В числе первых британских танков, прибывших на Восточный фронт, был и легкий танк Мк.VII «Тетрарх». Производство этих авиадесантных машин с оригинальной ходовой частью началось в 1940 году; до 1942 года англичане выпустили 171 штуку. В начале 1942 года, по соглашению о «Ленд-Лизе», Англия поставила 20 «Тетрархов» Советскому Союзу. Здесь танки были испытаны, что выявило в них массу особенностей таких, как удобство управления, хорошая подвижность, проходимость и маневренность. Кроме того, танк оказался неприхотливым к типу используемого топлива и, в отличие от отечественных легких танков того времени, мог потреблять бензин второго сорта. Но при этом машина имела слабое бронирование, а все попытки оснастить ее дополнительными бронелистами оказались неудачными, так как догруженный танк терял свою подвижность и проходимость, а двигатель при движении вне дорог перегревался. Но даже без дополнительного бронирования огневая мощь и подвижность «Тетрарха» оказались сравнимыми с отечественными легкими танками, такими как БТ и Т-70. При этом «Тетрарх» имел меньшую массу. Летом 1942 года часть «Тетрархов» была отправлена в учебный танковый лагерь, расквартированный в Сумгаите, и, видимо, в тех краях они и вступили в бой. Во всяком случае, все известные фотографии этих танков в Красной Армии относятся к битве за Кавказ. 19 сентября 1943 года в 5-ю Гвардейскую танковую бригаду были переданы для пополнения остатки 132-го отдельного танкового батальона в количестве 15 танков, среди которых находились два «Тетрарха», оставшиеся после оборонительных боев. К сожалению, прожили они недолго, так как уже 30 сентября один из них был подбит в бою, а 2 октября последний «Тетрарх» сгорел от попадания снаряда при немецком артобстреле. Параметр | Значение | Экипаж, чел | 3 | Масса, кг | 7 620 | Длина, м | 4,3 | Ширина, м | 2,3 | Высота, м | 2,1 | Бронирование, мм | 4-16 | Вооружение | 1×2 pdr, 1×7,92 пулемет «Besa» | Боезапас | 2 pdr: 50 выстрелов 7,92: 2025 патронов | Двигатель | «Meadows» MAT, 12-цилиндровый бензиновый, 165 л.с. | Запас хода, км | 224 | Макс. скорость, км/ч | 64 | Источники: «Танкомастер» № 4, 1999 Кстати, чтобы самостоятельно читать англоязычные документы всем рекомендую окончить курсы английского языка, и тогда вам станет доступным огромный новый пласт документальной истории! |