Страница 1 из 4 Книгу В. В. Павлова «Сталинград: мифы и реальность. Новый взгляд» (Москва, из-во «Олма-Пресс», 2003, ISBN 5-224-04137-6) я приобрел еще в 2004 году, но время прочитать ее у меня выдалось только теперь, спустя почти год. Мысль о том, что мне придется писать статью в разделе «Позорный Столб» меня посетила уже после прочтения первой же главы, хотя желания этого делать у меня заранее не было. Книгу я все-таки дочитал до конца, хотя мнение о ней так и не изменилось. Вообще, я с большим подозрением отношусь к литературе под тенденциозными названиями «мифы и реальность», «вся правда о...» и т. п. Потому что как раз правды там оказывается очень мало. В данном случае меня подкупило то, что книга В. Павлова вышла в серии «Архив». Двухтомник «Битва под Москвой», вышедший в той же серии, я приобрел несколькими неделями ранее, он у меня оставил весьма положительное впечатление. Сразу приходится констатировать, что во всей книге нет ни единого архивного документа. Непонятно тогда, каким боком книга относится к серии «Архив»? Ну, да Бог с ним, с «архивом». Может и без того книга будет хороша и полезна? К сожалению, все оказалось еще хуже. Если коротко, то книга В.Павлова — это извечный страх « общечеловека» перед войной, ее жертвами и ее беспощадной логикой. Ничего нового в этом отношении Павлов не изобрел, пошел по уже по проторенной дороге. Правда, припоздал он чуток. Лет, эдак, на 10–15. В начале 90-х у нас было модно хаять все советское. Оплевывалось всё. Если ты офицер — значит, мясник, солдат на смерть посылаешь. Ну, а если ты каким-то боком относился к НКВД — то просто скотина! НКВД — это преподносилось как личное тавро Дьявола. А между тем, пограничники — все поголовно «энкавэдэшники». Так и назывались: пограничные войска НКВД. Но они — герои, а НКВД — убийцы. Парадокс! Это было какое-то массовое умопомешательство. Причем, очень часто можно было наблюдать, что сам человек никоим образом в этом не убежден. Ему вообще плевать! Ему главное протестовать, а против чего — да какая разница? Слава Богу, эта мода стала проходить и на сегодня уже почти спала. Павлов — это, наверное, ее отголосок. Но давайте все-таки поближе познакомимся с самой книгой. Уже на четвертой странице читаю авторский пассаж: «Еще 25 августа вражеская армада испытала мощный психический удар от выступления на защиту своего города отрядов городского ополчения.» О, да! Никогда до того немецкая армия не встречала ополченческих дивизий, Под Москвой ополченческих дивизий не было, поэтому теперь, узрев их вдруг под Сталинградом, немецкая армия моментально «испытала мощный психический удар». Далее идут весьма характерные для «общечеловека» рассуждения: «Но пока никто не может понять, почему растерзанное, опаленное гигантским костром родных развалин, фосфором зажигательных бомб и танковых огнеметов, беспрерывно отступающее разнородное российское воинство вдруг намертво остановилось в последней линии окопов, всего в двухстах метрах от обрывистого берега Волги?» Никто не поймет и всё тут. Бьются, бьются годами, шестьдесят лет бьются, тонны бумаги исписали, сотни участников опросили, а понять не могут! Все дураки. Один автор умный. Он глаза нам, идиотам, открывает. И как напыщенно! Растерзано... Опалено... Как поэтично! Далее автор надолго уходит от темы Сталинграда и вообще Великой Отечественной войны и добрую четверть книги активно толкает мыслю о разделении людей на: Человека совокупного Человека мускульного Человека трудящегося Человека умственного Человека социального Он долго и путано пытается объяснить, что это все означает, но видно даже невооруженным взглядом, что сам понимает это нетвердо. В результате он начинает их между собой «скрещивать», рождая, таким образом, «Человека социального совокупного», «Человека умственного мускульного» и так далее. Вся эта ахинея идет в главе под характерным названием «Два периода социальной эволюции в жизни человечества, каждой нации, каждого индивида». Характерная цитата из этой главы: "...прежде всего, труд делится на коммерческий и некоммерческий. При помощи первого рода труда мы можем иногда капитализировать свои доходы, приобрести акции, недвижимость и «движимость», т. е. капитально заработать." Капитально подзаработать — это, конечно, круто, вот только каким образом вся эта муть относится к теме Великой Отечественной войны вообще и Сталинградской битве в частности? Я сам бы ни за что не догадался. В.Павлов подсказал. Дело в том, что он всех участников этого сражения поделил на этих своих «сверх-недо-человеков» (здравствуй, фашизм!). Например, Н. С. Хрущев и Н. Ф. Ватутин у него «творцы Сталинграда». Генерал А. И. Родимцев — «гений волевого труда». Генералы Желудев, Горишный, Батюк, Гуртьев — «волевые творцы Сталинграда». Командарм-62 В. И. Чуйков, комиссар-62 К. А. Гуров, начштаба-62 Н. И. Крылов и комдив-138 И. И. Людников образовали даже целый «Союз Творцов Сталинграда». Люди попроще, рядовые и сержанты, такие как Яков Павлов (дом Павлова помните?), пулеметчик И.Воронов и проч.— это «совокупные ратники Сталинграда». А как же негодяи? У каждого «общечеловека» обязательно должны быть негодяи! Есть они и у В.Павлова. Все их воинские звания взяты в кавычки, вероятно, чтобы подчеркнуть их тупость, глупость, трусость и т. д. Итак, это «маршал» С. К. Тимошенко, будущий «маршал» Ф. И. Голиков, Г. М. Маленков, А. С. Щербаков, В. С. Абакумов («общечеловеку» без особиста никуда!) и до кучи еще генерал-лейтенант А. И. Лопатин (первый командарм 62-й армии). Они поименованы в книге как «псевдоработники». Не зря, ох не зря в названии книги стоит «Новый взгляд». Такого «взгляда» я еще не встречал! Что означают все эти «совокупные труженики» и «гении волевого труда» — непонятно. Может, они трудились совокупно. Или совокуплялись в труде.
|