Страница 2 из 11 16 января состоялось заседание комиссии под председательством начальника техуправления УММ Бокиса, на котором были рассмотрены все мнения и предложения. 23 января состоялось следующее заседание комиссии, где против отечественных разработок резко выступили представители промышленности. Оригинал протокола РВС СССР, на котором окончательно решался вопрос о принятии на вооружение В-26, пока не найден, но существует письмо-распоряжение И. Халепского С. Гинзбургу от 26 января 1931 г., которое проливает на многое свет. В нем говорится: «...по имеющимся в штабе агентурным данным, польское правительство ведет закупки 6-тонного танка типа Виккерс и 10-тонного быстроходного танка Кристи и усиленно готовится к их производству. Тов. Ворошилов, тов. Эйдеманн и тов. Тухачевский согласны, что используя англо-французскую помощь поляки в состоянии сделать уже к концу текущего года более 300 шт. легких 6-тонных англ. танков и до 100 шт. средних танков Кристи. В след. году они могут удвоить это число. Таким образом Совет счел целесообразным рассмотреть вопрос о принятии на вооружение КА вышеозначенных танков и начать их выпуск немедленно как они есть — не дожидаясь окончания опытных работ, чтобы при необходимости нанести отпор возможной агрессии». 13 февраля 1931 года РВС СССР, заслушав доклад И. Халепского о ходе работ над новыми танками, постановил принять «6-тонный танк Виккерса, тип В-26» на вооружение РККА, как основной танк сопровождение общевойсковых частей и соединений, а также танковых и мехчастей Резерва Главного Командования. Новый танк, в соответствии с планами УММ, получил индекс Т-26. Еще в то время, когда «наверху» решались судьбы танка сопровождения, закупленные «шеститонники» начали расползаться по стране. Танк 216 поступил в ВАММ, где был разобран для изучения, а танк 215 был для тех же целей отправлен в Сталинград, где предполагалось развернуть его производство. Там новинку разобрали, но собрать, в отличии от ВАММовцев не смогли, поскольку ряд деталей по многолетней традиции были не то утеряны, не то украдены в пути. Кроме того еще два танка (номера не установлены) были отправлены для ознакомления в Харьков и в Ленинград. Уже в ходе работ по сборке первых Т-26, корпус одного из «Виккерсов» был отправлен на завод им. Орджоникидзе для изучения его брони. В ходе исследований отдельные детали корпуса подвергались обстрелу простой остроконечной пулей и бронебойной пулей типа АУ-30 из винтовки и пулемета с дистанции 50 м. Обстрел танк выдержал на «отлично» После химического анализа и исследований микроструктуры брони специалистами отмечалось «что цементованная броня очень высокого качества». Сравнение с поданными образцами брони Ижорского завода показало худшее качество отечественных листов, что было связано с отсутствием в СССР современного металлургического оборудования. Ввиду неготовности Ижорского завода к выпуску брони требуемого качества, решено было первые 15 танков выполнить с корпусами из неброневой стали. В связи с тем, что СТЗ еще не был достроен, то заказ на постройку первых 500 машин был спущен ленинградскому заводу «Большевик». Уже через месяц план был скорректирован до 300 шт., но и это количество оказалось нереальным. Лишь к 1 мая были закончены основные чертежи Т-26, а 16 июня одобрен техпроцесс и завод начал изготовление приспособлений и инструментов для массового производства. С первых дней все попытки заводчан хоть как то упростить технологию изготовления, разбивались о запреты. Требовалось точное копирование заморской «штуковины». Поначалу камнем преткновения стал двигатель, нормой брака по моторам считалось 65%! Ижорский завод подавал отвратительного качества бронекорпуса, они неизменно имели большое количество сквозных трещин. Бронелисты толщиной 10 мм в первый год пробивались винтовочной бронебойной пулей со 150–200 м, хотя это считалось невозможным, тем более, что спешка с освоением танка привела к появлению кустарщины, которая процветала до 1934 года. К тому же стоимость первых Т-26 в два раза превышала стоимость «Виккерсов». Первые Т-26 были собраны с точнейшим следованием английским чертежам, с широким использованием импортных деталей, но двигатели на них работать отказались. Следующие 15 танков тоже не могли двигаться своим ходом и обретали прыть только при перекидке в них мотора с эталонного «Виккерса». Только осенью наши Т-26 стали выползать с территории завода самостоятельно.
|