КВ-3, КВ-4, КВ-5, КВ-7, КВ-9, КВ-220
|
|
|
Автор: Valeri Potapov
|
Создано 20.09.2005 18:53
|
Обновлено 05.02.2010 00:36
|
Тяжелый танк КВ-3 и тяжелый танк прорыва КВ-220 Уже летом 1940 года, после начала серийного производства танка КВ-1, встал вопрос об усилении его бронезащиты. 17 июня 1940 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление № 1288-495сс, в котором, в частности, говорилось: «К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре. К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре». Однако работы затянулись — 5 ноября заводом был сдан один КВ с броней 90 мм и пушкой Ф-32 (в документах именуется как «танк Т-150» или «Объект 150»), а 5 декабря — один КВ со 100-мм броней и 85-мм орудием (по документам значится как «Т-220», «КВ-220» или «Объект 220»). Т-150 был построен на базе серийного КВ и отличался от него только увеличенной толщиной брони корпуса, которая была увеличена с 75 до 90 мм. Поскольку утолщение броневых листов производилось наружу, то все внутренние габариты машины остались прежними. Кроме того, на Т-150 стояли измененные кронштейны ходовой части и командирская башенка с перископом и тремя смотровыми приборами. В связи с возросшей массой танка, достигшей 50 тонн, на нем установили двигатель В-2, форсированный до 700 л.с. С 15 января по 14 февраля 1941 года машина проходила полигонные испытания (всего пройдено 199 км), выявившие ряд существенных недостатков в работе двигателя. Так, при движении по шоссе на 3- и 4-й передачах при температуре наружного воздуха −9°...-12°, масло в двигателе сильно перегревалось. По этой причине танк был снят с испытаний, а Кировский завод и завод № 75 в Харькове получили задание улучшить систему охлаждения и снизить перепад температуры масла, проходящего через двигатель. КВ-220 внешне отличался от прочих КВ большой длиной корпуса, увеличенной на один опорный каток ходовой частью и новой башней с 85-мм орудием Ф-30. Орудие было специально спроектировано для вооружения этого танка в КБ завода № 92 под руководством Грабина и осенью 1940 года успешно прошло испытания в танке Т-28. Из-за сильно возросшей массы танка, достигшей 62 тонн, на нем установили двигатель В-5 мощностью 700 л.с. 30 января 1941 года КВ-220 поступил на испытания, которые уже на следующий день прекратились из-за поломки двигателя. 15 марта 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) своим постановлением № 548-232сс обязывали Кировский завод с июня перейти на серийное производство танка Т-150, получившего обозначение КВ-3. Для него устанавливались следующие характеристики: «Боевой вес — 51–52 тонны, длина — 6760 мм, ширина — 3330 мм, высота — 3000 мм, клиренс — 400 мм, броня — 90 мм, вооружение — одна 76-мм пушка Ф-34, три пулемета ДТ, один пистолет-пулемет ППШ, боекомплект — 114 снарядов, 2900 патронов, максимальная скорость по шоссе — 35 км/ч, боевая скорость по местности — 15–20 км/ч, максимальный подъем 40 градусов, запас хода — 250 км (10 часов), двигатель В-5 мощностью 700 л.с., башня с командирской башенкой, радиостанция КРСТБ (с возможностью установки 71-ТК-З), гарантийный километраж 2000 км». В отличие от артиллеристов, танкисты сильно опаздывали с разработкой нового тяжелого танка. Поэтому для ускорения работ по испытанию новых узлов и агрегатов танка КВ-3 решили использовать КВ-220 (тем более, что конструктивно они во многом были похожи). 20 апреля 1941 года на КВ-220 наконец-то установили новый двигатель и танк, догруженный до 70 тонн — расчетной массы КВ-3 — вышел на испытания. К концу мая 1941 года он прошел 1330 километров. В докладе заводских испытателей отмечалось, что у танка «плохо переключаются передачи, гнутся оси опорных катков и балансиры, скручиваются торсионы подвески, мощности двигателя для 70-тонного танка не хватает». 