Страница 10 из 11 Великая Отечественная война Согласно последней предвоенной сводке на 1 июня 1941 г. военные округа имели следующее количество танков Т-28. Округ | 1-я категория | 2-я категория | 3-я категория | 4-я категория | Всего | ЛВО | - | 69 | 7 | 13 | 89 | ПрибВО | - | 24 | 29 | 4 | 57 | ЗапОВО | - | 19 | 30 | 14/6 | 63 | КОВО | - | 171 | 28 | 16/15 | 215 | МВО | - | 5 | 1 | 2 | 8 | ПриВО | - | 4 | 5 | 1 | 10 | Рембазы НКО | - | - | - | 39 | 39 | Итого по РККА | - | 292 | 100 | 89 | 481 | Исходя из этих данных, можно вроде бы считать боеспособными 292 танка 2-й категории (напомним, что 3-я категория — машины требующие среднего ремонта, 4-я — капитального), однако неизвестно сколько из них требовали текущего ремонта — замены катков, траков, аккумуляторов и т. д. Учитывая же хронический недостаток в войсках запчастей к Т-28, не будет преувеличением считать полностью исправными и боеготовыми 170–200 машин. Первыми вступили в бой Т-28 5-й ТД (танковой дивизии), расположенной в Алитусе. Еще 19 июня дивизия была выведена из военного городка и заняла оборону на правом берегу р. Неман. В 4.20 22 июня немецкая авиация нанесла бомбо-штурмовой удар по паркам дивизии, но там уже никого не было. Когда танки и пехота немецкого 39-го моторизованного корпуса стали переправляться по двум мостам через Неман, их встретили огнем артиллерии и контратаки советских танков. В боевых документах 5-й ТД танкам Т-28 дана такая оценка: „К началу боевых действий 27 танков Т-28 были небоеспособны вследствие крайне изношенности. Во время боя за мосты геройски действовал личный состав 1-го батальона 9-го танкового полка. Он имел 24 танка Т-28 и с места артогнем поддерживал наступление 2-го батальона (на БТ-7). Движение противника через северный мост было приостановлено... Только к 7.00 23 июня, при появлении новых частей противника и вследствие нехватки боеприпасов, части 5-й ТД отошли в направлении Дауги-Вильно. За день боя 9-й ТП потерял из 24 Т-28 на поле боя 16, остальные вышли из строя и были подорваны экипажами‛. Сведений об участии в боях Т-28 2-й ТД 3-го МК (механизированного корпуса) сведений нет, но скорее всего большинство из них вышли из строя по техническим причинам. Подавляющее большинство Т-28, находившихся на складе под Минском, попали в руки немцев в первые же дни войны. Однако один танк, управляемый старшиной Д. Малько. 29 июня на предельной скорости промчался по улицам Минска, тараня вражеские автомобили, тягачи и орудия. Танк прошел через весь город и был подбит на восточной окраине, части экипажа удалось выйти к своим. Д. Малько получил за этот бой орден Отечественной войны уже после победы. На Юго-Западном фронте Т-28 4 и 15-го МК вступили в бой 23–24 июня. Но сильная изношенность матчасти и отсутствие запчастей лишили эти танки возможности проявить свои боевые качества. 25 июня помпотех 4-го МК сообщал начальнику АБТУ Юго-Западного фронта: „Совершенно нетронутым остался вопрос со снабжением запчастями, особенно боевых машин, в результате чего 25 Т-34, 5 КВ, 12 Т-28 и 14 БТ вышли из строя и ожидают среднего и текущего ремонта‛. Всего сутки спустя: „Основным недостатком большого выхода машин из строя и потребности в ремонте — отсутствие запчастей текущего довольствия и запасов НЗ. К Т-34 и Т-28 запчастей совсем нет‛. Судьбу Т-28 4-го МК можно узнать из „Ведомости потери боевой материальной части с 22 июня по 1 августа 1941 г.‛: Отправлено в ремонт на рембазы и заводы промышленности — 12; Оставлено на месте расквартирования и захвачено противником — 5; Отстало в пути во время маршей и пропало без вести, уничтожено артогнем противника — 58». Сведений по танкам Т-28 10-й ТД 15-го МК сведений гораздо больше: «По своему техническому состоянию танки Т-28 имели запас хода в среднем до 75 часов. В большинстве своем они требовали замены двигателей и по своему техническому состоянию не могли быть использованы в длительной операции. К 22 июня имелся 51 танк Т-28, из них выведено по тревоге 44 машины. Практически полное отсутствие запчастей сразу пагубно сказалось в период военных действий. Машины зачастую выходили из строя по малейшим техническим неисправностям. За время боев ремонтными средствами дивизии было сделано 4 средних и 38 текущих ремонтов Т-28. Потери Т-28 10-й ТД за период с 22 июня по 1 августа 1941 г.: Оставлено в месте расквартирования в г. Злочев из-за технических неисправностей и впоследствии захвачены противником −7; Разбито и сгорело на поле боя −4; Вышло из строя при выполнении боевой задачи и оставлено на территории занятой противником −4; Осталось с экипажами в окружении противника из-за технической неисправности или отсутствия ГСМ −6; Осталось из-за отсутствия ГСМ и невозможности его подать, так как район расположения машин захвачен противником −4; Пропало без вести вместе с экипажами −3; Уничтожено на сборных пунктах аварийных машин в связи с невозможностью эвакуировать при отходе −6; Оставлено при отходе части по техническим неисправностям и невозможности восстановить и эвакуировать −15; Застряло на препятствиях с невозможностью извлечь и эвакуировать −2; Всего — 51».
|
Комментарии
http://forum.exler.ru/arc/uploads/post-127-1121511487.jpg
Сейчас поправлю.
RSS лента комментариев этой записи