отметили не только простоту и надежность конструкции, но также высокую ремонтопригодность, а, кроме того, отличную (для автомобиля типа 4×2) проходимость.

ЗиС-5В, завершив свой боевой путь, долгое время оставался на конвейере — Миасский автозавод выпускал его до 1958 года. Правда, уральские автостроители постоянно совершенствовали грузовик. Были усилены шкворневой узел переднего моста и полуоси заднего, в цилиндрах двигателя установлены короткие гильзы, изменены конструкции регулятора распределителя зажигания, привода водяного насоса, оси промежуточной системы распределения. В двигателе применены тонкостенные вкладыши опор коленчатого вала, чуть позже механический привод тормозов заменили гидравлическим.

ЗиС-5В в военное время использовался в основном как бортовой грузовик универсального назначения, но достаточно широко применялись также бензовозы, ремонтные летучки и специальные фургоны на его базе. В послевоенные годы демобилизованная «трехтонка» освоила множество гражданских специальностей. Это были пожарные автомобили, самосвалы, автокраны, мусоровозы, битумовозы и множество других специальных машин. В эксплуатации они находились до середины семидесятых годов. Сейчас их практически не осталось. Один образцово отреставрированный ЗиС-5В, выпущенный в Москве, установлен как памятник на автозаводе имени Лихачева, еще два находятся в открытой экспозиции музея на Поклонной горе. И еще один, пока еще (на осень 2003 г.) не до конца отреставрированный образец, на площадке поисковой группы «Экипаж» (тоже на Поклонной горе).

ЗиС-50

Интересную и малоизвестную сейчас модификацию ЗиС-5В некоторое время выпускал московский автозавод. Дело в том, что новый двигатель модели ЗиС-120, предназначавшийся для четырехтонного ЗИС-150, был освоен раньше, чем сам автомобиль — в конце 1947 года, поэтому его в том же 1947-м начали ставить на некоторые шасси ЗиС-5В (только без компрессора и с ограниченной мощностью). Такие машины стали называться ЗиС-50, причем один опытный образец этого автомобиля построили еще в 1944 году. В 1947 году было выпущено 194, а в следующем — 13701 штука. Грузовик получился динамичным, скоростным и очень проходимым. Водители на ЗИС-50 иногда прямо-таки издевались над «Студебеккерами»: втягивали их шоферов в гонку по шоссе (а те думали, что имеют дело с обычным «старичком» ЗиС-5В) и доводили последних чуть ли не до инфаркта, а их машины — до выплавления вкладышей в двигателях.

Когда в Москве был полностью снят с производства ЗиС-5В (30 апреля 1948 года), прекратили выпуск и ЗиС-50.

Источники: Ю. А. Долматовский «Автомобиль за 100 лет», 1986
«Наука и жизнь» № 3, 1996
«Автомобильный транспорт» № 9–10, 1996,
М-Хобби № 2 1999

zis5v_09
zis5v_06
zis5v_07
zis5v_05
zis5v_04
zis5v_11
zis5v_08
zis5v_10
zis5v_03



 
Оцените этот материал:
(3 голоса, среднее 4.67 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить