Страница 5 из 5 Куда дольше эксплуатировались эти машины в финской армии, которой они достались в качестве трофеев в 1939 и 1941 годах. На 1 июня 1944 года у финнов имелся один БА-3 (нес службу вплоть до конца 1954 года) и 10 БА-6 (эксплуатировались до конца 1956 года). В настоящее время бронеавтомобиль БА-3 хранится в Музее бронетанковой техники и вооружения в подмосковной Кубинке. А БА-6 можно увидеть на смотровой площадке ЦМВС в Москве. На момент создания и даже в начальный период Второй Мировой войны, эти бронеавтомобили были наиболее сильно вооруженными в мире. На британских и американских бронемашинах пушки калибра 37–40 мм появились только в 1942 году. Первым же адекватно вооруженным немецким броневиком стала широко известная «Puma». К сожалению, мощное вооружение было, пожалуй, главным и единственным достоинством отечественных средних бронеавтомобилей 30-х годов. Опыт боевых действий показал практическую невозможность их использования на переднем крае поля боя по причине низкой проходимости (справедливости ради следует отметить, что немцы использовали свои бронеавтомобили также только вдоль дорог). К существенным недостаткам можно отнести слабое бронирование и отсутствие кормового поста управления. В полной мере эти недостатки были свойственны и наиболее совершенному представителю большой пушечной серии советских броневиков БА-10. Впрочем, этими же «болезнями» страдали и все зарубежные броневики тех лет, создававшиеся на шасси коммерческих автомобилей. С появлением полноприводных колесных бронированных машин они устарели окончательно и бесповоротно. Источники: «Бронемашины» НИБТ Полигона ГБТУ КА 1944; «Временное краткое описание бронеавтомобиля БА-3» НИБТ Полигона ГБТУ КА 1934; «М-хобби» № 3, 1999; «Легкие танки и бронемашины Красной Армии 1931-1939», часть 2, «Восточный фронт», 1996; «Техника и вооружение» № 3,4 1998. Колонна БА-3 (на переднем план... Бронеавтомобиль БА-6 республик... Бронеавтомобили БА-И и Д-8 (на... Бронеавтомобили БА-И (на перед...
|