Страница 1 из 3 В 1937 году КБ харьковского паровозостроительного завода ( ХПЗ) получило задание на проектирование нового тяжелого танка прорыва на базе Т-35. Согласно требованиям ГАБТУ, утвержденным 5 ноября 1937 года, предполагалось создать трехбашенную машину массой 50–60 тонн с броней 75–45 мм, вооруженную одной 76-мм, двумя 45-мм пушками, двумя пулеметами ДК и шестью ДТ. В новом танке предусматривалось использовать трансмиссию и ходовую часть от Т-35. Однако КБ ХПЗ, и без того не имевшее значительных сил для такой сложной работы, было ослаблено репрессиями, коснувшимися и квалифицированных инженеров. Поэтому, несмотря на многочисленные требования Г АБТУ, к началу 1938 года конструкторы ХПЗ сумели лишь провести эскизную проработку шести вариантов нового танка, различавшихся только размещением вооружения. Поэтому в апреле 1938 года для ускорения проектирования нового тяжелого танка прорыва ГАБТУ подключило к этой работе ленинградский Кировский завод ( ЛКЗ) с его мощной производственной базой и опытом серийного производства Т-28, а также завод № 185 им. Кирова, кадры которого, в свою очередь, имели опыт по разработке новых образцов боевых машин. Первый завод проектировал танк СМК (Сергей Миронович Киров), ведущий инженер машины А. С. Ермолаев; второй завод — «Изделие 100», впоследствии получившим обозначение Т-100, ведущий инженер машины Э. Ш. Палей. Таким образом, вопреки некоторым высказываниям и публикациям, танки СМК и Т-100 имели разную базу и разрабатывались параллельно. До августа 1938 года, не имея договоров на изготовление новых машин, заводы вели, главным образом, эскизное проектирование. Полным ходом работы развернулись только после постановления Комитета Обороны при СНК СССР № 198сс от 7 августа 1938 года, в котором устанавливались жесткие сроки изготовления новых образцов танков: СМК должен был быть готов к 1 мая 1939 года, а Т-100 — к 1 июня 1939 года. Уже через два месяца, 10–11 октября комиссия под председательством помощника начальника ГАБТУ военного инженера 1-го ранга Коробкова рассмотрела чертежи и деревянные макеты в натуральную величину танков СМК и Т-100. Несмотря на ряд отклонений от заданных тактико-технических требований (ТТТ) — в частности, вместо подвески по типу Т-35 со спиральными пружинами на СМК использовались торсионные валы, а на Т-100 — балансиры с пластинчатыми рессорами — макетная комиссия дала «добро» на изготовление опытных образцов танков по предъявленным чертежам и макетам. 9 декабря 1938 года проекты новых тяжелых танков рассматривались на совместном заседании Политбюро ЦК ВКП (б) и Комитета Обороны. По указанию И. В. Сталина, для облегчения массы танков число башен на обоих машинах сократили до двух. В январе 1939 года началось изготовление танков в металле. Первый пробный выезд по двору завода СМК совершил 30 апреля, а Т-100 — 1 июля 1939 года. После заводской обкатки обе машины были переданы на полигонные испытания, которые начались в ночь с 31 июля на 1 августа. 20 сентября СМК и Т-100 участвовали в правительственном показе серийных и опытных танков, проходившем на полигоне в Кубинке под Москвой. На нем присутствовали К. Е. Ворошилов, А. А. Жданов, Н. А. Вознесенский, А. И. Микоян, Д. Г. Павлов, И. А. Лихачев, В. А. Малышев и другие. К концу ноября 1939 года пробег СМК составил 1700 км, а Т-100 более 1000 км. С началом советско-финской войны оба танка были сняты с полигонных испытаний и направлены на фронт для проведения испытаний в боевой обстановке. Многие уверены, что столешница без стола — это тоже самое, что башня без танка.
|