20 мая КВ-220 встал на ремонт, в ходе которого машина получила дизельный двигатель с наддувом В-2СН мощностью 850 л.с. С 30 мая танк снова вышел на испытания и к 22 июня 1941 года общий километраж машины составил 1985 км. Что же касается непосредственно КВ-3, то к 22 июня 1941 года было изготовлено шасси с двигателем, но из-за проблем, возникших с изготовлением штампованной башни, работа затянулась. Заводом началась подготовка к серийному производству танка, но тут вмешался «его величество случай». Дело в том, что в марте 1941 года командование Красной Армии получило разведывательную информацию о том, что в Германии завершены работы по созданию танков с мощным бронированием, и они уже поступают в войска. Причем в разведдонесениях особо подчеркивалось, что советские танковые и противотанковые пушки не смогут пробить их брони. Много позже выяснилось, что советская разведка пала жертвой немецкой дезинформации, что все это не соответствовало действительности — разработкой тяжелых танков в Германии в то время не занимались. Скорее всего, дело было в следующем: весной 1941 года в состав немецких «панцерваффе» стали поступать трофейные французские танки В-1, имевшие броню толщиной 80 мм. Кроме того, по опыту Франции танки V-1 и Matilda уничтожались огнем немецких противотанковых пушек (много позже стало ясно, что это были не противотанковые, но 88-мм зенитные пушки Flak-18 и Flak-36). Видимо, это и стало причиной слухов о «новых немецких танках с мощной броней». Но тогда высшее руководство СССР и Красной Армии, обеспокоенное этой информацией, решило принять адекватные меры. 7 апреля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняло постановление № 827-345сс в котором определялись новые параметры танка КВ-3 и ставилась задача на проектирование сверхтяжелых танков КВ-4 и КВ-5. 9 апреля постановление было продублировано более расширенным по содержанию приказом № 231 по наркомату тяжелого машиностроения: «О танке КВ-3. 1. Во изменение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 548-232сс от 15 марта 1941 года приказываю: а) установить броню КВ-3: лоб 115–120 мм, башни 115 мм; б) вооружить КВ-3 107-мм пушкой ЗИС-6 с начальной скоростью снаряда 800 м/с. 2. Башни КВ-3 изготавливать штампованными с углами наклона не менее 30 градусов под установку 107-мм пушки ЗИС-6, для чего директору Кировского завода т.Зальцману: а) к 15 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом изготовить и подать Ижорскому заводу чертежи на измененную башню и корпус КВ-3; б) к 25 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом предъявить на утверждение НКО СССР макет башни КВ-3. 3. Кировскому заводу установить план по изготовлению в 1941 году 500 штук танков КВ-3 со 107-мм пушками ЗИС-6. 4. Директору Кировского завода т.Зальцману принять к сведению и руководству что: а) Ижорский завод обязан к 20 мая 1941 года подать на Кировском заводе первую штампованную башню и корпус танка КВ-3 с полной механической обработкой и бронировкой артсистемы. В дальнейшем Ижорский завод обязан обеспечить изготовление и обработку этих башен и корпусов по графику выпуска танков КВ-3, утвержденному Правительством; б) Народный комиссариат вооружения (тов. Ванников), завод № 92 (тов. Елян) и главный конструктор завода № 92 (тов. Грабин) вместе с Кировским заводом обязаны разработать чертежи установки 107-мм пушки ЗИС-6 в башне КВ-3 и к 30 мая 1941 года предъявить в НКО СССР для утверждения; в) завод № 92 обязан к 25 мая 1941 года подать на Кировский завод 107-мм пушку ЗИС-6 с установочными деталями, установить в башне КВ-3 и вместе с Кировским заводом отработать бронировку системы; г) завод № 92 НКВ обязан обеспечить подачу Кировскому заводу 107-мм пушек ЗИС-6 на программу 1941 года в следующие сроки: июль — 45 август — 80 сентябрь — 110 октябрь — 110 ноябрь — 110 и до 15 декабря — 65.
