Страница 1 из 10 История создания Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5 был создан в результате работ по дальнейшему совершенствованию боевых качеств танка БТ-2. Несмотря на ряд положительных качеств, таких как высокая оперативная и тактическая подвижность и относительная простота производства, уже в ходе испытаний первых образцов БТ-2 выявился ряд конструктивных и производственных недостатков. Дело в том, что приобретенные у Дж. Кристи танки М.1940 были «сырыми» и являлись, по сути, опытными шасси, собранными группой высококвалифицированных американских рабочих с широким использованием высококачественных и дорогих материалов. При постановке в производство БТ-2 оказалось, что он не очень технологичен, так как является копией М.1940, и требует высококвалифицированного труда рабочих, которых в 30-е годы в СССР остро не хватало. Плюс к тому, возникли проблемы с вооружением танка: мало того, что снаряд 37-мм орудия Б-3 обладал малым фугасным действием, так еще и выпуск пушки не обеспечивал количественно потребностей танковой промышленности.
По этой теме рекомендуем:DVD-диск с научно-популярным фильмом "Легкие советские танки серии БТ"
DVD-диск с научно-популярным фильмом "Оружие Победы: Легкие танки" Именно поэтому, практически параллельно с постановкой БТ-2 на производство, конструкторы, технологи, представители военной приемки ХПЗ работали над устранением недостатков машины. В результате этой работы и появился БТ-5, который был запущен в серию уже в 1933 году. В основном все работы по совершенствованию танка БТ-5 велись в опытном цехе отдела Т-2 ХПЗ. Этот опытный цех Т-2О был создан в марте 1932 года. в виде опытно-исследовательской секции Т-2Ки при технической конторе Т-2К. В январе 1932 года под руководством начальника КБ Т-2К А. О. Фирсова молодыми конструкторами Кучеренко, Дорошенко и Морозовым были начаты работы по усовершенствованию танка БТ-2 — созданию танка БТ-5. Первоначальный проект танка БТ с установкой 45-мм пушки был выполнен на ХПЗ уже летом 1932 г. Для установки новой расширенной башни планировалось удлинить корпус танка по отношению к БТ-2 на 225 мм. Руководство УММ РККА отвергло данный проект, так как изменение корпуса привело бы к перестройке производства и к «срыву большой танковой программы». Поэтому для серийного производства был утвержден проект, отличавшийся от БТ-2 в первую очередь башней с установленным более мощным вооружением. Кроме того в проекте двигатель «Либерти» был заменен на М-5, увеличен объем топливного и масляного баков, улучшена конструкция узлов и агрегатов трансмиссии, усилены элементы ходовой части. Согласно требованиям УММ РККА все работы по созданию нового танка должны были быть окончены к первой половине сентября 1932 г. В этом же месяце ХПЗ должен был изготовить 10 опытных образцов танка БТ-5. Причем выпуск корпусов и башен БТ-5 в 1932 г. планировался на Мариупольском заводе им. Ильича, но планам этим не суждено было сбыться. Опытный образец танка БТ-5 был собран только 21 октября 1932 года, да и то без оборудования башни, без установки вооружения и без укладки боеприпасов. В ноябре 1932 года на ХПЗ были заложены 5 корпусов и заказано 25 башен под установку 45-мм пушки на Мариупольском заводе (20 из них — из конструкционной стали, а еще 5 — из броневой стали). В это же время в КБ ХПЗ по заданию УММ РККА приступили к созданию командирского танка на базе БТ-5. Переход на серийный выпуск БТ-5 руководство ХПЗ планировало осуществить с 1 января 1933 г., начиная с 601-й машины. Но по некоторым причинам (авария при пробеге первого опытного образца БТ-5, неготовность комплекта рабочих чертежей, невыполнение заводом сроков изготовления 10 машин опытной серии) серийное производство БТ-5 началось лишь в марте 1933 г. После сдачи военным последних 37 танков БТ-2, ХПЗ приступил к изготовлению новых танков — БТ-5. На 22 марта представителям военной приемки заводом было предъявлено к приемке 16 машин, еще 55 корпусов находились на конвейере в сборочном цеху, причем 50 