007.jpg
The Russian Battlefield
007.jpg
Главная




Немного о танковых таранах

Печать
Впервые опубликовано 26.09.2005 00:06
Последняя редакция 17.01.2016 19:24
Материал читали 22835 человек
Пред. страница - Страница 1 из 2 - След. страница >>

Среди подвигов, совершенных танкистами, особое место занимают тараны, совершенные экипажами. К сожалению, как-то так получилось, что о героях-танкистах - мастерах таранов знают очень немногие. Но такие тараны совершались на протяжении всей войны. Одним из первых его совершил экипаж лейтенанта П.Гудзя. Это случилось 22 июня 1941 года в 8 км от Яворова: танк KB таранил немецкие T-III и бронетранспортер.

Особенно много таранов было в 1943 году. Например, в сражения в районе Прохоровки 12 июля советские воины совершили более 20 танковых таранов, а за 50 дней Курской битвы - более 50. Такими ударами уничтожались не только легкие и средние бронированные машины врага, но иногда "тигры" и "пантеры". При ударе корпусом немецкие танки выходили из строя. У них лопалась броня, рвались гусеницы, деформировались ведущие и опорные катки.

Прямые удары совершались, как правило, в исключительных случаях, когда кончались боеприпасы, повреждалась пушка, а бой продолжался. Иногда на них шли при внезапной встрече с вражескими машинами на улицах городов и поселков, а также в ближнем танковом бою, когда танки врывались в боевые порядки противника. Таранить стремились в борт танка, иногда это приводило с переворачиванию машины противника. Часто машины взрывались либо из-за детонации боекомплекта, либо из-за возгорания топлива, пролившегося из поврежденных баков. При взрыве обычно страдали обе машины.

Нередко, чтобы выполнить боевую задачу, экипажи шли на таран преднамеренно. Случалось это обычно при плохой видимости (туман, снег, дождь) или ночью, когда прицельный огонь из пушки вести нельзя. Особенно эффективными были преднамеренные тараны, нацеленные на уничтожение вражеских колонн. Боевые машины внезапно врывались в них и ударами корпуса крушили врага, вызывая панику. Такой вид таранов - одна из вершин мужества и мастерства танкистов, действовавших в разведке, в авангардах и в передовых отрядах. Они, как правило, наносили противнику большой ущерб.

В годы войны такие тараны совершили экипажи Героев Советского Союза капитана В.Богачева из 43-й танковой дивизии под Дубно (26 июня 1941 г.), старшего лейтенанта А.Умникова из 50-й гвардейской танковой бригады под Краматорском (7 февраля 1943 г.), лейтенанта И.Киселева из 65-й ТБ у польского населенного пункта Юзефув (15 января 1945 г.).

Известны несколько случаев таранов танками бронепоездов. 24 июня 1944 года под Бобруйском на станции Черные Броды таран бронепоезда совершил экипаж танка гвардии лейтенанта Дмитрия Комарова 15-й гвардейской танковой бригады, а 4 августа 1944 года на Сандомирском плацдарме - капитана Леонида Малеева, командира роты 47-го гвардейского тяжелого танкового полка.

Врываясь на вражеские аэродромы, воины таранили самолеты. Механики-водители 24-го танкового корпуса в наступательной операции Сталинградской битвы, преодолев с боями за 5 суток свыше 240 км, утром 24 декабря 1942 года прорвались к станции Тацинская. Здесь находились тыловая база снабжения и 2 аэродрома противника, где размещались более 300 самолетов. Боеприпасов оставалось мало, поэтому самолеты уничтожали в основном таранными ударами. Танкисты 1-го танкового батальона 54-й танковой бригады капитана С.Стрелкова и 2-го танкового батальона 130-й ТБ капитана М.Нечаева уничтожили около 300 самолетов на аэродромах и 50 - на железнодорожных станциях в эшелонах. С участием танкистов был разрушен "воздушный мост", по которому шло снабжение окруженной в Сталинграде группировки Паулюса. Лишилась необходимой поддержки с воздуха и группировка Манштейна, пытавшаяся деблокировать окруженные армии.

 



 
Оцените этот материал:
(50 голосов, среднее 4.34 из 5)

Комментарии 

 
+2 #2 Валерий Потапов 21.03.2011 09:39
Спасибо за интересный комментарий!
 
 
+12 #1 UL7276 20.03.2011 22:35
Статья очень нужная и полезная, тем более, что по вполне понятным причинам даже в России появилось довольно много "компетентных" поклонников не отечественных, а зарубежных танков и танкистов. Если говорить коротко, то хочется посоветовать этим "пылким сторонникам всего передового и современного" научиться болеть за наших не только во время хоккейных или футбольных матчей. Все в жизни бывает, вдруг и этот навык когда-нибудь пригодится...
По слышанным мною (в начале 70-х и в совершенно неофициальной обстановке) воспоминаниям Героя Советского Союза Балашова А.Н., воевавшего на Т-34, он таранил танки противника трижды. Два раза - средние (в 1941 г.?) и один раз - "Тигра" (во время сражения на Курской дуге). Причем, всякий раз таран осуществлялся с идеей вывода из строя машины противника и сохранения способности продолжать бой для своей машины. В двух первых случаях существенно уступавший в весе таранившей машине танк противника либо получал неустранимые во время боя повреждения, либо оказывался в овраге. Наиболее примечателен третий случай, т.е. таран "Тигра", весившего примерно вдвое больше тридцатьчетверк и.
По сути, это был таранный маневр, заранее заготовленный для "сверхближнего" боя с уступавшими в маневренности вражескими "тяжеловесами" (известно, что в 1943г. при встречах с ними наши танкисты должны были стремится к бою на трудно достижимых дистанциях порядка 300-500 м и менее). Смысл осуществленного маневра изложен далее. При встрече с противником "нос к носу" и незаряженном орудии механик-водитель по команде направил машину таким образом, чтобы избежать лобового столкновения и разбить "Тигру" ведущее колесо. После удара тридцатьчетверк а сдала назад на 10-15 м и обездвиженный противник был расстрелян из пушки с пистолетной дистанции. Важно отметить, что при сближении танков экипаж "Тигра" пытался довернуть свою машину, добиваясь выгодного для него лобового столкновения, но маневренности для этого ему явно не хватило...
В результате красивого боя "Тигр" был уничтожен. При этом экипаж тридцатьчетверк и получил лишь легкие ранения и ушибы. Всего же Герой Советского Союза Балашов Анатолий Николаевич при засчитанных ему двадцати машинах подбил и сжег порядка тридцати танков и САУ противника. Именно эти цифры были произнесены в его упомянутых выше воспоминаниях. И я этим цифрам безоговорочно верю. Ведь заговорил со мной Балашов - скромный и с виду неприметный человек в плаще только после того, как увидел в руках "юноши обдумывающего житье" книжку про танки.
Вспоминая этот разговор спустя сорок лет, я понимаю, что душой в тот момент он был там - под Прохоровкой, "где все было не так страшно, как показывают в кино". Просто надо было уметь подходить на триста метров к "Тиграм", которые могли расстрелять твою машину с полутора километров. А уже в 44-ом они сами стали побаиваться и не только ИС - вторых, но и ведра, закрепленного "в качестве дульного тормоза" на пушке Т-34-85.
 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.