О танке КВ-4. Директору Кировского завода т.Зальцману: 1. Спроектировать и изготовить по тактико-техническим требованиям, утвержденным НКО СССР, танк КВ-4 (с удлиненной базой), вооруженный 107-мм пушкой ЗИС-6 и основной броней 125–130 мм, предусмотрев возможность увеличения толщин брони в наиболее уязвимых местах до 140–150 мм. 2. К 1 октября 1941 года изготовить один опытный образец, для чего: а) изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-4; б) к 15 июня 1941 года предъявить на утверждение в НКО СССР макет и технический проект танка КВ-4; в) учесть, что Ижорский завод обязан к 15 августа 1941 года изготовить и подать на Кировский завод корпус и башню КВ-4.
О танке КВ-5. Директору Кировского завода т.Зальцману: 1. Спроектировать и изготовить к 10 ноября 1941 года танк КВ-5. Разработку конструкции корпуса танка и штампованной башни произвести совместно с конструкторами Ижорского завода исходя из следующих основных характеристик КВ-5: а) броня — лобовая 170 мм, борт — 150 мм, башня — 170 мм; б) вооружение — 107 мм пушка ЗИС-6; в) двигатель — дизель мощностью 1200 л.с.; г) ширина не более 4200 мм. Предусмотреть при конструировании возможность транспортировки по железной дороге при всех условиях движения. 2. К 15 июля 1941 года изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-5. 3. К 1 августа 1941 года предъявить на утверждение в НКО СССР и ГАБТУ КА макет и технический проект КВ-5. 4. Учесть, что Ижорский завод обязан изготовить и подать на Кировский завод к 1 октября 1941 года корпус и башню КВ-5.
Артиллерийское вооружение танков КВ-3, КВ-4, КВ-5. 1. Директору завода № 92 т.Елян и главному конструктору т. Грабину поручено разработать 107-мм танковую пушку с начальной скоростью снаряда 800 м/с под унитарный патрон с бронебойным снарядом весом 18,8 кг и по разработанному проекту изготовить, испытать и сдать к 1 июня 1941 года опытный образец этой пушки для испытания в танке КВ-2. 2. Народный комиссариат боеприпасов обязан: а) к 1 июня 1941 года отработать выстрел с бронебойным и осколочно-фугасным снарядами; б) к 15 мая 1941 года изготовить 2000 выстрелов с лафетопробным снарядом, к 10 июня 1941 года — 2000 выстрелов с осколочно-фугасным снарядом и к 15 июня 1941 года — 500 выстрелов с бронебойным снарядом. 3. Директору Кировского завода т.Зальцману и главному конструктору отдела № 5 Кировского завода т.Яковлеву спроектировать и изготовить к 15 октября 1941 года для танков КВ два опытных дизеля мощностью 1200 л.с. на базе двигателей М-40 или М-50. Принять к сведению, что аналогичное задание дано и заводу № 75 Наркомата среднего машиностроения.
