Страница 4 из 12 Развитие Т-34 7 июня 1940 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление № 976-368сс «О производстве танков Т-34 в 1940 году», в котором, в частности, говорилось: «... 1. Обязать народного комиссара среднего машиностроения тов.Лихачева И. А.: а) изготовить в 1940 г. 600 танков Т-34, из них: на заводе № 183 (им. Коминтерна) — 500 шт; на Сталинградском Тракторном — 100 шт; ... б) обеспечить полностью программу 1940 г. по выпуску танков Т-34 дизелями, для чего увеличить выпуск моторов В-2 на заводе № 75 и изготовить до конца 1940 г. 2000 шт...» (АП РФ. Ф.93 Коллекция документов) Но план выполнен не был, более того — летом 1940 года над Т-34 начали сгущаться тучи. Дело в том, что на полигон в Кубинку поступили два танка Pz-III Ausf.G, купленные в Германии после подписания пакта о ненападении. Результаты сравнительных испытаний немецкого танка и Т-34 оказались неутешительными для советской боевой машины. Наш сайт рекомендуетМонография И. Мощанского о начале боевого пути танка «Средний танк Т-34–76. Первый год войны» Хорошо иллбстрированная монография И. Мощанского «Средний танк Т-34–76. Оружие нашей победы» Т-34 превосходил «тройку» по вооружению и броневой защите, уступая по ряду других показателей. Pz-III имел трехместную башню, в которой были достаточно комфортные условия для боевой работы членов экипажа. Командир имел удобную башенку, обеспечивавшую ему прекрасный обзор, у всех членов экипажа имелись собственные приборы внутренней связи. В башне же Т-34 с трудом размещались два танкиста, один из которых выполнял функции не только наводчика, но и командира танка, а в ряде случаев и командира подразделения. Внутренней связью обеспечивались только два члена экипажа из четырех — командир танка и механик-водитель. Немецкая машина превзошла Т-34 и по плавности хода, она оказалась и менее шумной — при максимальной скорости движения Pz-III было слышно за 150 — 200 м, а Т-34 — за 450–500 м. Полной неожиданностью для наших военных явилось и превосходство «немца» в скорости. На гравийном шоссе Кубинка-Репище Pz-III разогнался на мерном километре до скорости 69,7 км/ч, в то время как лучший показатель для Т-34 составил 48,2 км/ч. Выделенный же в качестве эталона БТ-7 на колесах развил только 68,1 км/ч. В отчете об испытаниях отмечались и более удачная подвеска немецкого танка, высокое качество оптических приборов, удобное размещение боекомплекта и радиостанции, надежные двигатель и трансмиссия. По этим результатам ГАБТУ предоставило отчет маршалу Г. И. Кулику, который утвердил его и тем самым приостановил производство и приемку Т-34, потребовав устранения всех недостатков. Начались препирательства, закончившиеся распоряжением маршала К. Е. Ворошилова: «Машины продолжать делать; сдавать в армию, установив 1000-км гарантийный пробег. Заводу начать разрабатывать новую машину — Т-34М, введя в нее не только прочностные изменения, но и пятискоростную коробку передач.» К тому времени здоровье М. И. Кошкина, заболевшего в марте воспалением легких, значительно ухудшилось и 26 сентября 1940 года М. И. Кошкин скончался. Главным конструктором танкового КБ назначили А. А. Морозова. Под его руководством началось проектирование двух вариантов модернизации Т-34. В первом — А-41 — была сделана попытка исправить большинство недостатков без изготовления нового корпуса и замены силового агрегата. Машина получала новую трехместную башню с диаметром погона 1700 мм (против 1420 мм у Т-34) и новую 76-мм пушку Ф-34 завода № 92. Но дальше «бумажной» стадии этот проект не пошел. Второй вариант — А-43, более известный под названием T-34M — был длиннее, уже и выше, чем Т-34.
|