|
СЕЙЧАС НА САЙТЕЧитателей нет |
Впервые опубликовано 02.04.2011 12:01
Последняя редакция 17.01.2016 19:22
Материал читали 18714 человек
<< Пред. страница - Страница 3 из 4 - След. страница >>
2. На советской территорииВ СССР с началом войны отношение к церкви в целом практически не изменилось. Но нашлось множество куда более важных и неотложных дел, чем поиски мифических "врагов" и "подстрекателей" среди духовенства, и РПЦ на некоторое время оставили в покое. Церковь по мере своих сил проводила богослужения в чудом сохранившихся храмах, распространяла патриотические воззвания к верующим, а еще собирала деньги на оборону и вооружение. Судя по сохранившимся документам - суммы немалые, особенно если учесть отчаянное положение самой РПЦ в атеистическом государстве. На эти деньги производилось различное вооружение, обмундирование, строились и закупались самолеты, танки и даже целые танковые колонны! Например, Ленинградская епархия, находящаяся в условиях блокады, "внесла в фонд обороны страны 3 182 143 рубля наличными деньгами, а также пожертвования ценными вещами" ["Телеграмма митрополита Алексия И.В.Сталину от 12.01.42" ЦГАСПб. Ф. 7384. Оп. 178. Д. 693. Л. 3.] Хочу обратит внимание читалеля, что эта телеграмма датирована 12 января 1942 года. Напомню, что это время пришлось на апогей самой жестокой блокадной зимы, именно на январь пришелся пик голодных смертей: согласно спецсообщения УНКВД по Ленинградской области и городу Ленинграду от того же 12-го января "...за декабрь 1941 года умерло 52.612 человек, за 10 дней января 1942 года в городе умерло 28.043 человека. Смертность продолжает возрастать. Если за первую пятидневку января умерло 11.208 человек, то во второй пятидневке - 16.835 человек" [Архив УФСБ ЛО. Ф.21/12. Оп.2, П.н.19, Д.12, Лл.115-125]. Для сравнения: за весь мирный 1940 год в Ленинграде умерло 53.821 человек. И вот в таких невероятных условиях верующие Ленинградской епархии умудрились собрать свыше 3 миллионов рублей! А ведь могли бы купить еды на черном рынке, и пусть по безумным ценам, но купить, и, возможно, выжить! Но предпочли поделиться. Причем на исключительно добровольных началах - соввласть в эти дела совершенно не вмешивалась, дабы не придавать делу ненужного ей религиозного оттенка. Одной из наиболее известных танковых колонн, профинансированной исключительно на средства, собранные Московской Патриархией, была колонна "Димитрий Донской". Постройка началась с телеграммы митрополита Сергия (Страгородского) И.Сталину от 5 января 1943 года. Положительный ответ от Сталина был получен в тот же день (что говорит о той важности, которую придал Сталин этому начинанию) и сбор средств начался. Всего удалось собрать свыше 8 миллионов рублей, а также значительное количество золотых и серебряных изделий. Деньги направили на строительство в Челябинске 40 танков Т-34-85 (самой первой модификации с 85-мм пушкой Д-5Т). В феврале 1944 года колонну танков, на башнях которых написали "Димитрий Донской", отправили под Тулу, где в начале марта у деревни Горелки состоялась официальная передача танков Красной Армии: 38-му отдельному танковому полку и 516-му отдельному огнеметному танковому полку. К этому времени оба полка уже поучаствовали в тяжелых боях и были выведены в тыл на пополнение и перевооружение. Вручать танки по поручению патриарха Сергия (Страгородского), приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. На митинге, обращаясь к танкистам, митрополит призвал: "Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведет нас на битву за священную русскую землю. Вперед, к победе, братья-воины!" После получения танков пути полков разошлись. 38-й ОТП воевал в составе 2-го Украинского фронта, причем, в первый бой вступил уже через несколько дней после получения боевых машин. А 516-й ООТП был направлен на 1-й Белорусский фронт и в бои вступил летом. |
||||
© THE RUSSIAN BATTLEFIELD, 1998 - 2023 |
Комментарии
Мы с вами, вероятно, по разному понимаем слово "ренессанс". лично я постарался объяснить, почему я не считаю короткое затишье в гонениях "ренессансом". То малое, что было сделано для Цервки лично я не могу назвать этим словом, которое означает "возрождение". Или во всяком случае, немецкой заслуги тут не меньше, ибо именно при их оккупационном режиме было открыто большинство храмов и приходов, за который потом почему-то стали благодарить Сталина.
Вероятно, Вы восприняли мое краткое замечание как критику Вашей статьи.
Нет, это не так. Ваша статья -- очень нужная и полезная.
Она изобилует фактографически м материалом и дает много пищи для размышлений.
Хотя, конечно, не со всеми пунктами в ней я согласен.
Например, когда Вы пытаетесь проникнуть в планы и мысли И.В. Сталина, и делаете предположения о его намерениях.
Как автор, Вы имеете на это право, я не спорю, но для меня лично такого рода "проникновение" в мыслительный процесс вождя звучит не очень убедительно.
Не обижайтесь.