Народный комиссар тяжелого машиностроения /подпись/» Здесь интересно добавить, что анализируя небоевые потери танков КВ оказалось, что они сопоставимы с боевыми потерями, и не в последнюю очередь из-за поломок перегруженного двигателя и коробки передач. Поэтому при проектировании «Объект 223» (КВ-3) было особо оговорено, что новая коробка передач должна была вставать на место старой (для замены их в будущем на танках КВ-1). К сожалению, новую КПП создать в срок не удалось. Сверхтяжелый танк прорыва КВ-4 Над проектом КВ-4 конструкторы начали работать в апреле 1941 года, а поскольку опыта подобных работ на Кировском заводе не было, начальник СКБ-2 Ж. Котин к проектированию этого танка привлек почти всех инженеров своего КБ и поставил это на конкурсную основу. Все авторы с большим энтузиазмом принялись за дело. Задание, полученное ими, было довольно трудным: установка сразу двух пушек и никогда не применявшаяся на отечественных танках 125–130 мм броня приводили к необходимости усиления шасси и обуславливали резкое повышение массы танка. Творческая мысль участников проектирования не ограничивалась, и проектанты этим широко пользовались. Исходя из заданных характеристик, они разработали и выдвинули довольно пеструю гамму идей. По массе предполагалось строить 80-, 90- и даже 100-тонные танки. Самый «легкий» из проектов удался инженеру Н.Духову — 82,5 тонн. Самый тяжелый получился у конструктора Г. Крученых — 107 тонн. Компоновочные решения тоже были весьма различны. Конструкторы К.Буганов, Г.Крученых, Ф.Маришкин, Г.Москвин, Н.Струков и С.Федоренко, работая каждый над своим проектом, предлагали однобашенные варианты тяжелого танка с установкой 107-мм пушки в основной башне, а 45-мм пушки в маленькой башенке, расположенной над ней, как бы вторым этажом. Конструкторы А.Ермолаев, Л.Сычев, Л.Переверзев, Быков и двое из разработчиков, не оставивших подписей на рабочих чертежах, предложили двухбашенные варианты танка с установкой 107-мм пушки в большой центральной башне, как это было на танке СМК, а 45-мм пушки — в отдельной башне, расположенной в носовой части корпуса. Конструкторы Н.Духов и М.Креславский в своих проектах предлагали спарить орудия в одной танковой башне, а инженер Н.Шашмурин — установить 107-мм пушку казематным способом в корпусе на тумбе с 30-градусным углом обстрела по горизонту. От 45-мм пушки этот разработчик отказался, и вместо нее установил 76-мм пушку в серийной танковой башне КВ-1 на громадном корпусе танка со значительным удлинением ходовой части. Два конструктора — П.Михайлов и Г.Турчанинов в своих проектах предложили установить 45-мм пушки казематным способом, прорезав для этого амбразуру в переднем броневом листе корпуса танка, а 107-мм пушку они ставили в обычной танковой башне на корпусе машины. Лишь инженер Н.Цейц отказался от установки второй пушки. Основное орудие калибра 107-мм он предложил установить в обыкновенной танковой башне, придав ей в плане круглую форму с тем, чтобы весь боекомплект из 120 унитарных снарядов поместить вдоль стенок цилиндрической башни. Этот проект выделялся своей оригинальностью и в будущем создавал предпосылки для применения механизма заряжания. В коллективном проекте, предложенном тремя авторами (П.Тарапатин, К.Кузьмин и В.Таротько), 107-мм пушку расположили в башне с ограниченным углом поворота (около 130°). Конструкторы В.Павлов и Д.Григорьев пришли к такому же решению, но не для 107-мм пушки, а для 45-мм орудия. Сверх задания несколько проектантов предложили установить на танке еще и огнемет. По бронированию тоже было немало оригинальных предложений. Например, К.Буганов и Ф.Маришкин избрали способ бронирования башни таким образом, чтобы ее погон углублялся в корпус, что исключало заклинивание от попадания снарядов и осколков, как это случилось при испытаниях танка КВ-1 на подмосковном полигоне в Кубинке. Г.Крученых и Н.Струков предложили башню танка, имевшую в плане форму ромба с закругленными углами, а инженер С.Федоренко спроектировал башню нетрадиционной фигурной формы с установкой в ней двух пулеметов ДТ и 45-мм пушки на оригинальной турельной установке, позволяющей стрелку вести огонь, не высовываясь из люка. В своих проектах разработчики применили немало и других приемов, не встречавшихся ранее в танковом проектировании. Например, инженер П.Михайлов разработал оригинальный гусеничный обвод для своей машины. Пять проектировщиков двигатель и трансмиссию установили в передней части корпуса, что для тяжелых танков было необычным решением. А инженер Н.Цейц предложил разместить двигатель в корме, а трансмиссию — в носовой части. Л.Переверзев предложил ведущую пару катков в корме машины вынести из корпуса и укрепить на кронштейнах, что давало некоторую экономию забронированного объема, вместе с тем делало особо уязвимым этот важнейший узел машины. Анализ сохранившихся чертежей (всего до нас дошло 20 вариантов проекта танка КВ-4) свидетельствует, что многие из проектов содержат ценные с конструкторской точки зрения решения и вполне заслуживают патентования на уровне изобретений. Работа над проектом КВ-4 проводилась в тревожные предвоенные дни и поэтому авторство интереснейших предложений осталось незакрепленным. По танку КВ-3 первыми выполнили задание артиллеристы. Дело в том, что КБ завода № 92 под руководством В.Грабина еще осенью 1940 года разработало проект 107-мм танковой пушки Ф-42, созданной на базе 95-мм танкового орудия Ф-39 (последнее успешно прошло испытания в башне танка Т-28 летом 1940 года). К началу 1941 года по решению Наркомата Обороны СССР 107-мм орудие было изготовлено, успешно прошло заводские испытания на полевом лафете, а в марте 1941 года уже в башне танка КВ-2. После получения задания на проектирование 107-мм танковой пушки ЗИС-6 с увеличенной баллистикой, КБ Грабина, используя имевшийся задел по пушке Ф-42, уже в мае изготовило новое орудие и успешно испытало его в башне танка КВ-2. До середины июня 1941 года пушка ЗИС-6 проходила заводские испытания, после чего была отправлена на Артиллерийский Научно-Испытательный Полигон под Ленинградом. Любопытная деталь: в своих мемуарах «Оружие Победы» В.Грабин пишет о 600 изготовленных пушках ЗИС-6, которые из-за отсутствия нужных танков осенью 1941 года пошли в переплавку. Однако тут главный конструктор завода № 92 явно лукавит: в отчете о работе своего завода за 1941 год, кстати, подписанным В.Грабиным, сказано, что «в июле-августе 1941 года было изготовлено пять серийных орудий ЗИС-6, после чего их производство было прекращено из-за неготовности тяжелого танка».
Тяжелый танк прорыва КВ-5 В июне 1941 года начались работы и по танку КВ-5 («Объект 225»). Старшим инженером машины был назначен талантливый конструктор Н.Цейц, один из старейших работников СКБ-2. Кроме него в группу проектирования вошли К.Кузьмин (корпус), Л.Сычев (башня и установка вооружения), Н.Федорчук (ходовая часть). При проектировании КВ-5 был учтен опыт по разработке проектов КВ-4. В результате получился мощный танк довольно необычного вида. Корпус КВ-5 имел высоту всего 920 мм, поэтому механик-водитель и радист-пулеметчик получили специальные башенки, обеспечивающие им достаточные сектора обзора. Башня ромбовидной формы была довольно крупных размеров. В ней размещались командир танка, имевший в своем распоряжении командирскую башенку, наводчик и заряжающий. Солидный диаметр погона — 1840 мм и большой внутренний объем башни обеспечивали всем членам экипажа нормальные условия работы. Бронирование танка было очень мощным — 150–180 мм. С началом войны в проект пришлось внести целый ряд корректив. Так, пришлось отказаться от идеи изготовления штампованной башни — она была заменена на сварную, а ввиду отсутствия подходящего дизеля мощностью 1200 л.