Единственным средством обеспечения радиосвязи Генерального штаба с фронтами в ходе всей войны была радиостанция РАТ, разработанная в 1936 году на заводе им. Коминтерна в Ленинграде коллективом конструкторов в составе: Ханевский Г. С., Каменский Е. И., Ткачев М. С., под руководством профессора Зейбленока Г. А. В конце 1937 года после войсковых испытаний и проведения модернизации отдельных узлов, РАТ поступила в массовое производство. Эта радиостанция выпускалась на Ленинградском (с началом войны этот завод был эвакуирован в Новосибирск) и Горьковском заводах Народного комиссариата электропромышленности (кстати, эти же заводы выпускали радиостанции РАФ, 11-АК, 11-АК-М1 и РСБ-Ф). Радиостанция РАТ выпускалась в двух вариантах: стационарном и подвижном. Подвижный вариант радиостанции монтировался в одной машине ЗИС-6 (силовая часть) и двух машинах ЗИС-5 (передающая и приемная части). Стационарный вариант в годы войны носил название «Даль-Г» и принципиально отличался от автомобильного лишь источником питания. С началом войны выпуск радиостанций РАТ по сравнению с предвоенным периодом был значительно увеличен, но расширить производство до уровня, полностью удовлетворяющего потребности войск, так и не удалось из-за невозможности обеспечить заводы изготовители комплектующими изделиями (радиолампами, генераторами и двигателями). Кроме того было принято решение заменить на радиостанции высококачественные материалы более простыми, а обработку деталей (серебрение, омеднение, хромирование и т. д.) проводить не в полном объеме, что естественно отрицательно сказывалось на качестве изделия. Также следует отметить, что качество выпускаемых радиостанций в начальный период войны было очень низким, в связи с широко распространенным мнением о том, что во время боевых действий срок жизни радиостанции будет короток, и они достаточно быстро будут уничтожаться противником. К тому же, в связи с эвакуацией заводов и мобилизацией резко снизилась профессиональная подготовка кадров, что также не могло не отразиться на качестве выпускаемой продукции. Всего поставки радиостанции РАТ в годы войны в войска составили: в 1941 году — 0, 1942 году — 14 шт., 1943 году — 27 шт. Эта проблема усугублялась и большими потерями РАТ особенно в начале войны. Для сравнения: за полгода с 22.06.41 по 31.12.41 Красная Армия потеряла 19 радиостанций, а за последующие три с половиной года — 13 радиостанций. На протяжении всего периода войны войска ощущали недостаток особенно в автомобильных вариантах РАТ. В 1941–1942 годах штабы фронтов имели только по одной радиостанции, и лишь к концу 1942 года удалось обеспечить их вторыми комплектами этих станций, что дало возможность поддерживать бесперебойную связь с Генеральным штабом. В тоже время обеспеченность радиостанциями РАТ при заявке в 76 радиостанций составила лишь 23 радиостанции, то есть 32% от требуемого. Значительно повысила значение радиостанции РАТ аппаратура «Алмаз», позволявшая обеспечить буквопечатание. Изготовленные перед войной два комплекта этой аппаратуры были установлены на радиостанции РАТ Генерального штаба и штаба Западного фронта, а к концу 1942 года все штабы фронтов были обеспечены такой аппаратурой. Точность и устойчивость рабочих частот передатчика РАТ, обеспечивались благодаря применению оригинальной схемы получения сетки рабочих частот путем преобразования частот кварцевого коротковолнового генератора и длинноволнового генератора плавного диапазона с последующим выделением их суммарных и разностных частот, что обеспечивало получение рабочих частот в диапазоне от 1,25 до 2,3 мГц, а с двух- и трехкратным умножением в последующих каскадах — в диапазоне от 2,5 до 12 мГц. Точность и устойчивость рабочих частот в основном определялись кварцевым генератором, так как частоты генератора плавного диапазона были в 7–20 раз меньше частот кварцевого генератора. Применение кварцев с малым температурным коэффициентом и размещение их в термостате ослабляли влияние изменения внешней температуры на частоту передатчика. Общая погрешность рабочих частот передатчика не превышала 0,05%, что обеспечивало высокую точность передатчика плавного диапазона частот. Приемная часть состоит из двух коротковолновых приемников типа «Даль» и одного длинноволнового приемника типа «Дозор». Приемники всех радиостанций, состоявших на вооружении в годы Великой Отечественной войны, были супергетеродинными с однократным преобразованием частоты, с одним, реже с двумя каскадами усиления промежуточной и низкой частоты, имели чувствительность в телефонном режиме 5–10 мкВ, полосу пропускания 4 кГц, но существенно отставали от передатчиков по точности и устойчивости рабочих частот (приемник типа УС имел погрешность шкалы рабочих частот до 5%). В 1942 и 1944 годах на заводе в Новосибирске радиостанция РАТ была модернизирована, а в 1945 году был разработан ее более совершенный вариант. Эта станция имела более высокие технические характеристики, была проще и легче в эксплуатации. Еще в 1940 году на заводе им. Коминтерна разработали радиостанцию РА (радиоузел РА), предназначавшийся для замены РАТ. В конструкции радиостанции было использован самые передовые технологии, достигнутые в результате многих научно-исследовательских работ завода и других организаций СССР, а также некоторые из зарубежных достижений. 22 июня 1941 года из ворот завода вышел на испытание первый опытный образец радиостанции. После начала войны несмотря на подготовку завода к эвакуации на заводе в срочном порядке был изготовлен второй экземпляр радиостанции. Обе радиостанции были отправлены в Москву, а оттуда — на Западный фронт. Во время битвы за Москву радиостанции погибли. К массовому производству радиостанции РА так и не приступили. Таблица 1. Краткая тактико-техническая характеристика основных типов радиостанций и приемников РАТ Диапазон | Передатчика: 2,5 — 12 МГц (25–120 м), ф.в. № 100–480. Приемников: «Даль»-1,5–12 мГц (25–200 м), ф.в. № 60–480."Дозор": для приема длинных и средних волн. | Число фиксированных волн (ф.в.) | Передатчика: 381. Приемника: 421 | Мощность, Вт | 100 | Радиус действия, км (в режимах телеграф/телефон) | 2000/600 | Источники питания | Силовая машина: силовой и зарядный агрегат. Силовой агрегат: бензиновый двигатель ГАЗ (М-1) и три генератора постоянного тока БРА-С2, АРН-С2 и ДРС-2. Зарядный агрегат: двигатель Л-6, генератор ЗДН-3000. Аккумуляторные батареи 5НКН-60. | Типы антенн и высота мачт | Передатчика: две антенны, подвешанные на двух мачтах высотой 20 м на расстоянии 30 м, каждая по восемь колен; вертикальный диполь: два луча с 7 м с фидером длиной 20 м; Наклонный уголок: два луча по 16 м с фидером длиной 14 м. Приемника: ромбическая с фидером; вертикальный вибратор; длинноволновая | Среднее время развертывания, ч | 2 | Экипаж, чел. | 17 | |