собирались под особым контролем, так как этим танкам БТ-5 предстояло участвовать в Первомайском параде в Москве. Первые 10 танков БТ-5 были изготовлены (с разрешения УММ РККА) с деталями из незакаленной «сырой» броневой стали. Причем только три условно бронированных танка были отправлены в войска — в 5-й механизированный корпус им. Калиновского. Остальные же были отправлены: 3 танка — в 5-й учебный полк, один в Орловскую бронетанковую школу, один на НИБТ полигон, один на химический полигон для установки огнемета, один в Реактивный Институт для установки газодинамической пушки. Кроме того, при освоении новой эллиптической башни, унифицированной с Т-26, Мариупольским заводом, в целях упрощения освоения производства, были изготовлены 30 башен из неброневой стали, большинство из которых, были заменены на бронированные в 1935 году уже в войсках. Необходимо отметить, что несмотря на налаженную благодаря «железным» башням технологию, производство бронированных башен осуществлялось с большой выбраковкой. Это привело к тому, что число выпускаемых башен уступало числу выпущенных корпусов. Только в 1934 году благодаря подключению к выпуску башен для танков БТ-5 Ижорского завода эта проблема была решена. За два года серийного производства ХПЗ было выпущено 1884 танка. Причем первоначально по заданию завод должен был в 1933 году изготовить лишь 700 машин, но 25 октября 1933 года танковая программа на текущий год по выпуску БТ была увеличена до 1000 машин. ХПЗ, несмотря на трудности связанные с переходом на выпуск БТ-5, успешно выполнил программу. В 1933 году было выпущено 1005 танков (224 — БТ-2 и 781 — БТ-5). Правда, из-за спешки, особенно в конце 1933 года, пострадало качество выпущенных танков. ВРИД начальника УММ РККА Г. Бокис писал Наркому К. Е. Ворошилову: «По танку БТ, несмотря на выполнение программы — качество сдаваемых машин нельзя признать всегда хорошим. Забраковано в пробеге машин: март — 5%, апрель — 5%, май — 8%, июнь — 6%, июль — 5%, август — 10%, сентябрь — 11%, октябрь — 9%, ноябрь — 33%, декабрь — 41%. Что указывает на снижение внимания к качеству, особенно при сборке». В следующем году качество сборки улучшилось, что позволило заводу дать гарантию на бесперебойную работу танков БТ-5 в течении 9-ти месяцев эксплуатации, или 2000 км пробега. Правда частенько ХПЗ подводили предприятия смежники, поставлявшие отдельные комплектующие и материалы по кооперации. Низкое качество было у резинотехнических изделий (бандажи опорных катков, направляющих и ведущих колес и др.) завода «Красный Треугольник», нередко некондиционную сталь поставлял для траков Краматорский завод, броня, поставляемая Мариупольским заводом до августа 1934 г., часто имела трещины. Но все же на ХПЗ в 1934 г. было изготовлено 1103 танка БТ-5, причем 243 из них были командирскими и оснащались радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, и имели марку БТ-5РТ. В особую проблему вылилось оснащение БТ-5 двигателями. Все закупленные в США моторы «Либерти» были установлены на танках БТ-2, а для БТ-5 пришлось использовать отработавшие летный ресурс авиационные двигатели М-5, выпуск которых еще в 1930 году был прекращен на заводе «Большевик». Капитальный ремонт двигателей М-5 был организован на пяти заводах № 35, № 43, № 45, № 47 и «Красный октябрь». Так как на заводах № 35 и № 45 отсутствовала военная приемка, приемка отремонтированных моторов производилась непосредственно на ХПЗ, с проверкой их работы на стенде в течении 2-х часов. Однако в связи с низким качеством отремонтированных двигателей М-5 и малого их количества УММ РККА дало задание ХПЗ разработать танк БТ-5 с двигателем М-17, находящемся в серийном производстве. Весь 1934 год в цехе Т2О велись опытные работы, результатом которых стало появление очередной модификации — танка БТ-7 с двигателем М-17. Единственный способ убедить покупателя в качестве своего товара — это предъявить на него сертификат соответствия. На часть товаров его надо получать обязательно, а на остальную — добровольно.
|