002.jpg
The Russian Battlefield
009.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
Главная Документы Приказы, отчеты Доклад начальника ГАБТУ о состоянии обеспечения автобронетанковой техникой

Language

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU

Сейчас на сайте:
  • 35 гостей
  • 4 поисковых ботов
аудит сайта, комплексный интернет маркетинг . Узнайте о интернет магазин лэтуаль


Доклад начальника ГАБТУ о состоянии обеспечения автобронетанковой техникой

Печать
Share
Автор: n/a
Впервые опубликовано 11.10.2010 23:16
Последняя редакция 11.10.2010 23:58
Материал читали 2196 человек

ДОКЛАД НАЧАЛЬНИКА ГАБТУ ГЛАВНОМУ ВОЕННОМУ СОВЕТУ КА О СОСТОЯНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОБРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКОЙ И ИМУЩЕСТВОМ КРАСНОЙ АРМИИ

июнь 1941 г.

Обеспеченность Красной Армии АБТ вооружением на 1.06.1941 г. следующая:

Танки

Положено по штатам военного времени – 37886

Положено по штатам мирного времени – 34950

На 1.06.41 г. состоит в наличии:

«KB» – 545
Т-34 – 969
БТ-2, 5, 7 – 7550(1)
Т-26 – 10057(2)
Т-40 – 147
Т-37, Т-38 – 3460
Т-35 – 59
Т-28 – 481
Всего: 23268

Выноски:
1) Из них 594 БТ-2.
2) Из них 2-х баш. 1261; СУ-5 — 28 и 1137 огнем.

Некомплект по состоянию на 1.06.41 года:
По штатам военного времени — 14618.
По штатам мирного времени — 11682.

Всего по мехкорпусам:

Танки:
Положено танков по штату – 31574
Наличие на 1.06.41 г. – 16555
Наличие на 1.01.42 г. – 19825
Некомплект на 1.01.42 г. – 11749

Бронемашины:
Положено танков по штату – 8159
Наличие на 1.06.41 г. – 3007
Наличие на 1.01.42 г. – 3795
Некомплект на 1.01.42 г. – 4364

Укомплектованность мехкорпусов по состоянию на 1.06.1941 г. следующая:

Данные по каждому МК — в отдельном приложении (в данном документе отсутствует).

В 1940 — 1941 г.г. на вооружение Красной Армии приняты новые типы танков «KB», Т-34, Т-50 и Т-40. Прочие типы танков, состоящие на вооружении Красной Армии, а именно: Т-35, Т-28, БТ, Т-37, Т-38 в настоящее время с производства сняты.

Учитывая выпуск танков заводами промышленности с 1.06.1941 г. по 1.01.1942 года, а именно:

Поступает с заводов в 1941 г.:

с 1.06.41 г. по 1.07.41 г.:
Танки «KB» – 93
Танки Т-34 – 231
Танки Т-50 – 25
Танки Т-40 – 57
Итого: 406

3 квартал:
Танки «KB» – 375
Танки Т-34 – 830
Танки Т-50 – 180
Танки Т-40 – 150
Итого: 1535

4 квартал:
Танки «KB» – 430
Танки Т-34 – 885
Танки Т-50 – 345
Танки Т-40 – 320
Итого: 1980

Всего:
Танки «KB» – 898
Танки Т-34 – 1946
Танки Т-50 – 550
Танки Т-40 – 527
Итого: 3921

Некомплект по танкам на 1.01.1942 г. составит:
По штатам военного времени — 10697.
По штатам мирного времени — 7761.

При существующем на 1941 г. плане выпуска танков в количестве 5220, этот некомплект может быть покрыт только к концу 1943 года.

Учитывая необходимость перевооружения и дальнейший рост танковых войск, производственное задание промышленности по выпуску танков следует установить:

На 1942 г.
Танки «KB» – 4500
Танки Т-34 – 8000
Танки Т-50 – 4000
Танки Т-40 – 2000
Итого: 18500

На 1943 г.
Танки «KB» – 7500
Танки Т-34 – 15000
Танки Т-50 – 10000
Танки Т-40 – 4000
Итого: 36500

При этом условии танковые корпуса к концу 1943 года будут полностью перевооружены и укомплектованы новой материальной частью.

Следует отметить, что развитие танкостроения немыслимо без соответствующего обеспечения его:
а) двигателями — дизель;
б) танковой броней;
в) новой радиостанцией 10-Р (КРСТБ), взамен устаревшей 71-ТК;
г) танковым электрооборудованием.