А в целом, на фоне свирепых "хрущевских гонений" (которые я сам лично помню довольно ясно), действительно, период 1943-1953 годов воспринимался как некий "Ренессанс".
Так и было, поверьте.
С уважением и наилучшими пожеланиями успехов в Ваших трудах,
Михаил Кузнецов
Наше дело правое!
Враг будет разбит!
Победа будет за нами!
Но, как выясняется, попытка не удалась: обязательно найдется кто-то, кто захочет блеснуть знаниями. Ну какая разница в данном случае: кто именно писал речь? Никакой.
Речь Сталина писал, разумеется, сам Иосиф Виссарионович.
Многие, видимо, уже настолько привыкли к балбесам на самом верху, что не могут представить себе простой и обычной вещи в сталинские времена -- а именно: что каждый руководитель САМ готовил свои выступления.
Не было тогда ни "спичрайтеров", ни даже такого понятия.
Михаил Кузнецов
Если есть 100 священников, то теоретически могут функционировать 100 приходов. Один сельский приход охватывает несколько деревень (часто более десятка), в итоге на одного священника приходятся тысячи человек прихожан.
Возможно, немецкая цифра (2 млн) завышена, ибо я сомневаюсь, что немцы проводили подушную перепись. Но пока никто ничего лучшего не предложил, поэтому приходится оперировать тем, что имеется.
Я не пойму: а причем тут опыт инквизиции?
Опыт инквизиции напрямую перекликается с отчетом штаба полиции и безопасности СД (схожая организация) от 21 сентября 1942 года «общая численность верующих на попечении миссии превышает 2 000 000 человек». Именно он (штаб полиции) взял на себя ответственность определить число верующих на территории "Псковской Православной миссия, охватывавшей города Псков, Гдов, Алуксне, Тосно, Гатчина, Мга, Новгород, Старая Русса, Новоржев, Опочка, Струги Красные, Остров и расположенные рядом с ними населенные пункты". В связи с тем, что на территории Псковской и Новгородской области перед войной проживало не более 2,5 млн. чел.С Ленинградской обл. сложнее, так оккупирована была только часть. В итоге я по прежнему сомневаюсь в достоверности этого отчета (прошел год войны, мобилизация, эвакуация, только 100 священников - это все в минус и только беженцы в плюс к довоенной численности) поэтому и считаю, что число взято из приблизительной оценки численности населения, без попытки определения степени религиозности.
Слушайте, зачем вы меня убеждаете? Я ведь с вами согласен в данном случае.
Цитата:
Я не пойму: а причем тут опыт инквизиции?
К рассматриваемом у периоду инкизиция отсутствовала в полном составе, к тому же сие было детищем католической церкви, а не православной.
Цитата:
Здесь сложный вопрос. Есть такое выражение, да. Но в то же время есть масса свидетельств, что люди перед атакой Бога не вспоминали и не молились. Т.е. было по-разному, нельзя сказать, что все перед лицом смертельной опасности вдруг начинают истово верить.
Пр поводу отчетности - Это не голословное утверждение, а опыт инквизиции. Отличить истинно верующего от еретика или атеиста, задача крайне сложная, позвольте при этом не приводить подборку методов такого определения. При этом я полностью согласен с резким ростом числа верующих в воющей стране- "на корабле в шторм атеистов не бывает" (может их и больше было)
А так же остаюсь при мнении о том, что статья интересная.
Нет, он о Церкви никогда не забывал, это точно. Он о ней очень заботился... вернее, заботился об ее уничтожении.
Цитата:
Это лишь случайное совпадение. Тот, кто писал речь Сталина просто использовал это словосочетание, дабы речь дошла до всех и каждого. И для этого использовалось множество оборотов, включая и этот.
Цитата:
В умиление вызывает не это, а ваше голословное отрицание. Есть контрагрументы? Давайте их разбирать. А нет, так и сказать нечего.
Даже первое военное обращение Сталина -"Братья и сестры" перекликается с церковной формулой - "Братья и сестры во Христе".
И ещё, просто умиление вызвал отчет о количестве верующих на оккупированных территориях. Отчеты во всех тоталитарных государствах составлялиь одинаково.
В деревнях и колхозах всё было еще брутальней. Колхозы и огромные трудодни практически накорню уничтожили огородничество и личное хозяйство, поэтому колхозникам точно также всё приходилось покупать. Кажущаяся близость к земле и произрастаемым на ней продуктам - мираж. Там было еще голоднее, из колхозов выгребали практически всё, оставляя лишь самый минимум, а за воровство с полей (в том числе и мороженной картошки с уже "убранных" полей) давали большие сроки.
1. Пайки выдавали, но выдавали их не ежедневно на обед и ужин, а, например, раз в месяц. На паек прожить было невозможно.
Пайки выдавали далеко не всем категориям граждан, ибо паек - это привилегия.
2. Даже в заводских столовых обед оплачивали.
3. В подавляющем числе школ детей не кормили, каждый приносил что-то свое из дома. Т.о. государство не брало на себя обязанность по кормлению школьников. Эта обязанность ложилась целиком на плечи родителей, а на ребенка выдавались еждевенческие карточки - это самая низкая карточка (самая высокая - рабочая)