90-мм зенитная пушка М2 предназначена для противовоздушной обороны объектов войск и территории страны. Пушка была разработана в США в 1942 году и в годы войны поставлялась в СССР по ленд-лизу. Благодаря высоким боевым качествам, заключающимся в значительной скорострельности, большой досягаемости по высоте и дальности, а также благодаря мощному снаряду 90-мм пушка была способна эффективно бороться почти со всеми самолетами германской авиации. Устройство пушки позволяло использовать ее также и для стрельбы по наземным подвижным и неподвижным целям. Пушка имеет ствол-моноблок с автофретированной трубой и навинтным казенником. Соединение казенника с трубой осуществляется с помощью нарезки, расположенной на четырех секторах, чередующихся с гладкими секторами. Для направления движения ствола имеются два полозка (правый и левый), прикрепленных к стволу винтами. Затвор полуавтоматический, клиновой, перемещающийся в вертикальной плоскости. Полуавтоматика — копирного типа. Копир укреплен на левой внутренней стороне люльки. Поворотом рукоятки копир может быть поставлен на автоматическое или на ручное открывание затвора. Полуавтоматика обеспечивает автоматическое выполнение следующих операций: открывание затвора, экстрактирование гильзы, удержание затвора в открытом положении и закрывание затвора. Открывание затвора происходит при накате ствола. Закрывание затвора происходит при досылке патрона под действием пружины, помещенной в цилиндре, укрепленном на правой стороне казенника. Ударник взводится при открывании затвора, но может быть взведен и без открывания его поворотом рукоятки на правой стороне казенника. Верхний станок пушки представляет собой сварную конструкцию и в основном состоит из двух щек и плиты. На верхнем станке находятся: качающаяся часть орудия, механизмы подъемный, поворотный, уравновешивающий, механический установщик взрывателей, принимающие приборы с кабельной проводкой синхронной передачи от ПУАЗО, гидравлический регулятор с электромотором. Подъемный механизм — секторный, расположен с правой стороны верхнего станка. Поворотный механизм тумбового типа; он обеспечивает неограниченный поворот верхнего станка вокруг штыря горизонтирующего механизма. Подъемный и поворотный механизмы имеют две скорости наводки (у лафета М1). Нижний станок также сварной с четырьмя станинами. В боевом положении он ложится непосредственно на грунт. Основание станка (крестовина) имеет внизу вертикальные ребра для связи с грунтом. Ребра исполняют роль сошников, удерживая систему от перемещений при выстреле. Для улучшения устойчивости орудия при выстреле могут применяться забивные сошники. На походе три станины (задняя и боковые) складываются и крепятся к верхнему станку, а четвертая своим сцепным устройством соединяется с тягачом. Управление огнем батареи 90-мм пушек велось с помощью ПУАЗО-М7, который вырабатывает азимут, угол возвышения и установку взрывателя. Выработанные ПУАЗО-М7 данные синхронно сообщаются принимающим приборам орудий батареи. Вращением маховиков механизмов наводки до совмещения механических индексов на принимающих приборах с электрическими осуществляется наводка орудия в упрежденную точку. В системах с лафетами М1А1 механизмы наводки имеют силовые приводы. Управление силовыми приводами осуществляется от ПУАЗО-М7 синхронно. Этим достигается автоматическая наводка орудия (без участия орудийных наводчиков), чем увеличивается точность наводки и облегчается работа орудийного расчета. Для стрельбы прямой наводкой по наземным целям на пушке установлены простейшие оптические прицельные приспособления — один телескоп для наводки по азимуту, а другой — для наводки по углу возвышения. Для стрельбы по зенитным целям применялись выстрелы с гранатами осколочного действия М71 (вес 9,55 кг) и М58 (вес 10,63 кг), снабженными механическими дистанционными взрывателями. Эти же гранаты, но с ударными взрывателями использовались для стрельбы по наземным целям. Специально для стрельбы по бронированным целям имелись выстрелы с бронебойно-трассирующими снарядами М77 (сплошными). Для транспортирования пушек использовалась одноосная тележка с двумя двойными колесами. На раме тележки помещается в трех цилиндрах механизм подрессоривания, состоящий из двух компенсаторов, расположенных по краям, и буфера тележки, расположенного в середине. Во всех цилиндрах помещаются винтовые цилиндрические пружины. Компенсаторы, помимо подрессоривания, используются для облегчения перевода системы в боевое и походное положения. Буфер тележки смягчает толчки на походе и ограничивает поворот оси и опускание тележки. При переводе в походное положение тележка сцепляется с нижним станком крюками и болтами, после чего система поднимается для походного движения с помощью компенсаторов. Колеса с пневматическими шинами снабжены тормозами с электрическим и ручным приводами. Имеется приспособление для автоматического включения тормозов при отрыве орудия от тягача. Тяга механическая — грузовой автомобиль, грузоподъемностью от 3 тонн и выше (для удовлетворительных дорог), или гусеничный тягач. Скорость передвижения по хорошему шоссе до 55 км/ч. ТТХ УСТАНОВКИ М2 Параметр | М2 | Калибр, мм | 90 | Длина ствола, клб | ? | Масса орудия в боевом положении, кг | ~6000 | Масса откатных частей, кг | ? | Углы ВН, град. | 0 +80 | Угол ГН, град. | 360 | Начальная скорость снаряда, м/с | 823 | Скорострельность, выстр/мин | 10-12 | Время перевода в боевое положние, мин. | ? | Досягаемость по высоте, м. | 11000 | Макс. дальность стрельбы, м | 17700 | Время перевода в боевое положние, мин. | ? | Скорость возки по шоссе, км/ч | 55 | Расчет, чел. | ? | Источник: В. Шунков «Оружие Красной Армии», 1999
|