Существующие производственные возможности по выпуску этих видов продукции не обеспечивают выпуск танков, даже по программе 1941 года.

Танкостроение в основном сосредоточено в г. Харькове и Ленинграде.

Производство танков «КВ-3» и Т-50 не имеет дублирующих заводов. Необходимо создать новые базы танкостроения внутри страны — Горький, Урал.

Выводы:

Для обеспечения выпуска в 1942 — 1943 гг. потребного количества танков, а также для создания производственных баз, дублирующих изготовление этих танков необходимо:

1. По танкам «KB» иметь три завода (Кировский, Челябинский тракторный и новый завод в районе г. Горький) с общим выпуском в 1942 г.4500 танков и в 1943 г.7500 танков.

2. По танкам Т-34 иметь два завода (завод № 183 и Сталинградский тракторный) с общим выпуском в 1942 г.8000 танков и в 1943 г.15000 танков.

3. По танкам Т-50 иметь три завода (завод № 174, организовать производство на Коломенском паровозном заводе и построить новый завод в г. Омске) с общим выпуском в 1942 г.4000 танков и в 1943 г.— 10000 танков.

4. По дизелям:

а) Расширить производственную мощность завода № 75 до 12000 дизелей в 1942 г. По заводу № 174 обеспечить производство дизелей в объеме программы на 1942 г. по танку Т-50.
б) Организовать производство дизелей на СТЗ, ЧТЗ и Ярославском автозаводе с общим выпуском 6000 дизелей в 1942 г. и 18000 дизелей в 1943 г.
в) Построить новый завод в районе г. Уфа с годовым выпуском 12000 дизелей в 1943 г.

5. Строительство новых и расширение существующих заводов по изготовлению танков и танковых дизелей производить с учетом выпуска запасных частей эквивалентно выпускаемым количествам танков и дизелей.

6. В проектах расширения и строительства заводов предусмотреть полный цикл танкового производства в районах расположения танковых заводов.

7. Танковая броня.

Для обеспечения намечаемого выпуска танков, необходимо дополнительно к существующим заводам организовать производство танковой брони:

а) на заводах № 264 («Красноармейская Верфь»), «Красный Октябрь» (Сталинград) и заводе имени Андреева (Таганрог) в пределах полного обеспечения выпуска танков Т-34 на СТЗ;
б) на заводе № 78 (Наркомат Боеприпасов) в пределах полного обеспечения выпуска танков «KB» на ЧТЗ и новом заводе в г. Омске;
в) на Урале в пределах обеспечения выпуска танков «KB» на новом заводе в районе г. Горький.

8. Радиостанция 10-Р.

В системе Наркомата Электропромышленности организовать на нескольких заводах производство радиостанций 10-Р в количествах полностью обеспечивающих потребность танковой промышленности и НКО.

Бронеавтомобили и бронепоезда

Потребность и наличие в Красной Армии составляет:

Потребность военного времени:
Бронемашины БА-20 – 4526
Бронемашины БА-10 – 7000
Бронепоезда легк. и тяж. – 42
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 108
Бронеавтомобили средние – 185

Потребность мирного времени:
Бронемашины БА-20 – 3884
Бронемашины БА-10 – 6267
Бронепоезда легк. и тяж. – 33
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 38
Бронеавтомобили средние – 39

Наличие на 1.06.41 г.:
Бронемашины БА-20 – 1899
Бронемашины БА-10 – 3361
Бронепоезда легк. и тяж. – 44
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 108
Бронеавтомобили средние – 52

Некомплект по военному времени на 1.06.41 г.:
Бронемашины БА-20 – 2627
Бронемашины БА-10 – 3639
Бронепоезда легк. и тяж. – нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет
Бронеавтомобили средние – 133

Некомплект по мирному времени на 1.06.41 г.:
Бронемашины БА-20 – 1985
Бронемашины БА-10 – 2906
Бронепоезда легк. и тяж. – нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет
Бронеавтомобили средние – нет

Поступает от промышленности:

с 1.06.41 г. по 1.07.41 г.:
Бронемашины БА-20 – 55
Бронемашины БА-10 – 14
Бронепоезда легк. и тяж. – нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет
Бронеавтомобили средние – нет

3 кв.:
Бронемашины БА-20 – 175
Бронемашины БА-10 – 250
Бронепоезда легк. и тяж. – нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 46
Бронеавтомобили средние – нет

4 кв.:
Бронемашины БА-20 – 180
Бронемашины БА-10 – 255
Бронепоезда легк. и тяж. – 6
Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет
Бронеавтомобили средние – нет

всего:
Бронемашины БА-20 – 410
Бронемашины БА-10 – 519
Бронепоезда легк. и тяж. – 6
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 50
Бронеавтомобили средние – нет

В числе общего наличия бронемашин на 1.06.1941 г. имеется 1147 устаревших бронемашин (БАИ, ФАИ и др.).

