Страница 2 из 2 Справедливости ради надо сказать, что СУ-122 была способна бороться с немецкими танками, включая тяжелыми Тиграми, даже без бронепрожигающих боеприпасов, хотя и не так эффективно. Вот выдержка из рапорта майора Gomille, командира III. (Tiger) Abteilung/Panzer Regiment танковой дивизии Grossdeutschland (T.Jentz «Panzertruppen», пер. с англ. В.Потапова): «...Гауптман von Villerbois, командир 10-й роты, был тяжело ранен во время этого боя. Его Тигр получил в общей сложности восемь попаданий 122-мм снарядов от штурмовых орудий на базе танка Т-34. Один снаряд пробил бортовую броню корпуса. В башню попало шесть снарядов, три из которых сделали лишь небольшие вмятины в броне, два других растрескали броню и откололи небольшие ее кусочки. Шестой снаряд отколол огромный кусок брони (размером с две ладони), который влетел в боевое отделение танка. Вышла из строя электрическая цепь электроспуска пушки, приборы наблюдения были разбиты или выбиты с мест крепления. Сварной шов башни разошелся и образовалась полуметровая трещина, которую невозможно было заварить силами полевой ремонтной бригады». Рапорт написан 31-го августа 1943 года. Вне всякого сомнения, что речь в нем идет именно о СУ-122, поскольку в то время в войсках это было единственное штурмовое орудие на базе танка Т-34. Параллельно с серийным производством, не прекращались работы и над улучшением СУ-122. В основном они были направлены лишь на упрощение техпроцесса изготовления САУ. Тем не менее, в марте 1943 года, Уралмаш предложил проект коренной модернизации СУ-122. Модернизированнный вариант машины, получивший индекс СУ-122М, имел новую боевую рубку в которой была смонтирована 122-мм гаубица У-11, имевшей улучшенный механизм наведения. Боеприпасы оставались те же, что и для 122-мм дивизионной гаубицы М-30. Люк-пробка механика-водителя была заменена откидным люком. Проведенные испытания выявили ряд серьезных недоработок, надежность машины оставляла желать лучшего, машина получилась перетяжеленой. Из-за этого, а также высокой себестоимости, САУ на вооружение принята не была. Несмотря на неудачу, Уралмаш предложил другой вариант модернизации. В его основу лекло стремление максимально унифицировать ее конструкцию с конструкцией новейшей САУ СУ-85, используя ту же маску пушки. Корпус СУ-85 был перепроектирован, а вместо Д-5С, в него установили 122-мм гаубицу Д-6, которая будучи компактнее, имела практически равную с У-11 баллистику и одинаковый боеприпас. Новая САУ, получив обозначение СУ-122-3, была отправлена на совместные с другими САУ испытания. Несмотря на опыт с СУ-122М, новая машина также оказалась крайне ненадежной, испытаний не выдержала и дальнейшие работы по ней были свернуты. В 1944 году небольшое количество СУ-122 было выпущено на шасси СУ-100, однако в серию такой вариант самоходной установки не был запущен. Выпуск СУ-122 продолжался до лета 1944 года. Всего с конца 1942 по лето 1944 года было изготовлено 1100 машин.
|