The Russian Battlefield
r010.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
LanguageRussian (CIS)English (United Kingdom)
Сейчас на сайте:
  • 17 гостей
  • 6 роботов

Visitors

Today: 2401
Yesterday: 2509
This Week: 13495
Last Week: 14556
This Month: 60820
Last Month: 53258
Total: 115682





Легкий танк БТ-2

PDF Печать
Автор: Андрей Кравченко
Создано 20.09.2005 16:44
Обновлено 22.01.2010 14:56

История создания

Танки серии БТ изготовлялись на ХПЗ, выбор именно этого завода для организации серийного производства колесно-гусеничного танка БТ («Кристи» М.1940) был не случаен, поскольку производственная база завода позволяла практически полностью изготовить танк. Завод начал организацию танкового производства не на пустом месте. В 1920–23 гг. именно на ХПЗ было отремонтировано около 30 трофейных танков. С 1924 года на ХПЗ серийно изготавливались гусеничные тракторы «Коммунар», готовилось производство более мощных тракторов «Коминтерн»;. С 1925–26 гг. широко стала применяться газо-электросварка в паровозостроении. За годы с 1920 по 1925 выросли кадры квалифицированных рабочих, конструкторов, металлургов, технологов.

В 1928 году начались проектные работы по опытному танку А-12 (Т-12). Специализация ХПЗ была определена в 1929 году, постановлением Совнаркома СССР об организации на заводе танкового производства. Было создано танковое специальное конструкторское бюро (СКБ), в тракторном цеху создан участок сборки танков; начаты работы по проектированию среднего танка Т-24. В это время уже шло строительство корпусов и цехов танкового производства, был создан танковый отдел (Т2), в состав которого вошли механический, сборочный, сдаточный, опытный и другие цеха, а также СКБ, технологическое бюро подготовки производства, отдел сварки корпусов и башен, необходимые службы.

Проектированием, организацией и подготовкой производства танка БТ на ХПЗ, начиная с 25 мая 1931 года, занималось СКБ. Это СКБ возглавил, командированный из Москвы военинженер 2-го ранга Н. М. Тоскин, в СКБ работало 22 конструктора, большая часть которых не имела инженерного образования.

1 июня 1931 г. председатель НТК УММ РККА Лебедев направил директору ХПЗ Владимирову, утвержденное начальником УММ РККА Халепским, задание на проектирование колесно-гусеничного танка БТ. Согласно заданию машина должна была иметь следующие характеристики:

«Боевая масса, т — 14,0;
Скорость движения на колесах — 70 км/ч;
Скорость движения на гусеницах — 40 км/ч
Запас хода, часов — не менее — 4 часа

Вооружение:
1 — 76,2 мм противоштурмовая пушка (временно)
1 — 37 мм большой мощности
2 — пулемета ДТУ

Боекомплект:
К 76,2 мм пушке, выстр.— 40
К 37мм пушке, выстр.— 100
К пулеметам ДТУ, патр.— 5000

Броневая защита, мм.
Лоб, башня, корма — не менее 20 мм
Борт — 13 мм
Дно, крыша — 6 мм
Команда (экипаж), чел.— не менее 3-х.»

Согласно этому заданию танк БТ должен был быть поставлен на серийное производство, без каких бы то ни было конструктивных изменений, улучшений и т. д. Машина должна была быть запущена в производство в точной копии с имеющимся образцом, что значительно упрощало организацию производства и особенно важно — не давало повода ссылаться на недоработанность конструкции, как это было в случае с Т-24.

Надо сказать, что не все работники и руководители ХПЗ были довольны решением о производстве на предприятии танка БТ, доходило даже до официальных разбирательств между руководством ХПЗ и УММ РККА. Все же преодолев сопротивление руководства завода, УММ 20 сентября 1931 года выдало заказ № 70900311, по которому ХПЗ был обязан к 1 ноября выпустить 6 опытных образцов танка БТ. Но к указанному сроку было изготовлено лишь 3 танка, которые приняли участие в параде 7 ноября в Москве. Причем по Красной площади прошли лишь 2 машины, так как третий из-за возгорания двигателя был оставлен на подходе к ней. Два оставшихся БТ из-за неполадок в коробках передач еле покинули главную площадь страны.

Согласно постановлению КО СССР № 6 от 23 мая 1931 года, ХПЗ к весне 32 года должен был подготовить танковое производство по танку БТ, с годовой программой в 2000 машин. Причем завод к 1 января 1932 года должен был сдать 25 и подготовить к приемке еще 25 танков и 25 комплектов деталей и собранных механизмов с расчетом выпуска первых 100 машин не позднее 15 февраля 1932 года. Такой высокий темп выпуска был вызван начавшейся в 1930 году реорганизацией РККА. По плану уже к 1 декабря 1932 года в войска должны были поступить 2000 танков БТ. Всего к концу реорганизации на вооружении РККА должно было быть 4497 танков типа БТ.

Освоение серийного производства БТ на ХПЗ шло медленно. Не только нежелание руководства выпускать «чужую», навязанную машину было тому причиной. Была очень ограничена производственная база, изначально не рассчитанная на изготовление такого количества танков, строительство новых цехов затянулось, в основном из-за дефицита стройматериалов и отсутствия специального оборудования, которое спешно закупалось за рубежом. Специальные металлорежущие станки были закуплены в Германии, Швейцарии и США. Кроме того, Ижорский завод столкнулся с рядом проблем при изготовлении бронелистов для корпуса БТ, и особенно, башни нового танка. Вместо заданных 50 комплектов корпусов и башен ИЗ в 1931 году отправил на ХПЗ лишь 3. Именно поэтому к концу 1931-го года вместо 25 запланированных танков, заводу удалось изготовить только 3.

С запуском танка БТ в серийное производство количество дефектов не уменьшилось, а даже возросло. Дефекты были как в силовой установке, так и в основных агрегатах трансмиссии и узлах ходовой части. Двигатель «Либерти» был капризным, трудно пускался, имел большой расход масла, нередко перегревался, при пуске были случаи возгорания, так как в качестве топлива использовался авиационный бензин. Слабым местом двигателя был воздухоочиститель, который не исполнял нормально своих функций, значительно сокращая срок работы мотора. Конические пары шестерен 3-й и 4-й скорости были плохого качества и выкрошивались. Критическое положение сложилось с производством траков, так как Краматорский завод поставлял ХПЗ некондиционную сталь.

В особую проблему вылилось оснащение танков БТ двигателями. Дело в том, что в связи с окончательным переходом в 1930 году на выпуск танков МС-1 на заводе «Большевик» производство авиамоторов М-5 было прекращено. Организация производства новых авиадвигателей мощностью 350–500 л.с. было возложено на ВАО (Всесоюзное Авиационное Объединение), но новый авиазавод в срок построен не был, поэтому для выпуска первых 100 танков было решено приобрести в США 50 двигателей «Либерти» в октябре и 50 — в декабре 1931 года. Планировалось возобновить все-таки производство М-5, но с переходом к выпуску более мощного авиамотора М-17, от этой идеи отказались, а решили закупить в США оставшиеся там на складах неликвидные двигатели «Либерти».

Еще одной проблемой БТ было его вооружение. На танках БТ планировалась установка 37-мм пушки Б-3. Она была сконструирована еще в 1929 году, и предназначалась для установки в МС-1. Завод № 8, выпустил к 1931 году 350 единиц данного орудия. Летом 1931 года было принято решение об установке этого орудия, спаренного с пулеметом, в башню БТ. В процессе производства танков БТ, в 1931 году вдруг выяснилось, что ГАУ РККА не справилось с изготовлением опытного образца спаренной установки и пришлось отказаться от ее постановки в производство. В результате пришлось срочно менять чертежи башни, а первые 60 башен, поступивших с Ижорского завода, приспосабливать под раздельную установку 37-мм орудия Б-3 и пулемета ДТ. Еще 240 башен под раздельную установку орудий и пулеметов были изготовлены Ижорским (120 шт.) и Мариупольским (120 шт.) заводами. Начиная с 301-й машины планировалась установка 45-мм орудия 20-К в штатную башню БТ. Однако опытные работы показали, что в существующую башню 20-К не становится, и была разработана башня, унифицированная с легким танком Т-26 под 45-мм орудие (позднее устанавливалась на БТ-5).

Пока «наверху» решался вопрос о вооружении танка БТ-2, зам. Наркома Павлуновский в целях загрузки мощностей промышленности дал указание изготовить для первых 610 машин старые башни, спроектированные под 37-мм пушку. Однако завод № 8 сумел поставить ХПЗ всего 190 орудий Б-3, поэтому в оставшиеся 440 танков БТ, вместо этих пушек была установлена спаренная установка 7,62-мм пулеметов ДТ или ДА-2. Эти спаренные установки поступали в РККА в течении 4-го квартала 1933 года, причем монтаж спарки ДА-2 осуществлялся ремонтными органами войсковых частей.

Здесь хотелось бы отметить, что отдельные зарубежные авторы в своих трудах пулеметные БТ-2 называют БТ-1. В действительности танками БТ-1 назывались два закупленных образца танка «Кристи»;. Танки БТ с 37-мм пушкой или со спаренной пулеметной установкой ДА-2, начиная с февраля 1933 года, получили официальное обозначение БТ-2.

В ходе серийного производства в период с декабря 1931 по сентябрь 1932 года в КБ ХПЗ, под руководством А. О. Фирсова была разработана модификация танка БТ-2 — танк БТ-3, который отличался от БТ-2 переходом с дюймовой резьбы на метрическую. Фактически, с конца 1932-го года в производстве состоял БТ-3, но в войсках и документах эта модификация сохранила прежнее название — БТ-2, поэтому в статье мы также будем пользоваться обозначением БТ-2.

В 1932 году на ХПЗ было изготовлено 396 танков БТ-2, а в 1933 году еще 224 танка. Причем первые 13 танков имели корпуса и башни, выполненные из простой стали. 10 танков были отправлены в учебные заведения и части, а 3 машины были оставлены на ХПЗ и использовались для проведения опытных работ. Кроме того, 53 башни из неброневой стали, были установлены на первые танки БТ-2. Дело в том, что Мариупольский завод не освоил производство бронелистов для башен и все башни имели сквозные трещины и не могли быть установлены на боевые машины.

Все эти машины, отправленные в войска, были учебными и имели отличительный признак: башни и корпуса окрашивались внутри в белый цвет, на который наносилась красная полоса. К концу 1934 года на 15 машинах стальные башни были заменены на бронированные. В 1935 году планировалось заменить в войсках еще 10 корпусов и 48 башен, но этого не сделали из-за перехода ХПЗ на выпуск БТ-5.

На базе танка БТ-2 были разработаны и созданы опытные машины БТ-2-ИС, химический танк ХБТ-2, мостоукладчик СБТ. Ни одна из перечисленных машин в серию не пошла.

Общее устройство танка БТ-2

Компоновка танка

Танк БТ-2 имел классическую компоновку, которая предусматривала четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Экипаж — 2 или 3 человека. Экипаж из 3-х человек имели танки только с пушечным вооружением. Механик-водитель располагался в центре отделения управления в носовой части машины. Командир танка, он же наводчик и заряжающий, располагался в боевом отделении. В случае если экипаж состоял из 3-х человек, командир выполнял функции наводчика, третий член экипажа — заряжающего и пулеметчика.

Броневая защита. Корпус и башня.

Броневая защита танка — противопульная, выполненная из катаных листов брони толщиной 6, 10 и 13 мм. При переходе Ижорского завода на марку брони «ПИ» в сентябре 1932 года максимальная толщина брони корпуса и башни стала составлять 15 мм. Бронекорпус танка являлся каркасом, на котором монтировались все механизмы танка, он имел коробчатую форму и собирался клепкой из отдельных броневых листов. Для увеличения поля зрения водителя и уменьшения мертвого пространства при стрельбе передний лобовой лист был расположен под большим углом наклона. В нем был сделан люк и рубка для головы механика-водителя со смотровой щелью. Боковые стенки корпуса — двойные, между ними помещались топливные баки и элементы подвески. Внутренний лист корпуса — из конструкционной (неброневой) стали. Днище корпуса — сплошное, в нем имелся люк, расположенный под двигателем для демонтажа масляного насоса. Крыша корпуса в передней части имела большое круглое отверстие для установки башни, с прикрепленным нижним погоном шариковой опоры башни. Бронированная башня — цилиндрическая, клепанная была смещена кормовой частью назад на 50 мм, передняя часть башни была скошена. Под скосом на боковой стенке имелась амбразура для установки основного вооружения, а справа от нее амбразура для установки пулемета ДТ. Боковая стенка башни выполнена из двух клепаных половин, в бортах башни имелись смотровые щели, а на части машин, кроме того, были отверстия для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми пробками.

Вооружение

Основным оружием танка БТ-2 являлась 37-мм пушка Б-3 с клиновым затвором, устанавливаемая в подвижной бронировке. Она имела ствол-моноблок с люлькой обойменного типа, складной приклад, гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. Углы наведения пушки по вертикали составляли от −8 до +22 град. Теоретически пушка позволяла вести огонь до 2000 м с боевой скорострельностью 12–15 выстр. в мин. Вспомогательное оружие — 7,62-мм пулемет ДТ, не спаренный с пушкой, а установленный в отдельной шаровой опоре справа от нее. Для стрельбы из пушки имелся телескопический прицел. Боекомплект танка — 92 снаряда и 2709 патронов.

Всего было выпущено 180 машин, вооруженных пушкой Б-3, из них 65 машин не имели пулемета ДТ (отверстие под пулемет в них заваривалось пробкой). Большая же часть танков оснащалась спаренной установкой ДА-2 калибра 7,62-мм. Углы наведения спарки от −25 до +22 град. Конструкция маски установки ДА-2 позволяла без вращения башни вести огонь из пулеметов в горизонтальной плоскости в секторе 20 град. Прицел устанавливался по правому пулемету. Боекомплект составлял 5229 патронов.

Силовая установка

Двигатель — авиационный, двенадцатицилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, марки «Liberti». Максимальная мощность двигателя — 400 л.с. при 1650 об/мин. Пуск двигателя осуществлялся двумя электростартерами «March» (1,3 л.с.) или одним электростартером «Scintilla» (2 л.с.) или вручную с помощью заводной рукояти. Топливная система — принудительная. В нее входили: 2 бензобака, по 180 л. каждый, расположенные между стенками бортов, механический бензонасос шестеренчатого типа, бензопроводы различной длины, четыре водяных нагревателя рабочей смеси, два двойных карбюратора «Зенит» Д52 или И5–52. Система смазки — принудительная. Масляный бак объемом 20 л. Система охлаждения — жидкостная, принудительная емкостью 90 л.

Трансмиссия

Самой сложной из всех систем была трансмиссия танка БТ-2. Все узлы и агрегаты трансмиссии танка находились в кормовом трансмиссионном отделении. К ним относились: главный фрикцион, коробка передач, два бортовых фрикциона с тормозами, два бортовых редуктора и две гитары колесного хода. Не вдаваясь в подробности отметим, что обслуживание ходовой части было самым трудоемким, через каждые 10 часов работы все втулки должны были быть промазаны солидолом, а через каждые 30 часов — все подшипники.

Гусеница состояла из 23 траков без гребней (масса 6 кг) и 23 траков с гребнями (10 кг), ширина трака — 260 мм, шаг — 225 мм. Направляющие колеса располагались в передней части танка, диаметр — 550 мм, опорные катки с резиновыми бандажами — 850 мм (по 4 с каждой стороны танка). При переходе с гусеничного движителя на колесный каждую гусеницу разъединяли на 4 части и укладывали на надгусеничных полках, в ступицы задних колес вставляли блокирующие кольца, соединявшие их с ведущими валами гитар, а в отделение управления на шток устанавливалось рулевое колесо (переход с одного типа движителя на другой — 30 мин.). Колесный движитель состоял из задней пары ведущих опорных катков, передней пары управляемых катков и двух пар средних опорных катков.

Средств внешней и внутренней радиосвязи танк не имел, для связи между членами экипажа была установлена световая сигнализация.

Служба и боевое применение БТ-2

Первые танки БТ-2 поступили на вооружение механизированной бригады им. К. Б. Калиновского. На 1 сентября 32 года в бригаде было 35 танков БТ-2. 11 марта 1932 года РВС СССР принял решение сформировать два первых механизированных корпуса, выделив для их создания по одной стрелковой дивизии из Ленинградского и Украинского военных округов. Осенью в ЛВО на базе 11-й сд был сформирован 11-й мехкорпус, на вооружение которого поступили одиннадцать БТ-2, а еще четырнадцать машин поступили в 45-й МК в УВО.

Всего же по штату мехбригада в своем составе должна была иметь 176 танков Т-26, 32 танка БТ-2, 91 танкетку Т-27, 48 бронемашин, 46 артустановок, 39 орудий калибра 76 мм, 7 зенитных пулеметов и свыше 600 автомобилей различных классов.

В 1934 году было сформировано еще два (7-й МК в ЛВО И 5-й МК в МВО) мехкорпуса. Из двух входящих в корпус бригад трехбатальонного состава, одна имела на вооружении танки БТ, вторая -Т-26. Учения 1932–34 гг. показали, что мехкорпуса при существующей организации громоздкие и трудноуправляемые соединения. Также стало ясно, что целесообразнее иметь однотипную организацию бригад, как входящих в состав корпусов, так и отдельных.

Механизированные бригады новой организации вооружались танками одного типа, преимущественно БТ. Формирование же механизированных корпусов по новым штатам не получило развития, к середине 30-х годов было сформировано лишь три корпуса (5-й, 7-й и 45-й), аеще один  (11-й МК) находился в стадии формирования. Среди руководящего состава Наркомата Обороны не было единого мнения о применении танков в грядущей войне, вот почему с 1935 по 1939 гг. создание новых мехкорпусов не производилось. В августе 1938 года механизированные полки, бригады и корпуса были преобразованы в танковые. Бригады, имевшие на вооружение Т-26 и БТ именовались легкотанковыми (ЛТБр), а Т-28 и Т-35 — тяжелотанковыми (ТТБр). Боевой состав легкотанковых бригад значительно усилился за счет увеличения количества танков во взводе с трех до пяти. Такая бригада по штату должна была иметь 278 танков БТ.

К концу 1938 года танки БТ-2 состояли на вооружении 10-го, 15-го, 20-го и 25-го танковых корпусов, они также входили в состав тяжелотанковых бригад и полков мотострелковых и кавалерийских дивизий.

Значительная часть БТ-2 использовалась в учебных целях. В ВАММ РККА, на Ленинградских и Московских бронетанковых курсах, в Орловской, Саратовской, Горьковской и Ульяновской бронетанковых школах находилось до 130 танков БТ-2. В мае 1940 года все 597 находящихся к тому времени на вооружении РККА танков БТ-2 было решено «оставить как учебный парк, до полного износа». С последующей реализацией в качестве лома через ОФИ.

С момента поступления танков БТ-2 в войска (1932 г.) из-за отсутствия опыта эксплуатации, недоработанности конструкции и низкой надежности танка, танкисты сразу столкнулись с целым рядом неполадок и аварий. Наибольшие хлопоты доставлял пожароопасный (в силу конструктивных особенностей) бензиновый двигатель. Главными причинами пожаров в БТ-2 были: обратная вспышка в карбюратор из-за неправильной установки угла опережения зажигания, короткое замыкание электропроводки системы зажигания, нагрев выхлопных труб, небрежное обращение экипажа с огнем, наличие подтеков бензина на двигателе и под ним. При возникновении пожара его тушили либо порошковым огнетушителем «Тайфун» (хотя и эффективным, но крайне не надежным), либо более надежным пенообразующим огнетушителем «Богатырь». Но наиболее эффективными, как всегда, оказывались подручные средства — песок и земля, а еще лучше вода и брезент.

Опыт эксплуатации в войсках показал, что «из-за недостаточного освоения производства механизмов танка БТ-2 наиболее часто выходят из строя коробки перемены передач, бортовые фрикционы и шестеренчатые гитары». Очень часто слетали резиновые бандажи с направляющих и ведущих колес гусеничного хода из-за слабой посадки и приварки, ломались кронштейны направляющих колес и расходились швы выхлопных коллекторов. Но, несмотря на многочисленные дефекты, БТ-2 были популярны в войсках.

БТ-2 не участвовали ни в войне в Испании, ни в советско-японских конфликтах. Боевое крещение они получили только во время «освободительного» похода РККА в Западную Украину и Белоруссию в 1939 году. Во время этого похода танки БТ-2 применялись весьма ограниченно, так как к осени 1939 года основу танковых бригад составляли более современные БТ-5 и БТ-7. Танки БТ-2 имелись, в основном, в танковых полках кавалерийских дивизий, причем их количество колебалось от 34 машин в 44-м ТП 3-й КД, до 41 машины в 42-м ТП 4-го КК. Высокая скорость позволяла танковым подразделениям, действуя совместно с кавалерией, совершать стремительные маневры, практически без потерь. Так, в 44-м ТП за все время «освободительного» похода был ранен всего один солдат. При совершении форсированных маршей, из строя вышел всего один двигатель и три КПП. Полк, возглавляемый полковником Старковым, взял в плен одного генерала, 68 полковников, свыше 600 офицеров, 2886 солдат. Захвачено: 2 танка, 4 орудия, 960 единиц стрелкового оружия, 168 лошадей. Двигатели танков отработали по 125–255 моточасов. Для восстановления матчасти полк получил: семь двигателей, три КПП, по 10 ведущих и направляющих колес. Кроме того, требовали замены 3000 траков.

Кроме того, БТ-2 применялись в советско-финляндской «зимней» войне. Количество БТ-2 в танковых подразделениях колебалось еще больше, чем при «освободительном» польском походе. Наибольшее их количество имелось в 1-й ЛТБр (82 машины). Во время боевых действий на Карельском перешейке танки БТ-2 применялись, в основном, как средство блокирования ДОТов и оказывали непосредственную поддержку стрелковым частям.

Ограниченное число БТ-2, в составе 13-й ЛТБр приняло участие в первой ночной атаке (в ночь с 15 на 16 февраля 1940 г.) в районе станции Кямяря. В бою за эту станцию 13-я ЛТБр, при минимальных потерях, уничтожила 800 солдат и офицеров противника, 10 орудий ПТО и 15 станковых пулеметов. Кроме того, было захвачено 250 пленных, 8 танков «Renault», артиллерийская батарея и большое количество стрелкового оружия. В ходе боевых действий выяснилось, что танки БТ-2 и Т-26 не могут решать задачи по прорыву заблаговременно подготовленной обороны противника с наличием мощных ДОТов и ДЗОТов. Танки БТ-2 и Т-26, вязли в снегу, и могли двигаться лишь по следу, проложенному более тяжелыми машинами. Также они часто застревали на противотанковых препятствиях.

К началу ВОВ в РККА числилось 587 танков БТ-2, причем 366 из них были на ходу и использовались только в качестве учебных машин. 119 БТ-2 требовали среднего, а 30 капитального ремонта, еще 72 были частично разобраны и использовались в качестве учебных стендов. На 1 июня 1941 года в западных военных округах числилось 396 танков БТ-2.

С началом боевых действий все находившиеся в войсках в качестве учебных машин танки БТ-2 были мобилизованы, несмотря на то, что использование машин вооруженных 37-мм пушкой, затруднялось из-за отсутствия 37-мм выстрелов к ним (производство 37-мм боеприпасов к танковым пушкам было давным-давно прекращено), а имевшееся на складах незначительное их количество уже вылежали все сроки хранения. Эти технически устаревшие и предельно изношенные танки в составе механизированных и кавалерийских корпусов приняли участие в тяжелых приграничных боях с немецкими войсками.

Тем не менее, как наиболее подвижные средства мехкорпуса использовались для нанесения контрударов по наступающему противнику. Так, когда к вечеру 22 июня сложилась крайне тяжелая обстановка на левом фланге Западного фронта (передовые части противника заняли Кобрин и продвинулись на 60 км вглубь советской территории), танки БТ-2 приняли участие в контрударе 6-го и 11-го мехкорпусов. Причем в составе 6-го корпуса было 30 пулеметных БТ-2, а в 11-м МК — 2 таких танка. В течении 23–25 июня силами 6-го и 11-го мехкорпусов были проведены контрудары, с целью перехватить инициативу у противника. Однако в силу удаленности соединений друг от друга и неудовлетворительного управления, а также мощных авиаударов противника, сосредоточить ударную группировку для контрудара в назначенное время не удалось. Части корпусов вводились в бой разрознено и в разное время, целей контрудара (уничтожить Сувалкинскую группировку противника и овладеть Сувалками) достигнуть не удалось. Почти все танки БТ-2 в этих боях были потеряны безвозвратно. Также небольшое количество БТ-2 участвовало в нанесении контрударов на Юго-Западном фронте, в составе 9-го, 19-го, 15-го, и 8-го мехкорпусов (25–29 июня). Все БТ-2 входившие в состав ударных группировок были потеряны.

В начале июля 1941 года 10 танков БТ-2 имелись в сотаве 5-го мехкорпуса, еще 27 — в составе 7-го мехкорпуса. На северном фланге советско-германского фронта наибольшее количество боеспособных БТ-2 имелось в составе 24-й танковой дивизии 23-й армии. На 22 июня 1941 года в штате дивизии имелось 139 танков БТ-2 и 142 танка БТ-5, причем 22 танка БТ-2 и 27 БТ-5 требовали среднего и капитального ремонта. 23 июня, оставив в пункте постоянной дислокации 49 неисправных машин, дивизия совершила своим ходом на старой и изношенной матчасти 160-км марш и к 9.00 25 июня сосредоточилась на границе с Финляндией в районе Лейнола. До 4-го июля 24-я танковая дивизия приводила в порядок окончательно потрепанную материальную часть. 5 июля, по приказу Командующего Северным фронтом, 90 наименее изношенных танков были переданы в 24-й танковый полк. Оставшиеся 142 танка в период с 8 июля по 5 августа участвовали в боях на Лужском направлении. На 1 августа в дивизии оставалось 88 боеспособных танков, только 3 из них были БТ-2. Всего за этот период в 23-й армии было подбито 137 танков, причем безвозвратные потери по БТ-2 составили всего 7 машин. 23 танка были отправлены в капитальный ремонт.

Характер наиболее типичных повреждений танков в этих боях был представлен в отчете:

«О потерях боевых машин 23-й Армии за период с 22.06 по 1.08.41г.

БТ-2 № 107–17. получил пробоины в бою в р-не Мюлюсильта: а) прямое попадание 75-мм снаряда, разбит ленивец и направляющее колесо колесного хода б) пробоины от 22-мм снарядов: — одна пробоина в левом борту отделения управления; — три пробоины в башне; — одна пробоина в верхнем щитке механика-водителя; — одна пробоина в носовой части танка у правого крюка. Танк требует капитального ремонта.

БТ-2 № 0–65. 15.07 в бою при поддержке пехоты получил пробоину 22-мм снаряда в переднюю трубу. Машина восстановлена.

БТ-2 № 401–4. 15.07 действуя в группе поддержки пехоты с 65 сп, в районе высоты 66,6 получил пробоины от 22-мм снарядов а) пробит нижний откидной щиток механика-водителя б) левый борт отделения управления в) верхний лист бронебашни г) нижний обрез башни — башню заклинило д) два пулемета выведено из строя. Танк требует капитального ремонта.

БТ-2 № 283–6. 15.07 действуя в группе поддержки пехоты с 65 сп, в районе высоты 66,6 получил пробоины от 22-мм снарядов а) одну в башне б) одну в маске — выведен из строя один пулемет в) три пробоины в левом борту отделения управления г) одна пробоина в лобовом щитке механика-водителя. Танк требует капитального ремонта.

БТ-2 № 25–06. с22 на 23 июля при буксировке подбитого танка с поля боя в районе высоты 66,6 получил пробоину от 37-мм снаряда в башню. Сорвана маска со шпилек, оба пулемета разбиты. Танк требует капитального ремонта.

БТ-2 в количестве 3-х штук подбиты, 15.07 в районе Мюлюсильта. Остались на поле боя.

БТ-2 № 60-83 с 27 на 28 июля при буксировке разбитых танков в районе Мюлюсильта получил 5 пробоин от 37-мм снарядов в корму танка. Разбито два цилиндра двигателя. Одна пробоина от 12,7 мм пули в башне. Танк требует капитального ремонта.»

Как видно из отчета, несмотря на значительное количество пробоин, большинство танков после проведенного капитального ремонта могло быть возвращено в строй. Другое дело — танки оставленные на территории занятой противником. Даже при незначительных повреждениях их приходилось оставлять и они доставались противнику, а для нас оказывались в числе безвозвратных потерь. Вот почему уже к середине сентября 1941 года количество боеспособных БТ-2 в РККА можно было пересчитать по пальцам.

Тем не менее, оставшиеся в строю после боев лета-осени 1941 года немногочисленные танки БТ-2 использовались и далее. Так, в составе 18-й ТБр 5-й А находилось 5 танков БТ-2 (на 9 октября 1941 г.), в 21-й ТБр 16-й А — 7 танков БТ-2 (на 10 октября 1941 г.), в 150-й ТБр 3-й А — 7 БТ-2 (на 26 февраля 1942 г.), в 10-й ТБр 38-й А — 7 танков БТ-2 (на 8 марта 1942 г.), и т. д. Последнее упоминание о боевом применении БТ-2 относится к лету 1943 года на Ленинградском фронте. Учебные танки, находившиеся в различных учебных заведениях в течении 1942–43 гг. были списаны и сданы в металлолом.

Источники: «Бронеколлекция» № 1 1996
«Танки БТ. Часть первая», Армада 1998
М. Барятинский, М.Коломиец «Легкие танки БТ-2 и БТ-5», 1996

БТ-2, вооруженный только пулем...
bt2_2
bt2_3
bt2_4
bt2_6
bt2_7
bt2_10
bt2_11
bt2_13
bt2_15
bt2_16
bt2_17
bt2_18
bt2_19
bt2_20
bt2_21
bt2_22
bt2_23
bt2_24
bt2_25
bt2_26
bt2_27
bt2_28
bt2_29
bt2_30
bt2_31
bt2_32
bt2_33
bt2_34
bt2_35
bt2_36
bt2_37

 
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться, чтобы делать комментарии.
Прокомментировать статью. (0 комментариев)