Бронемашины БА-20 и БА-10 полностью не отвечают современным требованиям Красной Армии, так как имеют недостаточную бронировку (6–10 мм) и малую проходимость по пересеченной местности.

Материальная часть бронепоездов по своим боевым качествам мало чем отличается от бронепоездов времен Гражданской войны.

Бронепоезда имеют слабую броневую защиту, устаревшее вооружение и паровозы (серии ОВ). Перевода на Западно-Европейскую колею не имеют.

Для обеспечения Красной Армии соответствующими современным требованиям типами бронемашин и бронепоездов, необходимо:
а) организовать производство бронемашин на 2-х — 3-хосном шасси со всеми ведущими осями по типу ЛБ-62, которые вооружить 23-25-мм пушкой.
б) разработать и поставить на производство новый образец средней бронемашины на 3-х – 4-хосном автошасси со всеми ведущими осями и броней 13–15 мм.
в) существующие бронепоезда до 1943 г. оставить без изменения.

В дальнейшем бронепоезда строить по типу мотоброневагонов с броней, обеспечивающей защиту от мелкокалиберной артиллерии, вооруженных по образцу средних и тяжелых танков. Базой для производства бронепоездов оставить завод «Красный Профинтерн».

Тракторы

Потребность и наличие тракторов в Красной Армии составляет:

Потребность военного времени:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 28037
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3–5 – 60778
Комсомолец – 5769
Всего: 94584

Потребность мирного времени:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 16635
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3–5 – 28661
Комсомолец – 4256
Всего: 49552

Наличие на 15.06.41г.:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 2601
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3–5 – 33658
Комсомолец – 6672
Всего: 42931

Некомплект по военному времени на 15.06.41г.:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 25436
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3–5 – 27120
Комсомолец – +903
Всего: 51653

Некомплект по мирному времени на 15.06.41г.:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 14034
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3–5 – +4997
Комсомолец – +2416
Всего: 6621

В числе общего наличия тракторов на 15.06.1941 г. имеется 14277 устаревших тракторов типа ЧТЗ-60, СТЗ-3 и «Коммунар», которые подлежат изъятию, так как по своим техническим качествам не могут обеспечить боевой работы войсковых частей, особенно артиллерии.

Для обеспечения потребности Красной Армии тракторами, с учетом изъятия устаревших тракторов и покрытия некомплекта по штатам военного времени, требуется 66833 трактора, из них:

«Ворошиловец» и С-2 – 25436;
ЧТЗ-65 и СТЗ-5 – 41397.

При существующем объеме производства в 29700 тракторов в год, НКО получит около 13500 тракторов типа С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 (при условии, что поставка в 4 квартале будет на уровне плана 3 квартала), 670 тракторов «Ворошиловец» и 2500 тракторов СТЗ-3 для авиационного тыла.

Такое положение со снабжением Красной Армии тракторами из года в год не снижает, а увеличивает разрыв между поступлением материальной части артиллерии большой мощности и мехтягой.

Если по тракторам ЧТЗ и СТЗ при мобилизации можно рассчитывать на получение необходимого количества тракторов для Красной Армии из народного хозяйства, то по тракторам «Ворошиловец», «Коминтерн» и С-2, обеспечивающим артиллерию АРГК — эта возможность исключена.

Применение в качестве арттягачей дивизионной и корпусной артиллерии тихоходных и маломощных тракторов ЧТЗ и СТЗ, не обеспечивает артиллерию тягачами, отвечающими современным ее требованиям. Необходимо:

1. Организовать производство специальных арттягачей, полностью удовлетворяющих тактико-техническим требованиям НКО.

2. Построить к 1.01.1943 г. завод по выпуску тракторов «Ворошиловец» до 2500 в год и завод по выпуску тракторов типа С-2 — 10000 в год.

