Страница 4 из 6 Более приятное впечатление оставил M4 «General Sherman»;, поставки которого начались в конце 1943 года. В СССР поступал только дизельный вариант М4А2 в нескольких модификациях. Эти машины прошли всю вторую половину войны и закончили войну в Европе в составе частей, штурмовавших Берлин. Вторая наиболее массовая машина американского производства, легкий танк M3A1 «General Stuart»;, в СССР не прижилась и быстро исчезла с фронта. Красная Армия получила 2007 танков М4А2 «Шерман» с 75-мм пушкой и 2095 единиц с 76-мм пушкой. Поначалу были попытки перевооружить «Шерман» отечественной пушкой Ф-34 из-за опасений в недостатке 75-мм снарядов. Тем не менее, этого не произошло и необходимость в перевооружении быстро отпала. Некоторые танкисты, воевавшие на «Шерманах», были удостоены звания Героя Советского Союза. Гвардии лейтенант В. А. Галкин (7-й Гв. кавкорпус, 31-й танковый полк) — лишь один из них. Авторы этого сайта в свое время взяли интервью еще у одного танкиста-"иномарочника" — Героя Советского Союза, гвардии полковника Д. Ф. Лозы. Кроме танков, союзники поставляли большое количество бронетранспортеров. Красная Армия к 1941 году так и не получила массового недорогого бронетранспортера, позволявшего решить проблему защиты пехотных подразделений на поле боя, а также мобильной поддержки танковых соединений в ходе развития наступления. К лету 1943 союзники начали поставки гусеничных транспортеров «Универсал» (Великобритания), колесных М3А1, полугусеничных М3, М5 и машин на их базе (650 САУ Т48, 1000 ЗСУ М17). В целом американские истребители хорошо зарекомендовали себя в воздушных боях, особенно в первый год войны, когда значительная часть отечественных самолетов была сразу же уничтожена немцами прямо на аэродромах. 48 из 59 немецких самолетов трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин сбил, летая на американском Aerocobra, другой ас, дважды Герой Арсений Ворожейкин, провоевал почти всю войну на Spitfire и сбил 51 самолет противника, а небо над Ленинградом в первый год блокады закрывали, в частности, истребители Kitty Hawk. Всего же по ленд-лизу в СССР поступили 14126 американских и 4174 английских самолетов — 23% от произведенных за годы войны отечественных истребителей и бомбардировщиков. Почти 8 тыс. самолетов американские, английские, канадские и советские летчики перегнали с Аляски, а остальные были доставлены морем из Англии в Мурманск. История легендарных арктических караванов (они имели литеру PQ и кодовое название Dervish) и героической борьбы английских, норвежских и советских моряков и летчиков с охотившимися за караванами немецкими линкорами и подводными лодками многократно описана и экранизирована. Как хорошо известна и фатальная перестраховка британского адмиралтейства, отозвавшего боевые корабли сопровождения, из-за чего немцы, как на учениях, буквально растерзали знаменитый караван PQ-17. Всего, по уточненным данным, из портов Англии, Шотландии и Исландии в Мурманск и другие северные порты были направлены 42 конвоя (722 транспорта), а обратно — 36. Дошли 682 транспорта, 85 были потоплены немцами, а 31 вернулся в порт отправки, не дойдя до цели. Зато до самого последнего времени хранились в тайне другие маршруты поставок: перелеты целых эскадрилий с Аляски на Чукотку и далее — в Красноярск, морские караваны на Тихом океане и наземные — через Иран, в годы войны полностью или частично оккупированный британскими и советскими войсками. Этим маршрутом СССР получил более 70% грузов по ленд-лизу.
|