Страница 3 из 5 Тем временем, 21 ноября 1930 года РВС СССР принимает танк Кристи для производства. Несколько ранее возник вопрос об индексе для этого танка, так как вплоть до Т-34 все индексы были заняты на три года вперед. Однако решение главы УММ, узаконенное письмом от 11 января 1931 года, было непоколебимо: »Поскольку американский танк Кристи не отвечает требованиям системы танко-тракторно-автоброневооружения и на вооружение не принимался, сквозного индекса Т ему не присваивать... Более разумным представляется предложение о присвоении ему индекса «СТ» — скороходный танк, или «БТ» — быстроходный танк..." Именно это решение и породило столь приметное название «советского Кристи». А 23 мая 1931 года вышел приказ Высшего Совета народного хозяйства СССР, в котором танк Кристи разрешалось ввести в «Систему танко-тракторно-авто-бронево-оружения РККА» в качестве танка-истребителя. Прибывшие в начале 1931 года в СССР обе машины подверглись тщательным исследованиям и испытаниям. В частности, танк, имевший заводской номер 2051, 4 марта 1931 года был получен для исследований на склад N 127 АБТУ. После короткого знакомства с танком представителей УММ РККА, 14 марта опытный образец прибыл в испытательный отдел, где, согласно распоряжению начальника УММ РККА, до 16-го мая проводилось ознакомление с его материальной частью и демонстрация закупленной машины под руководством начальника отдела Громова и инженера танковой станции Лаврентьева. Многочисленные делегации руководящего состава РККА с конца марта и до 16 апреля знакомились с приобретенной новинкой, которая в целом произвела на них хорошее впечатление. Поэтому уже 24 апреля 1931 года на заводе «Большевик» состоялось совместное совещание «О танковой программе на заводе на 1931 год». О важности рассматриваемого вопроса свидетельствует состав участников совещания: К. Е. Ворошилов, Тухачевский, Славин (РВС ЛВО), Карпенко (ОГПУ), Литуновский, Халепский, Лебедев (УММ), Сальников (директор завода), К. К. Сиркин, Забржевский (технические директора завода), а также другие представители завода и цехов. В этом постановлении было записано: «Завод принимает заказ на изготовление в текущем (1931) году на 100 танков „БТ‛ (модель „Кристи‛) при условии снабжения его прокатной цементированной броней, причем для разработки рабочих чертежей переключается с 1 мая сего года на эту работу специальное танковое конструкторское бюро, заканчивающее в данный момент рабочие чертежи Т-26... В связи с производством „БТ‛ дальнейший выпуск Т-18 прекратить». Но этим планам не суждено было сбыться. Дело в том, что финансово-плановая комиссия НКВМ наметила на 1931 год изготовление 150 средних танков «ТГ» немецкого конструктора Э.Гротте. Но из-за задержки изготовления опытного образца нового типа среднего танка заместителем председателя Реввоенсовета Уборевичем по предложению Халепского было разрешено заказать на ХПЗ изготовление 200 средних танков Т-24 вместо ТГ. Но так как договор на их изготовление даже к концу апреля 1931 года еще не был заключен, то Комиссия Обороны СССР в начале мая проработала вопрос о возможности производства на ХПЗ танка «БТ» («Кристи»). Выбор был не случаен, так как производственная база завода позволяла практически полностью изготовить танк. По кооперации планировалось изготавливать лишь радиаторы, конические шестерни КПП и литые детали из высокосортной стали. Здесь необходимо отметить, что ХПЗ начал организацию танкового производства не на пустом месте. Коллектив завода получил определенный опыт ремонта зарубежных трофейных танков уже в 1920–1923 годах, когда завод отремонтировал около 30 трофейных танков. С 1924 года на заводе серийно изготавливались гусеничные тракторы «Коммунар»; разрабатывалась конструкция более мощного и совершенного трактора «Коминтерн». С 1925 года началось внедрение в паровозостроении газовой и электросварки. За эти годы выросли кадры рабочих, руководителей, конструкторов, металлургов, технологов.
|