3. Перевести все тракторные заводы на многосменную работу. Все выпускаемые заводами тракторы «Ворошиловец», С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 передавать в НКО.

Автомобили

Потребность и наличие автомобилей в Красной Армии составляют:

Потребность военного времени:
Автомобили легковые и ПИКАП – 49305
Автомобили грузовые ГАЗ – 213571
Автомобили грузовые ЗИС – 257256
Мастерские типа «А» – 7972
Мастерские типа «Б» – 4378
Бензоцистерны – 60914
ПЗС – 2571
Прочие спецмашины – 159911
Всего автомобилей: 755878

Потребность мирного времени:
Автомобили легковые и ПИКАП – 26001
Автомобили грузовые ГАЗ – 95231
Автомобили грузовые ЗИС – 116689
Мастерские типа «А» – 5423
Мастерские типа «Б» – 3648
Бензоцистерны – 19683
ПЗС – 1860
Прочие спецмашины – 81240
Всего автомобилей: 349775

Наличие на 15.06.41г.:
Автомобили легковые и ПИКАП – 17280
Автомобили грузовые ГАЗ – 117415
Автомобили грузовые ЗИС – 75803
Мастерские типа «А» – 2729
Мастерские типа «Б» – 1556
Бензоцистерны – 11252
ПЗС – 725
Прочие спецмашины – 45380
Всего автомобилей: 272140

Некомплект по военному времени:
Автомобили легковые и ПИКАП – 32025
Автомобили грузовые ГАЗ – 96156
Автомобили грузовые ЗИС – 181453
Мастерские типа «А» – 5243
Мастерские типа «Б» – 2822
Бензоцистерны – 49662
ПЗС – 1846
Прочие спецмашины – 114531
Всего автомобилей: 483738

Некомплект по мирному времени:
Автомобили легковые и ПИКАП – 8721
Автомобили грузовые ГАЗ – +22184
Автомобили грузовые ЗИС – 40886
Мастерские типа «А» – 2694
Мастерские типа «Б» – 2092
Бензоцистерны – 8431
ПЗС – 1135
Прочие спецмашины – 35860
Всего автомобилей: 77635

Поступит машин по мобилизации из нар. хозяйства:
Автомобили легковые и ПИКАП – 23864
Автомобили грузовые ГАЗ и ЗИС – 209880
Мастерские типа «А» – нет
Мастерские типа «Б» – нет
Бензоцистерны – нет
ПЗС – нет
Прочие спецмашины – 6000
Всего автомобилей: 239744

Некомплект с учетом поступления из нар. хозяйства:
Автомобили легковые и ПИКАП – 8161
Автомобили грузовые ГАЗ и ЗИС – 67729
Мастерские типа «А» – 5243
Мастерские типа «Б» – 2822
Бензоцистерны – 49662
ПЗС – 1846
Прочие спецмашины – 108531
Всего автомобилей: 243994

По грузовым машинам ЗИС, мастерским типа «А» и «Б» и походно-зарядным станциям Красная Армия имеет значительный некомплект.

Рассчитывать на покрытие некомплекта по этим машинам, за счет поставки по мобилизации из народного хозяйства, как показал опыт польской и финской кампаний, не представится возможным, так как громадное количество машин будет поступать на сдаточные пункты в плохом техническом состоянии и с изношенной резиной.

Отпуск НКО автомашин и в особенности, грузовых ЗИС до сего времени был недостаточен. При годовой заявке НКО в 93450 автомобилей, из них ГАЗ — 40785, ЗИС — 43205, прочих — 9550 или 66,5% от общего выпуска — 140000 машин в год.

За пять месяцев поставлено: 27633 автомашины или 29,5% годовой заявки НКО.

Недополучение машин по заявке НКО не давало возможности обеспечить автотранспортом проводимые по Армии оргмероприятия.

Снабжение Красной Армии спецмашинами лимитируется с одной стороны — дефицитом специального оборудования (станки, инструмент и проч.), с другой стороны — 3-хосными автомобилями, на которых монтируется около 50% всех типов спецмашин.

Намеченный перевод ряда спецмашин на прицепы на сегодня не обеспечен необходимым выпуском соответствующих типов прицепов.

Существующие на снабжении армии автомобили по проходимости не отвечают современным требованиям, необходимо:

1. Организовать массовое производство легковых и грузовых автомобилей повышенной проходимости с 2-мя и 3-мя ведущими осями.

2. Для работы в тылу армии по подвозу грузов часть автомобилей выпускать грузоподъемностью 6–10 тонн.

