Страница 1 из 3 История создания В Отечественную войну РККА вступила не имея в войсках ни единой серийной САУ, которая могла бы использоваться как для непосредственной поддержки пехоты в наступлении, так и для борьбы с бронетехникой противника (поступившие на вооружение в конце 30-х годов САУ СУ-5 на базе легкого танка T-26 были выпущены крайне ограниченной серией и применялись лишь эпизодически в 1939 году во время похода в Польшу). Летом 1941 года этот вопрос встал настолько остро, что в сентябре того же года появилась на свет суррогатная САУ ЗИС-30 на базе бронированного арттягача «Комсомолец»;. Эта машина имела малый запас хода, была перетяжелена и неустойчива, но она могла бороться с любыми бронеобъектами Panzerwaffe и до определенного времени это искупало все ее недостатки. Существовал еще один путь к оснащению Красной Армии дешевой и технологичной в производстве САУ: еще в 30-е годы проводились небезуспешные опыты по разработке САУ и ЗСУ на базе самого массового легкого танка Т-26, приведшие к разработке и изготовлению ряда опытных образцов. САУ СУ-76П По мере насыщения армии танками новых типов высвобождающиеся Т-26 могли бы быть переделаны в САУ, но массовые потери этих машин в начальный период войны и невозможность замены оставшихся в войсках по причине массовой эвакуации танковых заводов на Урал и в Сибирь поставили крест на такой возможности. Правда в 1941–42 годах в блокированном Ленинграде малой серией производилась САУ СУ-76П, представлявшая собой 76-мм полковую пушку, установленную на шасси Т-26 за простым щитовым прикрытием и имевшую круговой сектор обстрела. Эта мера вынужденной, так как осажденный город мог обходиться лишь оставшейся внутри кольца техникой. Осенью 1941, года из-за недостатка 45-мм осколочно-фугасных боеприпасов Ленинградского фронта, легкие танки РККА, вооруженные 45-мм пушками (Т-26, БТ), оказались безоружны и бесполезны против вражеской пехоты и полевых укреплений. Поэтому Военный Совет Ленфронта подал заявку в НКТП о возможности перевооружения танков БТ и Т-26 орудием КТ калибра 76,2 мм. И уже в октябре того же года на заводе № 174 была изготовлена и испытана легкая САУ на базе танка Т-26. Испытания прошли удовлетворительно и по их результатам Военный Совет Ленфронта обязал завод № 174 наладить выпуск этих САУ. Новое орудие получило обозначение СУ-76 (начиная с 1943 года эта САУ была переименована в СУ-76П «полковая», чтобы не возникало путаницы с новой серийной машиной под тем же индексом). САУ ОСА-76 (ОСУ-76) И все-таки эта САУ не спасала положения, в котором оказалась Красная Армия. Сложившуюся проблему попытались разрешить с использованием шасси танка Т-60, выпускавшегося крупной серией в 1941–1943 годах. Осенью 1941 года Горьковский автозавод в инициативном порядке начал разработку легкой САУ под индексом СУ-71, но в серию эта машина так и не попала. К июлю 1943 года была сделана в металле и испытана еще одна машина: ОСА-76. Этот проект возник благодаря новой концепции ГАУ о переводе всей полевой артиллерии на самоходные шасси. Отсюда возникло и название — «ОСА» — что означает «Общевойсковая Самоходная Артиллерия». «ОСА» не принадлежит семейству СУ-76, а скорее представляет собой самостоятельный класс артсистемы, предназначенной для использования в составе общевойсковых соединений. Проект предполагал создание нескольких СУ: — ОСА-76 — 76-мм САУ частичного бронирования; — ОСА-57 — 57-мм противотанковая САУ частичного бронирования; — ОСА-23 — 23-мм ЗСУ частичного бронирования; — ОСА-12 — 12,7-мм ЗСУ частичного бронирования. САУ ОСА-76 вооружалась 76,2-мм дивизионной пушкой ЗИС-3, обладала малой массой (менее 3 500 кг). Двигатель — ГАЗ-ММ. Ходовая часть от танка Т-60. Экипаж — 3 человека. Бронезащита аналогична орудию ЗИС-3 и представляла собой 6мм противопульную броню. САУ успешно прошла испытания и была рекомендована к производству, однако его так и не развернули. Более удачной была попытка румынских специалистов, установивших на шасси трофейных советских Т-60 трофейные же 76,2-мм орудия Ф-22 (до поступления на вооружение Румынской армии немецких Pz-IVG только они могли эффективно бороться с советскими средними и тяжелыми танками). САУ завода № 37 Очередная легкая САУ семейства СУ-76. Работы по созданию были начаты приказом НКАП от 3 марта 1942 года, а уже в мае того же года первый опытный образец поступил на испытания, однако провалил их: ни шасси ни артсистема испытаний не выдержали. В конструкции САУ были использованы стандартные узлы шасси танка Т-60.
|