Страница 7 из 7 Двумя важнейшими составляющими высокой оперативно-тактической подвижности танков Т-34 являлось: надежность моторно-трансмиссионной установки танка и его ходовой части, а также высокая ремонтнопригодность Т-34. Как известно в этом плане «тридцатьчетверка» была подлинным шедевром. Рациональность компоновки и бронезащиты обеспечивали высокую живучесть экипажа (анализ потерь танковых армий в операциях 1944–45 гг. показывает, что их потери в танках были заметно выше, чем в личном составе. Более того, примерно 90% этих потерь составляли мотострелки. Что касается танкистов, то 2/3 их потерь являлись санитарными. Соотношения же потерь между танками и личным составом в большинстве операций составляло 1:4 — 1:6 — по данным ГСС, генерала армии Радзиевского) и жизненноважных систем танка при поражении бронезащиты. А предельная простота конструкции — широкие возможности по восстановлению машины в полевых условиях. В результате, в 1944–45 гг., в ходе наступательных операций продолжительностью 15–30 суток, Т-34 в среднем по 2–4 раза возвращались в строй после боевых повреждений и серьезных отказов. Так, в ходе Львовско-Сандомирской операции в 4-й ТА за 13 дней было восстановлено 1037 танков Т-34 и САУ на их базе (в начале операции имелось 580 ед.), в 1-й гв. ТА за 14 дней было отремонтировано 1300 «тридцатьчетверок» и САУ (в начале операции имелось 624 ед.). Это позволило танковым соединениям 4-й и 1-й гв. ТА поддерживать свой огневой и ударный потенциал на уровне, необходимом для выполнения задачи фронта. Общая глубина их продвижения составила 350 км. Таким образом, задача повышения боевой живучести средних танков в период 1943–1945 гг. решалась не только и не столько путем повышения их броневой защиты. Наряду с допустимым по весовым ограничением усилением бронирования, в конструкцию Т-34–85 были внесены и другие приемлемые для массового производства усовершенствования, оказавшие большое влияние на повышение его боевой живучести. Параллельно с этим шел процесс отработки организационных форм и способов применения крупных танковых формирований, что позволило максимально полно использовать достоинства конструкции Т-34 и компенсировать ее недостатки. Именно такой комплексный (общемашинный и общесистемный) подход к повышению боевой живучести средних танков позволил в 1944–1945 гг. успешно адаптировать Т-34 к куда более жестким по сравнению с предыдущими периодами войны условиям их применения. В результате, несмотря на превосходство характеристик пробиваемости германских ПТС, нашим танкостроителям и командованию бронетанковых войск удалось добиться минимизации потерь Т-34 и резко повысить эффективность укомплектованных ими танковых соединений. Источники: М. Постников. Бронезащита средних танков Т-34 1941-1945гг. М. Экспринт 2004г. М. Барятинский. Советские танки в бою. М. Яуза 2006г. М. Свирин. История советского танка 1937-1943гг. М. Яуза 2006г. М. Свирин. История советского танка 1943-1955г. М. Яуза 2006г.
|