005.jpg
The Russian Battlefield
008.jpg
Главная Танки Легкие танки Легкий танк Т-26




Легкий танк Т-26

Печать
Автор: Андрей Кравченко
Впервые опубликовано 20.09.2005 20:13
Последняя редакция 24.03.2015 20:28
Материал читали 44910 человек

2 августа Комитетом обороны принята программа танкостроения в условиях военного времени, согласно ей тяжелая промышленность СССР должна обеспечить наличие в армии:

"- танков Т-26 — 13800, исполнители СТЗ и «Большевик»;
— танков БТ — 2000, исполнитель ХПЗ;
— танкеток Т-27 — 16000, исполнитель Автозавод 2 и НАЗ;
— иных танков — 8200, исполнители «АМО» и Ярославский завод.
Всего — 40000 танков."

Понятно, что в начале тридцатых о подобной программе можно было говорить только как о деле далекой перспективы. Проанализировав возможности завода «Большевик» Комитет Обороны разрешил (!) КБ «Большевика» вносить любые изменения в конструкцию и методику изготовления танков, не снижающие их боевые качества. Осенью 1931 года начинают делать новую повышенную цилиндрическую башню со смотровым окном, мотор отодвинули на 77 мм ближе к корме, с начала 1932-го года были введены новый бензобак и маслобак.

Но проблемы оставались. Так, 26 апреля 1932 г. К. Сиркен докладывал, что смежники затягивают поставку узлов и агрегатов, а входной брак моторов достигает 70-88%, по корпусам — 34-41%. Из-за всех этих причин программа выпуска 10000 танков была конечно сорвана, к 19 марта 1933 года на вооружение РККА было принято 1411 Т-26, 2146 танкеток Т-27 и 522 танка БТ. Причем качество изготовления практически всех этих машин было отвратительным. Например, в 1932 году было изготовлено 1410 Т-26, предъявлено к сдаче 1361 танк, а войска приняли лишь 950.

Несмотря на то, что в 33-м году уже был в производстве пушечный однобашенный Т-26, производство двухбашенных пулеметных машин продолжалось.

Корпус двухбашенного Т-26 собирался клепкой на каркасе, толщина листов на машинах 1931–32 гг. составляла 6–10 мм. На подбашенной коробке на шариковых опорах устанавливались две пулеметные цилиндрические башни из 11-мм броневых листов. Двигатель — карбюраторный воздушного охлаждения, мощностью 90 л.с. Бензобак емкостью 182 литра и маслобак на 27 литров располагались рядом с двигателем. Силовая передача состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения. Пятискоростная КПП устанавливалась в носовой части танка. Подвеска танка — блокированная, состоявшая побортоно из двух тележек. Тележки взаимозаменяемые и состояли из 4-х сдвоенных обрезиненных опорных катков. Ведущие колеса — литые, располагались впереди, а направляющие сзади. Для разгрузки гусеницы на каждом борту располагались по 4 обрезиненных поддерживающих катка. Гусеница — цевочного зацепления состояла из литых стальных траков, соединенных пальцами.

Первые Т-26 создавались под установку 37-мм пушки Гочкиса или же пушки Сячинтова ПС-1 в правой башне. Также в серию пошли танки имевшие по два пулемета ДТ. Оптических прицелов не было. Из 1627 двухбашенных танков, выпущенных в 1931-33гг. пушкой ПС-1 было вооружено 450 машин.

В 1932 году на вооружение принимается 45-мм танковая пушка 20-К, поначалу довольно капризная она была отлажена к 1934 году и на многие годы стала основным танковым орудием РККА. С весны 1933 года именно она считается основным оружием для танков Т-26 и БТ. По сравнению с ПС-1 и ПС-2, 20-К обладала целым рядом преимуществ: увеличилась бронепробиваемость, резко возросла масса осколочного снаряда с 0,645 кг до 2,15 кг, а масса ВВ в снаряде с 22 г до 118 г.

Для установки новой «большой» башни на корпусе Т-26 потребовалось внесение некоторых изменений в конструкцию танка. Новый подбашенный лист, на котором новая двухместная башня устанавливалась сдвинутой к левому борту. Однако 45-мм орудие плохо вписывалось в большую башню и после рассмотрения нескольких проектов УММ РККА остановилось на «уравновешенной конструкции с цельнокроеными бортами». Башня была похожа на предыдущую, но имела более развитую кормовую нишу. Конечно, она была более технологически сложной, чем ранний вариант. Так как вооружение и оптика для пушечного танка стали поступать только летом, то до конца 1933 года завод № 174 выпускал однобашенные машины параллельно с двухбашенным вариантом танка. Ничем иным, кроме башни увеличенного размера с 45-мм орудием новый Т-26 выпуска 1933-го года от двухбашенной машины еще не отличался.

Но масса танка возросла на 850–1200 кг, и мощности мотора в 85–88 л.с. стало не хватать. Заводом № 174 был разработан новый карбюратор, поднявший мощность двигателя до 92 л.с. Именно такими двигателями оснащались почти все однобашенные пушечные Т-26. В 1934 году корпус танка в корме подвергся небольшим изменениям, а также в крыше подбашенной коробки добавился вентилятор боевого отделения. Боекомплект пушки уменьшился до 122 выстрелов (у радийных танков — 82), масса танка возросла до 9,6 тонн.



 
Оцените этот материал:
(34 голосов, среднее 4.32 из 5)

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.