Страница 4 из 9 Желая внести свой вклад в совершенствование конструкции танка T-60, в частности повысить его подвижность на местности и в соответствии с заданием правительства свердловчане в феврале 1942 года построили и испытали образец усовершенствованной модели Т-60-1 («061» или Т-60-ЗИС) с силовым агрегатом ЗИС-60, мощностью повышенной до 95 л.с. (а в перспективе — до 110 л.с.). К его производству предполагалось привлечь расположенный недалеко Миасский автомоторный завод, который в то время достраивался. Всего же до сентября 1942 года на Урале было выпущено 1144 танков Т-60, после чего завод № 37, некоторое время выпускал танк Т-70. Затем завод прекратил самостоятельное танкостроение, перейдя на производство узлов и агрегатов к танку Т-34, а также различных боеприпасов. Головным же и самым крупным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ, куда 16 октября 1941 года на постоянную работу прибыл Н. А. Астров с небольшой группой московских коллег, (основной коллектив выехал в Свердловск) для конструкторского обеспечения производства. Вскоре его назначили заместителем главного конструктора завода по танкостроению, а в начале 1942 года он получил Сталинскую премию за создание легких танков Т-40 и Т-60. В короткий срок, невероятным напряжением сил завод завершил изготовление технологической оснастки, моделей, инструмента и с 26 октября приступил к массовому выпуску танков Т-60. Бронекорпуса для них в нарастающих количествах начали поставлять Выксуньский завод № 177, позже подключился Муромский паровозоремонтный завод им. Дзержинского № 176, и, наконец, старейший броневой завод № 178 в г. Кулебаки. Затем к ним присоединился эвакуированный в Саратов подольский завод № 180. И все же бронекорпусов хронически не хватало, что сдерживало расширение производства Т-60. Поэтому вскоре их сварку дополнительно организовали в цехе МСЦ-8 завода ГАЗ. Могучий завод вытянул и эту очередную незапланированную нагрузку. Следует заметить, что Т-60, выпускаемые разными заводами, имели свои особенности, вызванные уровнем технологической оснащенности предприятий и внутризаводскими стандартами. Для значительного увеличения огневой мощи Т-60, в частности для повышения бронепробиваемости его наиболее массовых снарядов (дефицитные подкалиберные применялись редко и были эффективны только на близких дистанциях) возникла мысль вооружить танк 23-мм авиапушкой ВЯ с дульной энергией в 2,5 раза превышающей ТНШ-20. Использование более мощной и надежной, чем ТНШ-20, пушки ВЯ, вероятно, дало бы положительный результат, однако большая энергия отдачи последней практически всегда приводила к заклиниванию башни. Помимо пушки ВЯ, было еще несколько попыток перевооружить Т-60. Наиболее интересными нам кажутся две попытки, предпринятые в начале 1942 года. Первая попытка предполагала перевооружить танк 37-мм полуавтоматической пушкой ЗИС-19. Разработка орудия началось еще в августе 1941 года в ОКБ завода № 92 под руководством В. Грабина. Хотя орудие и планировалось как универсальное, но наибольший упор делался именно в сторону вооружения им легких танков. Орудие отличалось большой мощностью (нач. скорость ББ снаряда — 915 м/с), но ее размеры оказались слишком велики для установки в штатную башню Т-60. Поэтому для орудия изготовили новую башню. Танк с новой башней успешно прошел испытания, но на вооружение принят не был в основном из-за отсутствия боеприпасов, т. к. производство 37-мм боеприпасов для танковой пушки образца 1930 года было давно прекращено, а боеприпасов для 37-мм зенитного автомата 61К катастрофически нехватало.
|