РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: по обе стороны фронта
|
|
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 02.04.2011 12:01
Последняя редакция 17.01.2016 19:22
Материал читали 19118 человек
Патриарший Местоблюститель мит...
Митрополит Сергий (Воскресенск...
Протопресвитер Алексий (Ионов)
Икона Казанской Божией Матери ...
Фрагмент «стреляной» иконы Каз... |
Сегодня отношение к Русской Православной Церкви в нашей стране неоднозначное. С одной стороны всяческие гласные и негласные запреты сняты, гонения на священников и верующих прекращены. С другой стороны, 75 лет богоборчества и насильственно насаждаемого атеизма не прошли бесследно. И в итоге мы имеем весьма странное отношение к Церкви и священнослужителям. Парадокс, но нас чрезвычайно раздражает, когда мы видим какого-нибудь священника, выходящего из дорогой иномарки или замечаем дорогущие часы на его руке, и в то же время все соглашаются, что церковь должна выглядеть богато и красиво, чтобы в храмы было приятно зайти, а если мы заходим в хмурое некрашеное здание с облупившимися щербатыми стенами и прогнившими полами, то в нас роджается «священная» ненависть к большевикам, допустившим такое. Мы считаем, что религия — это «опиум для народа», и в то же время многие после ЗАГСа спешат повенчаться. Мы считаем религию глупой сказочкой, но даже не замечаем, как сыпем цитатами из Евангелия и Библии направо и налево. Мы полагаем верующих обманутыми и облапошенными, а в целом — идиотами, но приходим просто в неистовство, когда нам кто-то напоминает, что наши деды и бабки, и вообще все наши предки были людьми верующими, а следовательно, по нашему определению, легковерными идиотами…
Я не собираюсь кому-то что-то проповедовать или в чем-то убеждать. Каждый сам для себя выбирает свой путь. Я хочу просто дать моему читателю немного фактов и обращаю внимание на то, что при работе я старался не пользоваться документами РПЦ, дабы у читателя не возникло подозрения в моей предвзятости. Наоборот, почти половина источников — из бывших архивов КГБ. Надеюсь, всем известна особенная «любовь» КГБ к церкви? Также привожу документы из Российского военного архива, где в трофейном фонде хранятся нацистские документы. Упрекнуть нацистов в любви к РПЦ тоже вряд ли у кого получится.
Еще раз подчеркну (для любителей читать мимо строк, особенно некоторых господ с Гайдпарка), что я никого не агитирую, не проповедую, и не выполняю каких-либо заказов РПЦ.
Итак, начнем…
Оцените этот материал:
531
(27 голосов, среднее 4.30 из 5)
Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.
Комментарии
Мы с вами, вероятно, по разному понимаем слово "ренессанс". лично я постарался объяснить, почему я не считаю короткое затишье в гонениях "ренессансом". То малое, что было сделано для Цервки лично я не могу назвать этим словом, которое означает "возрождение". Или во всяком случае, немецкой заслуги тут не меньше, ибо именно при их оккупационном режиме было открыто большинство храмов и приходов, за который потом почему-то стали благодарить Сталина.
Вероятно, Вы восприняли мое краткое замечание как критику Вашей статьи.
Нет, это не так. Ваша статья -- очень нужная и полезная.
Она изобилует фактографически м материалом и дает много пищи для размышлений.
Хотя, конечно, не со всеми пунктами в ней я согласен.
Например, когда Вы пытаетесь проникнуть в планы и мысли И.В. Сталина, и делаете предположения о его намерениях.
Как автор, Вы имеете на это право, я не спорю, но для меня лично такого рода "проникновение" в мыслительный процесс вождя звучит не очень убедительно.
Не обижайтесь.
А в целом, на фоне свирепых "хрущевских гонений" (которые я сам лично помню довольно ясно), действительно, период 1943-1953 годов воспринимался как некий "Ренессанс".
Так и было, поверьте.
С уважением и наилучшими пожеланиями успехов в Ваших трудах,
Михаил Кузнецов
Наше дело правое!
Враг будет разбит!
Победа будет за нами!
Но, как выясняется, попытка не удалась: обязательно найдется кто-то, кто захочет блеснуть знаниями. Ну какая разница в данном случае: кто именно писал речь? Никакой.
Речь Сталина писал, разумеется, сам Иосиф Виссарионович.
Многие, видимо, уже настолько привыкли к балбесам на самом верху, что не могут представить себе простой и обычной вещи в сталинские времена -- а именно: что каждый руководитель САМ готовил свои выступления.
