Страница 1 из 3 Тяжелый танк ИС-4 Разработка тяжелого танка ИС-4 (заводской номер ИС-4-701) началась в 1944 году, даже чуть раньше, чем ИС-3. Главной задачей было создание тяжелого танка для завершающего этапа войны и на послевоенное время. Серийной машине предшествовали прототипы (изделия 701-2, 701-5 и 701-6). Эти машины различались маркой, калибром оружия и толщиной брони. Вариант 701–6 получил армейское обозначение ИС-4 и в 1947 году был принят на вооружение Советской Армии. Особенностью боеукладки ИС-4 (30 выстрелов) было размещение снарядов в специальных металлических кассетах. Считается, что серийное производство ИС-4 началось в 1947 году. Однако ряд фактов позволяет считать, что часть машин была выпущена раньше — в 1945–46 годах. Всего за время серийного производства до 1949 года, было изготовлено около 250 ИС-4. Эти танки направлялись в основном в войсковые части на Дальнем Востоке. Служба нового танка оказалась недолгой — ИС-4 вывели из эксплуатации и поставили на долговременное хранение, а затем сняли с вооружения. Причиной этого был целый ряд обстоятельств: - Масса танка превышала грузоподъемность большинства мостов и транспортных средств; — Низкая надежность трансмиссии; — Невысокая проходимость. Тяжелый танк ИС-5 Проект тяжелого танка ИС-5 разрабатывался в 1944 году на Опытном заводе № 100 в Челябинске под руководством Ж. Я. Котина. Существовало несколько его эскизных проработок с различными вариантами компоновки, в том числе с расположением башни в кормовой части корпуса, вооружения и силовой передачи. Ходовая часть, в основном, базировалась на уже использовавшейся в предыдущих проектах. Из стадии эскизного проектирования танк так и не вышел. Тяжелый танк ИС-6 Проект тяжелого танка ИС-6 («Объект 253») был разработан в Челябинске в 1944 году. Главной особенностью этой боевой машины стало применение на ней электромеханической трансмиссии. Ходовая часть танка была подобна ходовой части танка ИС-2. Также был изготовлен еще один образец танка ИС-6 («Объект 252») с механической трансмиссией типа ИС-3. В ходовой части были применены опорные катки большого диаметра, а поддерживающие катки отсутствовали. Максимальная скорость — 43 км/ч при массе 51,5 т. По огневой мощи ИС-6 не превосходил ИС-2, ИС-3 и ИС-4, а его броневая защита была лучше танков ИС-2 и ИС-3, но уступала ИС-4. Установка электротрансмиссии облегчала управление танком и должна была способствовать повышению его маневренных качеств. Однако этого не произошло из-за большой массы как самого танка так и электротрансмиссии, а также из-за низкой надежности последней. Что касается варианта танка ИС-6 с механической трансмиссией то за исключением броневой защиты он вообще не имел никаких преимуществ перед другими тяжелыми танками. Тяжелый танк ИС-7 В 1945 году начались работы над «Объектом 260» (ИС-7). ИС-7 значительно отличался от других машин, разработанных в годы войны. Корпус танка был спроектирован с большими углами наклона броневых листов. Построен был только деревянный макет в натуральную величину. В 1946 году началось проектирование (и изготовление двух образцов) другого варианта, имевшего тот же заводской индекс «260». Первый из них собрали 8 сентября 1946 года. Он прошел ходовые испытания и по их результатам отвечал основным тактико-техническим требованиям. Второй образец был собран 25 декабря 1946 года и прошел на ходовых испытаниях 45 км. Впервые в отечественном танкостроении были применены гусеницы с резино-металлическим шарниром, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия, опорные катки с внутренней амортизацией. На танке установили 130-мм пушку С-26 с новым дульным тормозом. Высокая скорострельность (6–8 выстр/мин) обеспечивалась применением механизма заряжания. На Ижорском заводе изготовили два броневых корпуса и две башни ИС-7. Они испытывались обстрелом из орудий калибра 88, 122 и 128 мм в Кубинке. Результаты испытаний легли в основу окончательного варианта бронирования нового танка. В течение 1947 года шла интенсивная работа по созданию проекта улучшенного варианта танка ИС-7. Корпус и башня были изменены, усилено вооружение — машина получила новую 130-мм пушку С-70 L/54. Новинкой стала система управления огнем: прибор обеспечивал наведение пушки на цель и автоматический выстрел. Летом 1948 года Кировский завод изготовил четыре ИС-7, которые после заводских испытаний прошли государственные. Броневая защита танка была практически неуязвима: ИС-7 выдерживал обстрел не только 128-мм немецкой пушки, но и собственного 130-мм орудия. ИС-7 без преувеличения можно считать шедевром советского танкостроения. Он не имел себе равных в мире по совокупности основных боевых показателей. При боевой массе, как у «Королевского тигра», ИС-7 значительно превосходил его как по броневой защите, так и по вооружению. Единственный сохранившийся до наших дней ИС-7 находится в экспозиции в Кубинке.
|