с. (он находился в стадии разработки) КВ-5 перепроектировали под установку двух обычных двигателей В-2, размещенных параллельно. К августу 1941 года проект КВ-5 был практически полностью завершен, началось изготовление ряда узлов и агрегатов танка. Но из-за тяжелой обстановки на фронте под Ленинградом все опытные работы на Кировском заводе прекратили и все силы бросили на увеличение выпуска серийных КВ. Самая поздняя дата, обнаруженная на сохранившихся чертежах КВ-5,— 15 августа 1941 года, когда бои уже шли под Лугой и Красногвардейском. Тяжелый безбашенный танк КВ-7 Вариант I К концу 1941 года, когда производство танков КВ было налажено на Урале, СКБ-2 получило задание на разработку улучшенного тяжелого танка КВ с целью установки более мощного вооружения и улучшения его ходовых характеристик. К 1942 году было предложено несколько опытных вариантов КВ. Одним из первых был проект артиллерийской установки «Объект 227» с невращающимся боевым отделением — рубкой, выполненной из 100-мм броневых листов. Поскольку тогда не нашлось более мощной серийной пушки, то было принято решение установить три 76-мм танковых орудия и, таким образом, увеличить огневую мощь и скорострельность боевой машины. Главный конструктор «Объекта 227» — Г. Н. Москвин, вооружением занимались конструкторы Л. И. Горлицкий и Н. В. Курин с Уралмаша. Общее руководство осуществлял Л. Е. Сычев. Работы начались в середине ноября 1941 года и к 29 декабря того же года танк под обозначением КВ-7 был отправлен совместно с КВ-8 и вторым вариантом КВ-7 в Москву для совместых испытаний и показа И. В. Сталину. По результатам испытаний танк не был рекомендован для принятия на вооружение. КВ-7 был вооружен одной 76-мм танковой пушкой ЗиС-5, спаренной с двумя 45-мм танковыми пушками обр.1938, установленными в бронированной рубке. Пушки могли вести огонь как залпом, так и поодиночке. Угол вертикальной наводки составлял −5°+15°, угол горизонтальной наводки ±7,5°. Боезапас для 76-мм пушки равнялся 93 снарядам, для двух 45-мм пушек — 200 снарядов. Кроме того, танк был вооружен тремя 7,62-мм пулеметами ДТ: один лобовой в корпусе танка, один кормовой в рубке и один в маленькой башенке на люке боевого отделения. Боевая масса «Объекта 226» составляла 45 тонн. Экипаж — 6 человек. Вариант II Практически параллельно с первым вариантом КВ-7, разрабатывался и второй вариант безбашенного КВ-7. Он также представлял собой многопушечный танк: его вооружение состояло из двух спаренных 76-мм танковых пушек ЗиС-5. Кроме того, танк был вооружен двумя 7,62-мм пулеметами ДТ: лобовым и кормовым. Для обеих пушек полагался боезапас в 150 снарядов. Как уже было сказано, в конце декабря 1941 года машина, под обозначением КВ-7, была отправлена в Москву на испытания, которые проходили в присутствии К. И. Ворошилова, начальника ГАБТУ И.Федоренко и начальника ГАУ Н. Н. Воронова. Как и в случае с первым вариантом, этот танк был признан неудачным (предпочтение было отдано огнеметному танку КВ-8). И.Сталин, которому была направлена копия результатов испытаний, ответил «Зачем нужно три пушки? Лучше установить одну, но хорошую», тем самым, поставив крест на идее многопушечного КВ. Тяжелый штурмовой танк КВ-9 Осенью 1941 года, после неудачи с освоением КВ-3 и КВ-5, встал вопрос создания артиллерийского (штурмового) танка. Тяжелый танк КВ-9 («Объект 229») был очередной попыткой перевооружить серийный КВ-1 более мощной артсистемой, в данном случае — 122-мм танковой гаубицей У-11, спроектированной в декабре 1941 года под руководством инженеров В.Сидоренко и Н.Усенко. Работы над машиной начались в ноябре 1941 года на ЧТЗ (при участии инженеров Уралмаша) и продолжались по апрель 1942 года. Всего за этот период удалось создать один прототип, по результатам испытаний которого «Объект 229» был рекомендован для принятия на вооружение под обозначением КВ-9. Кроме прототипа, завод должен был выпустить установочную партию в 10 танков, реально удалось выпустить еще один КВ-9, хотя орудий У-11 завод № 9, ответственный за их выпуск, произвел 10 штук. Основной идеей при создании КВ-9 была попытка создания многоцелевого тяжелого танка, способного успешно бороться не только с укреплениями противника, но и с его танками. Масса танка составляла 47 тонн, экипаж состоял всего из 4 человек: двое располагались в башне, двое — в корпусе. Танк имел слегка измененную литую башню от КВ-1. Для защиты танка от огня противотанковой артиллерии его лобовая броня достигала чудовищной по тем временам толщины — 135 мм, толщина же крыши башни — 40 мм. Танк оборудовался телескопическим прицелом ТМФД. Орудие У-11 имело раздельно-гильзовое заряжание, угол вертикальной наводки составлял −4° +19,5°. Для стрельбы использовались боеприпасы от гаубицы М-30. Боекомплект танка составлял 48 выстрелов для орудия и 2646 патронов для трех 7,62-мм пулеметов ДТ. Боевое применение Во многих публикациях можно найти упоминание о том, что эти машины (все или частично) были вывезены в Челябинск, туда же эвакуировали башни и другие детали танков КВ-3. К сожалению, эта информация не подтверждается архивными документами. Например, в докладах представителей военной приемки на Кировском заводе, скрупулезно фиксировавших все данные о производстве танков КВ, четко сказано, что танки Т-150, КВ-220-1 (так именовался в документах военной приемки танк КВ-220) и КВ-220-2 (так именовался в документах военной приемки недостроенный танк КВ-3) никуда не эвакуировались и все время находились на Кировском заводе. В начале октября 1941 года, когда производство танков КВ в Ленинграде было практически полностью прекращено, опытные машины решили передать в войска. Все они прошли необходимый ремонт, причем на КВ-3 и КВ-220 установили башни от серийных КВ-1, поскольку на КВ-3 башни не было вовсе, а на КВ-220 орудие окончательно было сломано еще в начале лета. Согласно рапортам военпредов, «танкТ-150, опытный, убыл 11 октября 1941 года в 123-ю танковую бригаду, танк КВ-220–1 заводской № М-220–1, опытный, убыл в 124-ю танковую бригаду 5 октября 1941 года, танк КВ-220–2 заводской № М-220–2, опытный, убыл в 124-ю танковую бригаду 16 октября 1941 года. Все танки вооружены 76 мм пушками Ф-32». Сведения о дальнейшей судьбе этих машин крайне скудны. Удалось лишь найти воспоминания Д.Осадчего, командира танковой роты 124-й танковой бригады (цитируется дословно): «Осенью 1941 года наша бригада получила на пополнение несколько танков КВ, один из которых назывался „За Родину‛. Он был изготовлен в единственном экземпляре на Кировском заводе. Он обладал теми же возможностями, что и танк КВ, но имел усиленную броневую защиту, вес более 100 тонн и более мощный двигатель с турбиной. При движении на высших передачах двигатель свистел и этот свист был очень похож на свист пикирующих „юнкерсов‛. Первое время после получения танка при его движении в бригаде даже подавали сигнал „Воздух!‛. Танк поступил в мою роту и сначала хотели назначить его командиром меня, но потом его командиром стал мой заместитель, опытный танкист лейтенант Яхонин. Танк считался практически неуязвимым для артиллерии противника и предназначался для штурма укрепленных позиций.
В декабре 1941 года (точной даты я не помню) наша бригада получила задачу прорвать оборону немцев на участке Усть-Тосно — железнодорожный мост, форсировать р. Тосна и во взаимодействии с частями 43-й стрелковой дивизией развить наступление на Мгу. В первом эшелоне атаковал 2-й танковый батальон под командованием майора Панкина, танковый взвод 1-го батальона и танк „За Родину‛ моей роты. В данном бою танк получил задачу захватить железнодорожный мост через р. Тосна и удержать плацдарм до подхода основных сил. Бой развернулся на открытой местности. Промерзший верхний слой торфяника с трудом выдерживал танк. Когда он подошел вплотную к мосту, то был встречен огнем немецких тяжелых орудий и с ним пропала радиосвязь. Я находился в это время на КП батальона. Когда с танком „За Родину‛ прервалась связь, я попытался пробраться к месту боя вдоль железнодорожной насыпи. Когда мне удалось подползти к танку, я увидел, что с него сбита башня, а весь экипаж погиб». Таким образом, КВ-220 или КВ-3, точно неизвестно, был подбит. Сведений о судьбе других танков КВ найти не удалось. Таблица 1. Тактико-техническая характеристика проектов танка КВ-4 Параметр | КВ-4 Креславского | КВ-4 Кузьмина, Тарапатина, Таротько | КВ-4 Переверзева | КВ-4 Михайлова | КВ-4 Крученых | КВ-4 Цейца | I. Боевые свойства | Боевая масса, кг | 92600 | 88000 | 100000 | 86500 | 107700 | 90000 | Полная длина, м | 9 | 9,26 | 6,5 | 9 | 9,13 | 8,35 | Полная ширина, м | 4 | 3,79 | 3,8 | 3,6 | 4,03 | 4,03 | Полная высота, м | 3,225 | 3,175 | 3,32 | 3 | 3,78 | 3,62 | Колея, м | 3,15 | 3,04 | 3 | 2,5 | 3,1 | 3,18 | Клиренс, м | 0,6 | 0,5 | 0,52 | 0,5 | 0,55 | 0,55 | Длина опорной поверхности, м | 6 | 6,66 | ? | ? | 6,09 | 6,05 | Уд. давление, кг/см2 | 0,908 | 0,8 | ? | 0,896 | 1,04 | 0,88 | Двигатель | дизель М-40 | Макс. мощность, л.с. | 1200 | Макс. скорость, км/ч | 45 | 36 | 39 | 50 | 35 | 45 | Запас хода, км | 180-230 | 250 | 300 | 2800 литров | 320 | 180 | Экипаж, чел. | 6 | 6 | 6 | 5 | 9 | 7 | II. Броневая защита | Бортовая броня, мм | корпуса 125, башни 140 | 125 | 125 | 150 | копрус 130, башня 140 | 125 | Верхний лобовой лист, мм | 80 | 125 | 100 | 130 | 130 | 130 | Нижний лобовой лист, мм | 130 | 125 | 125 | 180 | 130 | 130 | Корма, мм | 130 | 100 и 125 | 125 | 130 | 100 и 130 | 125 | Крыша, мм | 50 | 40 | 50 | 40 | 50 | 60 | Передний лист днища, мм | 40 | 40 | 50 | 50 | 50 | ? | Задний лист днища, мм | 40 | 40 | 40 | 40 | 50 | 50 | III. Вооружение | Пушка № 1 | одна 107-мм ЗиС-6 | Пушка № 2 | одна 45-мм 20-К | нет | Пулеметы, шт | 3 | 4×7,62-мм ДТ | 3×7,62-мм ДТ | 4×7,62-мм ДТ | 2×7,62-мм ДС | Снарядов для пушки № 1, шт. | 103 | 20 | 100 | 85 | 105 | 108 | Снарядов для пушки № 2, шт. | 140 | 160 | 103 | 150 | 300 | нет | Патронов для пулеметов, шт. | 6000 | 4200 | 4500 | 45 дисков | 10000 | 10000 | Угол возвыш/склон. пушки № 1 | +15° −7° | +? −5° | +20° −7° | +20° −5° | +20° −12° | +20° −5° | Угол возвыш/склон. пушки № 2 | +15° −7° | +80° −5° | +25° −7° | +20° −5° | +20 ° −12° | нет | Угол обстрела пушки № 1 | 360° | 60° | 360° | 360° | 360° | 360° | Угол обстрела пушки № 2 | 360° | 360° | 270° | 45° | 360° | нет | Доп. вооружение | нет | огнемет | огнемет | нет | огнемет | IV. Прочие свойства | Ходовая часть | торсионная | Опорные катки | стальные с внутренней амортизацией | Рация | 10-Р | Источники: «Танкомастер» № 6, 2000; Janusz Magnuski «Ciezki Czolg KW», 1997; Павлов И. В. Павлов М. В. «Советские танки и САУ 1939-1945», Москва 1996; М.Свирин «Арт. вооружение советских танков 1940-1945» Армада-Вертикаль № 4, 1999; В.Гагин «Тяжелый танк прорыва Клим Ворошилов», Полиграф, 1996 Переводчик: Перевод с польского Krzysztof Pawlowski
|
51
(12 голоса(ов), среднее 4.67 из 5)
Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться, чтобы делать комментарии. Прокомментировать статью. (0 комментариев)
|