Не было тогда ни "спичрайтеров", ни даже такого понятия.
Михаил Кузнецов
Если есть 100 священников, то теоретически могут функционировать 100 приходов. Один сельский приход охватывает несколько деревень (часто более десятка), в итоге на одного священника приходятся тысячи человек прихожан.
Возможно, немецкая цифра (2 млн) завышена, ибо я сомневаюсь, что немцы проводили подушную перепись. Но пока никто ничего лучшего не предложил, поэтому приходится оперировать тем, что имеется.
Я не пойму: а причем тут опыт инквизиции?
Опыт инквизиции напрямую перекликается с отчетом штаба полиции и безопасности СД (схожая организация) от 21 сентября 1942 года «общая численность верующих на попечении миссии превышает 2 000 000 человек». Именно он (штаб полиции) взял на себя ответственность определить число верующих на территории "Псковской Православной миссия, охватывавшей города Псков, Гдов, Алуксне, Тосно, Гатчина, Мга, Новгород, Старая Русса, Новоржев, Опочка, Струги Красные, Остров и расположенные рядом с ними населенные пункты". В связи с тем, что на территории Псковской и Новгородской области перед войной проживало не более 2,5 млн. чел.С Ленинградской обл. сложнее, так оккупирована была только часть. В итоге я по прежнему сомневаюсь в достоверности этого отчета (прошел год войны, мобилизация, эвакуация, только 100 священников - это все в минус и только беженцы в плюс к довоенной численности) поэтому и считаю, что число взято из приблизительной оценки численности населения, без попытки определения степени религиозности.
Слушайте, зачем вы меня убеждаете? Я ведь с вами согласен в данном случае.
Цитата:
Я не пойму: а причем тут опыт инквизиции?
К рассматриваемом у периоду инкизиция отсутствовала в полном составе, к тому же сие было детищем католической церкви, а не православной.
Цитата:
Здесь сложный вопрос. Есть такое выражение, да. Но в то же время есть масса свидетельств, что люди перед атакой Бога не вспоминали и не молились. Т.е. было по-разному, нельзя сказать, что все перед лицом смертельной опасности вдруг начинают истово верить.
Пр поводу отчетности - Это не голословное утверждение, а опыт инквизиции. Отличить истинно верующего от еретика или атеиста, задача крайне сложная, позвольте при этом не приводить подборку методов такого определения. При этом я полностью согласен с резким ростом числа верующих в воющей стране- "на корабле в шторм атеистов не бывает" (может их и больше было)
А так же остаюсь при мнении о том, что статья интересная.
Нет, он о Церкви никогда не забывал, это точно. Он о ней очень заботился... вернее, заботился об ее уничтожении.
Цитата:
Это лишь случайное совпадение. Тот, кто писал речь Сталина просто использовал это словосочетание, дабы речь дошла до всех и каждого. И для этого использовалось множество оборотов, включая и этот.
Цитата:
В умиление вызывает не это, а ваше голословное отрицание. Есть контрагрументы? Давайте их разбирать. А нет, так и сказать нечего.
Даже первое военное обращение Сталина -"Братья и сестры" перекликается с церковной формулой - "Братья и сестры во Христе".
И ещё, просто умиление вызвал отчет о количестве верующих на оккупированных территориях. Отчеты во всех тоталитарных государствах составлялиь одинаково.
В деревнях и колхозах всё было еще брутальней. Колхозы и огромные трудодни практически накорню уничтожили огородничество и личное хозяйство, поэтому колхозникам точно также всё приходилось покупать. Кажущаяся близость к земле и произрастаемым на ней продуктам - мираж. Там было еще голоднее, из колхозов выгребали практически всё, оставляя лишь самый минимум, а за воровство с полей (в том числе и мороженной картошки с уже "убранных" полей) давали большие сроки.
1. Пайки выдавали, но выдавали их не ежедневно на обед и ужин, а, например, раз в месяц. На паек прожить было невозможно.
Пайки выдавали далеко не всем категориям граждан, ибо паек - это привилегия.
2. Даже в заводских столовых обед оплачивали.
3. В подавляющем числе школ детей не кормили, каждый приносил что-то свое из дома. Т.о. государство не брало на себя обязанность по кормлению школьников. Эта обязанность ложилась целиком на плечи родителей, а на ребенка выдавались еждевенческие карточки - это самая низкая карточка (самая высокая - рабочая)