011.jpg
The Russian Battlefield
004.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
Russian (CIS)English (United Kingdom)

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU

Сейчас на сайте:
  • 31 гостей
  • 4 роботов

Посетители

Сегодня: 198
Вчера: 1416
На этой неделе: 10342
На прошлой неделе: 17496
В этом месяце: 198
В прошлом месяце: 72971
Всего: 140279



монтаж офисных перегородок в помещение . Аренда элитной недвижимости: купить элитную квартиру. Все о красивой жизни. конструктор детский металлический
Баннер

Десант в порт Маока, 1945

Печать
Share
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 14.10.2010 13:18
Последняя редакция 24.10.2010 10:30

Порт Маока, 1945 г. Советские...
Маока, 1945. Советские десантн...

Утром 19-го августа 1945 года, войска 56-го стрелкового корпуса, прорвав Котонский укрепленный район, вышли на оперативный простор и начали стремительное продвижение в южные районы Сахалина. Этому в значительной мере способствовал морской десант, высаженный в порт Маока [позднее переименован в Холмск — прим.автора]. Порт оборонялся частями 88-й японской пехотной дивизии, которые успели отступить из-под Котона.

Решение о высадке десанта в этом порту командующий флотилией принял уже 15-го августа с расчетом начать ее на рассвете 20-го. Для выполнения этой задачи было выделено 17 боевых кораблей и 6 транспортов, 113-я стрелковая бригада, сводный батальон морской пехоты и авиация флотилии.

Все корабли были сведены в три десантных отряда, отряд артиллерийской поддержки и отряд охранения. Первый десантный отряд состоял из 7 сторожевых катеров, второй — из 4 тральщиков, третий — из транспортов «Всеволод Сибирцев», «Краболов-3», «Измаил», спасательного судна «Тельман» и буксира «Багратион». В отряд артиллерийской поддержки были включены сторожевой корабль «Зарница» и минный заградитель «Океан», в отряд охранения — 4 торпедных катера. Высадку планировалось провести непосредственно на причалы порта и без пауз между первым броском десанта из 297 автоматчиков, первым эшелоном — сводным батальоном морской пехоты, и вторым эшелоном — непосредственно самой 113-й стрелковой бригадой. Командиром сил высадки был назначен капитан 1-го ранга А. И. Леонов, командиром десанта — командир 113-й стрелковой бригады полковник И.3.Захаров.

17-го августа южнее порта Маока была высажена с подводной лодки разведывательно-диверсионная группа [к сожалению ни об ее целях и задачах, ни об ее дальнейшей судьбе мне не удалось пока ничего найти — прим. автора]. Утром 19-го августа корабли с десантом вышли из Советской Гавани и взяли курс на Маоку. Погода на переходе, продолжавшемся около суток, не благоприятствовала десанту: густой туман, сильные ливни, ветер до 6 баллов не раз нарушали походный порядок кораблей, которым приходилось уменьшать ход. Все это привело к некоторому опозданию с началом высадки.

В 7 часов 33 минуты 20 августа корабли в сплошном тумане обнаружили вход в центральную гавань порта. В него устремились сторожевые катера с первым броском десанта, которые в считанные минуты высадили десантников и отошли, уступая место другим кораблям.

Противник не ожидал появления советских моряков, и высадка первого броска десанта завершилась быстро и без потерь. Однако в дальнейшем враг оказал сопротивление.

Через 40 минут после начала высадки первый бросок десанта захватил причальные линии порта. Развивая успех, первый эшелон десанта к 12 часам овладел всей территорией порта и завязал бой в центральной и восточной частях города, а второй — в северной и южной. В результате смелых и решительных действий советских воинов порт и город Маока к 14 часам был взят. Японцы, потеряв свыше 300 солдат и офицеров убитыми, до 600 пленными, отступили вдоль железной и шоссейной дорог в глубь острова.

Упорной борьбой за порт Маока японцы пытались выиграть время, чтобы успеть эвакуировать с Сахалина материальные ценности. Эту цель противник преследовал до конца военных действий на острове. И, несмотря на приказ о безоговорочной капитуляции войск с 19 августа, напряженные боевые действия на Сахалине продолжались.

После овладения городом Маока 113-я стрелковая бригада перешла к преследованию японских войск, отходивших вдоль железной дороги Маока — Отомари.

Источники:
Центральный Военно-Морской Архив (ЦВМА), Ф. 307, Д. 17779, листы 331–332;
ЦВМА, Ф. 291, Д. 24087, лист 82;
Морской атлас, т. III, н. 2.

 
Оцените этот материал:
(7 голоса, среднее 4.71 из 5)

Комментарии  

 
0 # Андрей Кравченко 19.10.2010 20:51
Вообще очень интересно, даже не слышал об этом. Надо бы как-то подраздел сайта открыть посвященный операциям СА на Дальневосточном ТВД.
Ответить
 
 
0 # Валерий Потапов 21.10.2010 13:51
Это будет иметь смысл при наличии нескольких материалов. Пока у нас только один материал.
Ответить
 
 
0 # Володя 13.12.2010 19:18
Что касается разведгруппы
Коллега Евгений с Военной истории на мейл ру предоставил следующую информацию

"16.08.1945 ПЛ Щ-118 в 14:00 вышла из Советской Гавани для высадки разведывательно -диверсионной группы на побережье противника южнее порта Маока. (Дело 17520. л.12).
17.08.1945 ПЛ Щ-118 в 23:00 высадила разведывательну ю группу в составе пяти человек в 15-20 км пота Маока. (Дело 17520. л.12 инв.2953, стр.81).
Цель группы не знаю.
Я думаю, что это и не важно т.к.:
"При высадке разведывательно й группы подмочены радиостанция и батарея питания, в следствие чего связь с разведывательно й группой установить не удалось. Разведывательна я группа не выполнила задание и 21.08.1945 г. после высадки десанта присоединилась к десантным частям". (Там же. Инв. 2953, стр.81)"

Вот наверное поэтому я ничего о разведгруппе и не нашел: она просто не выполнила задачу.
Спасибо за информацию!
Ответить
 

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить