012.jpg
The Russian Battlefield
001.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
Главная Танки Легкие танки Легкий танк БТ-5

Language

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU

Сейчас на сайте:
  • 31 гостей
  • 4 поисковых ботов
Изготовление торговых стоек. Стойки торговые для CD и DVD. . изготовление забора из профнастила


Легкий танк БТ-5

Печать
Share
Автор: Андрей Кравченко
Впервые опубликовано 20.09.2005 17:48
Последняя редакция 11.02.2011 19:45

Опытные и экспериментальные образцы на базе танка БТ-5

В середине 30-х годов  на базе танка БТ-5 были разработаны различные экспериментальные образцы, такие как: танки повышенной проходимости и живучести на поле боя — БТ-ИС, химический танк  - ХБТ-5, танки-мостоукладчики и танки с ракетным вооружением. Кроме того, в этот период на танке БТ-5 испытывались отдельные опытные узлы и агрегаты, такие как: шестицилиндровый дизельный двигатель — прототип двигателя В-3 мощностью 300 л.с., оборудование для подводного вождения и плава, а также различные приспособления, повышающие проходимость танка по грунтам с низкой несущей способностью.

Ракетные танки были разработаны по заданию начальника УММ РККА И. А. Халепского для решения проблемы борьбы с тяжелыми танками противника и преодолению сильно укрепленных полос обороны, узлов сопротивления и ДОТов. Был разработан  вариант установки «танковых торпед» (ракет) на танк БТ-5, две торпеды по 250 кг., установленных по бортам башни на фермовых направляющих, с дальностью стрельбы 300–1800 м, с сохранением основного вооружения (45мм орудия), танк получил индекс РБТ-5 (1933 г.) Второй вариант (1935 г.) предусматривал установку  на левой стороне башни двух направляющих под 132-мм реактивные снаряды. Третий вариант (1936 г.) предполагал использование ракетного вооружения в качестве основного. Ни один из «ракетных танков» дальше опытных образцов не пошел.

В 1934 году Всесоюзным электротехническим институтом был разработан проект вооружения БТ-5 центробежным пулеметом, со скорострельностью 4500–6000 выстр/мин, из-за сложности проекта данные работы после полугодовых мытарств были признаны нецелесообразными.  С 1933 года проводились работы по оснащению танка БТ-5 мотором М-17 (лицензионный двигатель BMW), с переменным успехом они велись до принятия на вооружение БТ-7.

Параллельно с попытками установки в БТ-5 двигателя М-17, велись работы по установке в БТ-5 дизельного двигателя. В качестве эксперимента ставились двигатели БД-2 (1934 г.), В-2 (1936 г.). В серию дизельные БТ-5 не пошли.  Кроме того, проводились работы по модернизации БТ-5 по образцу БТ-7 на ремонтном заводе № 48.

Наиболее известный проект модернизации БТ-5 был предложен военным изобретателем-самоучкой Н.Ф, Цыгановым.  Танк созданный по проекту Цыганова получил название БТ-5ИС. Основными отличиями от серийного  танка у БТ-5ИС были: три пары ведущих опорных катков на колесном ходу, введение в конструкцию синхронизатора (что позволяло двигаться танку на гусеницах при включенном колесном ходе), возросший объем топливных баков (650 л). Всего было построено 10 машин, во второй половине 1936 г., на заводе № 48. Шел разговор даже о принятии БТ-5ИС на вооружение, но дело застопорилось, частично из-за нежелания руководства ХПЗ ставить на производство машину с «чужой» модернизацией, частично из-за общей неразберихи с производством БТ-5. В 1938 году проводились испытания танка БТ-5ИС с наклонным расположением броневых листов, рациональные углы наклона брони привели к заметному росту пулестойкости корпуса. Масса танка возросла до 13,9 тонн.  Надо сказать, что решение талантливого изобретателя Цыганова о рациональном наклоне броневых листов на БТ-5ИС, легло в основу не только следующего созданного на базе БТ-7  опытного танка (БТ-СВ), но и ТТТ на разработку по заданию УММ РККА нового легкого танка БТ-20, явившегося прообразом Т-34.

В 1933 году в СКБ завода «Компрессор» был разработан специальный химический танк ХБТ-5. Изготовлен ХБТ-5 был в 1936 году и предназначался для заражения местности ОВ, постановки дымовых завес и дегазации местности. На начало ВОВ в войсках находилось 13 ХБТ-5. Кроме того, было выпущено 3 огнеметных танка БТ-5 различных модификаций (ни один дальше опытного образца не продвинулся).



 
Оцените этот материал:
(20 голосов, среднее 4.20 из 5)

Комментарии 

 
0 # Любопытный 14.09.2010 06:00
Подскажите пожалуйста, а башня от БТ5 и для Т26 одинаковые ??
Ответить
 
 
0 # Валерий Потапов 14.09.2010 11:00
да, одинаковые
Ответить
 
 
0 # ДмитрийСП-б 07.02.2011 17:30
В настоящее время сохранилось два экземпляра танков БТ-5. Один, неоднократно ремонтированный , линейный танк находится в павильоне легких танков в Музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Другой (радиофицирован ный) установлен на вершине горы Баин-Цаган в Монголии в качестве памятника.



Третий экземпляр,вытащ енный из Невы и отреставрирован ный, второй год как установлен у панорамы "Прорыв Блокады" в Кировске(там ещё Т-26, КВ1(2шт), КВ-1(С),Т-38)( есть фото.кроме Кв в зимней окраске, этих танков могу выслать)
Ответить
 
 
0 # Валерий Потапов 07.02.2011 17:36
Дмитрий, спасибо за дополнение! Сейчас поправлю в статье.
За фотки БТ-5 благодарю, высылайте на адрес
Ответить
 

Добавьте ваш отзыв:

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить