28 августа 1930 года было подписано соглашение с обществом БЮТАСТ (подставная контора фирмы «Рейнметалл») на поставку в СССР опытных образцов и технологии изготовления орудий, в том числе четырех 76,2-мм зенитных пушек фирмы «Рейнметалл». На 28 августа 1930 года 7,5-см пушка «Рейнметалла» находилась в стадии испытаний. Один образец испытывался Рейсхвером, второй — на полигоне завода, причем последний имел ствол в 60 калибров, а не в 55 калибров, как первый. Образцы пушек, доставленные в СССР, имели калибр 76,2 мм. Поставленные образцы имели съемный лейнер, переменную длину отката, приборы АУТ без гидравлического привода. 7 июня 1931 года на НИАП прибыла немецкая 76,2-мм пушка Flak. 8 июня 1931 года на НИАПе были начаты стрельбы по подбору зарядов для начальной скорости 820–830 м/с. По образцу пушки фирмы «Рейнметалл» на заводе № 8 было изготовлено несколько опытных зенитных пушек 3-К. Подготовкой рабочих чертежей занимались Г. Тагунов и Н. Горохов. В феврале-апреле 1932 года на Научно-исследовательском зенитном полигоне испытывались образцы 76-мм зенитной пушки изготовления «Рейнметалл» и завода № 8. В ходе испытаний на полигоне трех 76-мм систем обр. 1931 г. (№ 1,2 и 3) с 8 июня по 17 июля 1932 года получены результаты: а) дальность стрельбы снарядом черт. 3222-14732м при угле 45°; б) во всех системах отмечено вдавливание зеркала клина внутрь, что влечет отказ полуавтоматики вследствие выпучивания дна гильзы; в) полуавтоматика работала неудовлетворительно, так: — у пушки № 1 полуавтоматика сработала в 19% из 830 выстрелов; — у пушки № 2 полуавтоматика сработала в 30% из 180 выстрелов; — у пушки № 3 полуавтоматика сработала в 58% из 694 выстрелов; г) при стрельбе под углом свыше 83° происходил удар коробкой полуавтоматики о цилиндр уравновешивающего механизма, а по тактико-техническим данным требуется +85°. Двухколесная повозка для этой пушки ЗУ-29 была разработана Брянским заводом им. Кирова. Было отмечено, что при движении по пересеченной местности ЗУ-29 неустойчива. В 1932 году пушка 3-К была принята на вооружение под названием «76-мм зенитная пушка обр. 1931 г.» (заводской индекс 3-К). Кроме повозок ЗУ-29, 76-мм зенитная пушка обр. 1931 г. устанавливалась на тумбовых установках бронепоездов. В начале августа 1936 года с завода № 8 на НИАП были доставлены 3 опытных лейнера с нарезкой Юлина к 76-мм зенитным пушкам обр. 1931 г. В середине августа начались их испытания. К 1 октября 1938 года на заводе № 8 был разработан проект ССП (синхронно-следящий привод) системы Костенко для 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г. Валовое производство системы 3-К было начато на заводе № 8 в 1932 году, но неудовлетворительная конструкция полуавтоматики и цилиндра компрессора задержали освоение производства. Пушки с лейнерами начали изготавливать во второй половине 1934 года. Кроме того, в 1935 году завод № 8 сдал под пломбу 20 систем 3-К без платформ и колес для установки их на автомобиль ЯГ-10 (29К), монтаж их завод в 1935 году не производил. Система 3-К снята с производства 1 января 1940 года. На 1 ноября 1936 года в Красной Армии всего имелось 1194 76-мм пушек 3-К. Из них 1171 годная, 23 требующих капитального ремонта и 7 учебных. К 22 июня 1941 года в РККА имелась 3821 76-мм зенитная пушка обр. 1931 г. В ходе войны 24 76-мм зенитные пушки обр. 1931 г. были переданы ВМФ. На вооружении были следующие стволы 76-мм зенитных пушек обр. 1931 г.: а) ствол с трубой, скрепленной кожухом, без лейнера; б) ствол с трубой, скрепленной кожухом, с лейнером; в) ствол-моноблок (однослойный ствол без кожуха) с лейнером. У всех типов стволов навинтной казенник и вертикальный клиновой затвор. Полуавтоматика затвора полуинерционного типа. Зенитная пушка повышенной мощности 76-мм пушка обр. 1931 г. повышенной мощности изготовлена на заводе № 8 в 1936 году по проекту, предложенному в 1934 году Г. Д. Дорохиным. Проект предусматривал увеличение начальной скорости с 820 м/с до 970 м/с на обычном порохе или до 1000 м/с на лучшем порохе. Дальность должна быть 18,5 км, увеличена с 14,5–15,0 км, а досягаемость — с 10 до 13 км. Изменения в пушке: укорочен кожух моноблока на 1430 мм и введена свободная труба вместо лейнера, длина ее на 600 мм больше длины лейнера. Введена новая камора с объемом 3,3 л от универсальной пушки Л-1 Кировского завода, вместо старой каморы объемом 2,8–2,9 л. Введен дульный тормоз от 76-мм пушки 32-К (дульный тормоз ЗиК). Был также предусмотрен другой более мощный дульный тормоз системы АНИИ. Введение дульного тормоза позволило оставить без изменений противооткатные устройства. Укорочение кожуха вполне компенсирует нарушение уравновешенности системы. В остальном система не отличается от штатной. Система отправлена с завода 15 января 1937 г. и поступила на НИАП 19 января 1937 года. Первая стрельба проведена 28 мая 1937 года. Отмечены задержки у снарядов черт. 2-01204 (дистанционная граната с Т-6). Испытания окончены 22 октября 1937 года. Всего сделано 398 выстрелов. Вот что написано в отчете по результатам испытаний этой системы: «... Выводы: оптимальная баллистика при нормальном заряде марки 15/7, начальная скорость 950–960 м/с для снаряда 2–01204 и давления 2940–2980 кг/см2. Большей начальной скорости у данного ствола получить не представляется возможным из-за увеличенния давления: при усиленном заряде 2,675 кг 15/7 начальная скорость 990–1000 м/с и давление 3125–3200 кг/см2. Дульный тормоз ЗиК лучше тормоза АНИИ, хотя и слабее, у ЗиК газы отводятся в сторону, а у тормоза АНИИ часть газов отводится назад, что опасно для расчета. Работа всех устройств и меткость удовлетворительны. Дальность увеличена на 9,35% (до 16,4 км), но в основном за счет формы снаряда. Потолок не определялся». В серию стволы повышенной мощности не запускались. ТТХ УСТАНОВКИ 3-К Параметр | 3-К | Калибр, мм | 76,2 | Длина ствола, клб | 55 | Масса орудия в боевом положении, кг | 3750 | Масса откатных частей, кг | 950 | Углы ВН, град. | -3 +82 | Угол ГН, град. | 360 | Начальная скорость снаряда, м/с | 816 | Скорострельность, выстр/мин | 20 | Время перевода в боевое положние, мин. | 3-5 | Скорость возки по шоссе, км/ч | 35 | Расчет, чел. | ? | ТАБЛИЦА СТРЕЛЬБЫ Снаряд | Нач. скорость, м/с | Дальность макс., м | ОФ-350, О-350А | 387 | 7100 | Ф-354, Ф-35Ф | 381 | 6700 | Ш-354 (с 22" трубкой) | 381 | 5200 | Ш-361 (с Т-31УГ) | 368 | 6800 | ОФ-343 | 420 | 7700 | БР-350, БР-250Б, БР-350СП | 370 | 4000 | БР-350 (в павтроне УБП 353М) | ? | 1000 | Бронепробиваемость обр.1927 для боеприпаса БР-350А Угол | 60° | 90° | 100 м | 28 | 34 | 500 м | 25 | 31 | 1000 м | 23 | 28 | 1500 м | 21 | 26 | 2000 м | 20 | 24 | БОЕПРИПАСЫ ДЛЯ 76-ММ ЗЕНИТНЫХ ПУШЕК ОБР.1931 И 1938 ГГ. ВЫСТРЕЛ | СНАРЯД | ЗАРЯД | Индекс | Масса, кг | Индекс | Масса, кг | Длина, клб | Масса ВВ, кг | Взрыватель | Индекс | Масса, кг | ОСКОЛОЧНЫЕ ФУГАСНЫЕ | УО-361 | 11,5 | О-361 | 6,61 | 2,8 | 0,182 | T-5 | Ж-361 | 1,82 | УО-361Д | 11,57 | О-361Д | 6,61 | 3,3 | 0,458 | T-5 | Ж-361 | 1,82 | УО-361К | 11,75 | О-361К | 6,95 | 3,3 | 0,458 | КТМ-1 | Ж-361 | 1,82 | БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ | УБР-361 | 11,3 | БР-361 | 6,5 | 3,5 | 0,119 | МД-5 | Ж-361 | 1,82 | УБР-361СП | 11,3 | БР-361СП | 6,5 | 3,6 | нет | нет | Ж-361 | 1,82 | БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ | нет | БРОНЕПРОЖИРАЮЩИЕ (КУМУЛЯТИВНЫЕ) | нет | КАРТЕЧЬ И ШРАПНЕЛЬ | УШ-361 | 11,5 | Ш-361 | 6,61 | 3,0 | 0,084 | Т-3УГ | Ж-361 | 1,82 | УШ-361Б | 11,3 | Ш-361А | 6,61 | 3,0 | 0,084 | Т-3 | Ж-361 | 1,82 | ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ | нет | ДЫМОВЫЕ | нет | Источники: Энциклопедия вооружений А. Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии», 2000
|