Страница 4 из 7 Стр. 27 «Однако большого будущего у этой машины быть уже не могло… …В свою очередь, и сам Су-2 не мог пикировать из-за слабой несущей способности крыла…» В ТТТ к самолету требование бомбометания с пикирования не предъявлялось. Су-2, как ближний бомбардировщик, для своего времени оказался весьма примечательной машиной в мировом самолетостроении. Что обозначает термин «большое будущее» лично мне не понятно. Су-2 летал вплоть до 1943 года, то есть оказался достаточно живучим для того чтоб отлетать до полной выработки ресурса планера. Замена Су-2 на появившийся Ил-2, оправдана, ибо нет смысла использовать более слабый самолет при наличии лучшей машины. Не вина Су-2, что его создателя опередил Ильюшин… Какое же отношение НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ крыла имеет к пикированию – мне так же не понятно. Видимо имелась в виду низкая прочность крыла? Стр. 29 "…31 марта был испытан ЛаГГ-3...с 23мм пушкой… «…ВЯ» установленной в развале двигателя М-105. Ее боезапас состоял из 60 выстрелов, стрелянные гильзы и звенья собирались в ящик под капотом, так как в случае выброса наружу эти тяжелые железки могли нанести серьезные повреждения фюзеляжу и фонарю кабины." Механизм попадания гильзы в фонарь я себе представить не могу, ведь конструктор с правильным мыслительным процессом, как правило, организовывал выброс гильз вниз или в бок, в крайнем случае – сбор их в специальный ящик или мешок… Преимуществами сбора гильз является экономия цветных металлов и снижение нарушения центровки самолета по мере расходования боезапаса. Мне пока неизвестен ни один самолет, на котором выброс гильз и звеньев ленты был бы организован перед фонарем. Стр 29-30 "Тем не менее на «ЛаГГах» первых серий стали устанавливать упомянутую выше пушку ВЯ-23, а так же два 12,7мм синхронных пулемета Березина (УБС) и два крыльевых пулемета ШКАС… …Из-за ужасного качества также убрали и крупнокалиберный пулемет УБС. В итоге новый истребитель поставлялся в войска с вооружением начала 30-х годов, как у первых модификаций И-16! Аналогичное «современное» вооружение получили и новые МиГ-3 и Як-1" Очередной шедевр! Для начала разберемся с вооружением. По книге уже упоминавшегося Маслова первые серии И-16 были вооружены 2 ШКАС… Вооружение ЛаГГ-1: 1хШВАК (мотор-пушка) и 2хШКАС (синхронные). ЛаГГ-3: 1хВЯ-23 (позже заменена на УБК, то есть один УБ наоборот, добавили), 2хУБС и 2хШКАС; начиная с 4-й серии вооружение: 1хШВАК, 1хУБС и 2хШКАС; с 11-й серии — вооружение: 1хШВАК и 1хУБС; МиГ-1 МиГ-3: 2×7.62мм ШКАС, 1×12,7мм БС с возможностью подвески 2-х УБ на подкрыльевые замки. Як-1: 2×7.62мм ШКАС, 1×12,7мм БС Но видимо авторам невдомек, что наши конструкторы смогли установить всю батарею в подкапотное пространство, и самовольно вынесли два пулемета на крылья! Более того, они вместо ШКАСов убрали с самолетов УБ. Что же касается снятия УБ с самолетов МиГ, то это мотивировалось не плохим качеством пулеметов, а необходимостью облегчить самолеты и недостаточным количеством вновь произведенных пулеметов для комплектации строящихся машин. Между тем, «Илы» с пушками ВЯ-23 честно отслужили всю войну без каких-либо серьезных нареканий со стороны летного состава штурмовых авиачастей Красной Армии. Стр. 30 «Таким образом, советская оружейная промышленность оказалась не в состоянии разработать достаточно мощную… …пушку… …для штурмовки наземных целей и против самолетов противника». 23мм патрон авиапушки ВЯ с бронебойным снарядом пробивал 25 мм броню на дальности 400 м, а его зажигательный состав на основе ВВ с алюминиево-магниевой пудрой зажигал агрегаты самолета, защищенные броней. Осколочно-зажигательный снаряд ОЗ и ОЗТ с ВВ А-9–2 при попадании в дюралевую обшивку крыла самолета делал рваное отверстие размером на входе 75×90 мм, а на выходе 900×700 мм, зажигал топливо и конструкцию самолета. Дальность трассирования — 1200 м. 20мм патрон под авиапушки ШВАК и Б-20 был избран из числа патронов к противотанковым ружьям периода конца первой мировой войны. Основными снарядами 20мм патрона были: ОЗ — осколочно-зажигательный со взрывателем К-20 и А-20; ОЗТ — осколочно-зажигательный-трассирующий; дальность трассирования 1000 м; БЗ — бронебойно-зажигательный, а затем БЗТ — бронебойно-зажигательный-трассирующий и БЗ-А — бронебойно-зажигательный с увеличенной дальностью трассирования (Для улучшения показателей пробиваемости при встрече с преградой под большими углами от нормали являлся цельнокорпусным с плоской головной частью). Бронепробиваемость Б3 снаряда на дальности 400 м под углом встречи ноль градусов составляла 20 мм. Осколочные снаряды создавали рваное отверстие на входе 40×40 мм, а на выходе 445×662 мм. Патронная лента комплектовалась чередованием патрона с ОЗТ и Б3 снарядами. Боекомплект на одну 20мм авиапушку составлял 65–170 патронов. Источник: airforce.ru По воспоминаниям же пилотов, 23-мм пушка ВЯ как раз и была оптимальной для работы по земле, а причины отказа от использования ее на истребителях находились в плоскости весовых характеристик и резкости отдачи, а отнюдь не по причине неудовлетворительной эффективности при стрельбе по воздушным целям. Говорит ГСС Титович (http://www.airforce.ru/history/ww2/titovich/index.htm): "- А Вас устраивали «23»-миллиметровые пушки? — Почти всю войну из них стреляли. Устраивали… — Но «37»-миллиметровые Вам еще больше понравилось? — Видишь ли, ситуация сложнее: снарядов «37»-миллиметров всего только пятьдесят штук. А у «23»-х миллиметровых большие ленты, я уж не помню сейчас сколько, но намного больше. По бронированным целям 37мм отлично работала, а вот если колонну штурмуешь – лучше иметь калибр поменьше, а скорострельность и боезапас побольше".
|