3. Увеличить отпуск грузовых автомобилей ЗИС до 70-80% от общего количества поставляемых НКО грузовых автомобилей, так как некомплект по Красной Армии, главным образом, идет за счет этого типа машин, замена которых грузовиками ГАЗ нецелесообразна из-за увеличения водительского состава и тыла войсковых частей.

Прицепы

Обеспеченность Красной Армии прицепами составляет:

Потребность военного времени:
Прицепы общего назначения – 67329
Прицепы специальные – 30269
Всего: 97598

Потребность мирного времени:
Прицепы общего назначения – 25827
Прицепы специальные – 10500
Всего: 36327

Наличие на 15.06.41 г.:
Прицепы общего назначения – 21541
Прицепы специальные – 6366
Всего: 27907

Некомплект по военному времени:
Прицепы общего назначения – 45788
Прицепы специальные – 23903
Всего: 69691

Некомплект по мирному времени:
Прицепы общего назначения – 4286
Прицепы специальные – 4134
Всего: 8420

За пять месяцев НКО поставлено 4302 прицепа или 13% от годовой заявки.

Промышленность медленно переходит на изготовление в массовом масштабе необходимых для Красной Армии двухосных прицепов в 2–5 тонн.

Такое положение со снабжением Красной Армии прицепами задерживает обеспеченность ими, главным образом, артиллерии на мехтяге и возможность перевода ряда специальных установок с автомашин на прицепы.

Мотоциклы

Потребность и наличие мотоциклов в Красной Армии составляют:
Потребность военного времени – 73047
Потребность мирного времени – 54992
Наличие на 15.06.41 г. – 16918*)
Некомплект по военному времени на 15.06.41 г. – 56129
Некомплект по мирному времени на 15.06.41 г. – 38074

Снабжение Красной Армии мотоциклами обеспечивается принятым ЦК ВКП (б) и СНК СССР решением по развитию в СССР мотоциклостроения. В 1941 г. НКО получит 47500 мотоциклов.

*) В наличии указаны и марки мотоциклов, снятые с производства.

Техническое состояние машин Красной Армии

Техническое состояние автотракторного и танкового парка на 15.06.1941 г. следующее:

Требует ремонта:

Среднего:
Танки – 2155
Тракторы – 6550
Автомобили – 43646
Мотоциклы – 3023
Бронемашины – 340
Прицепы – 3690

Капитального:
Танки – 2293
Тракторы – 5628
Автомобили – 19902
Мотоциклы – 2231
Бронемашины – 243
Прицепы – 588

Негодные:
Танки – нет
Тракторы – 198
Автомобили – 2208
Мотоциклы – 704
Бронемашины – нет
Прицепы – 1463

% от общего наличия:

по среднему ремонту:
Танки – 9,3
Тракторы – 15
Автомобили – 16
Мотоциклы – 18
Бронемашины – 6,5
Прицепы – 13

по капитальному ремонту:
Танки – 9,9
Тракторы – 13
Автомобили – 7,3
Мотоциклы – 13
Бронемашины – 4,5
Прицепы – 5

Причинами такого технического состояния являются:

1. Усиленная эксплуатация машин в период 1939–1940 гг.

2. Недостаточная обеспеченность войсковых частей дефицитными запасными частями, агрегатами и инструментом.

3. Отсутствие в Красной Армии необходимого количества подвижных ремонтных средств (мастерские типа «А» и «Б»), укомплектованность по которым составляет — 38%.

Для восстановления машин, требующих среднего и капитального ремонта, необходимо:
а) увеличить отпуск автотракторных и танковых запчастей по дефицитным деталям в количествах и по номенклатуре заказа НКО;
б) в дальнейшем расширить производство подвижных мастерских типа «А» до 3000 и типа «Б» до 2000 штук в год.

Запчасти

Для обеспечения в 1941 г. эксплуатации наличного парка машин, а также для заложения в Красной Армии непзапаса по запчастям требуется запчастей и агрегатов: На 1941 год снабжение НКО запасными частями к танкам, тракторам и автомобилям недостаточно, а именно:

Для эксплуатации наличного парка:
Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. – 410
Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. – 178

Для заложения непзапаса:
Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. – 66
Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. – 29

Всего:
Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. – 476
Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. – 207

а) танковых запчастей выделено на 219 млн. руб. вместо необходимых по заявке 476 млн. рублей;
б) автомобильных и тракторных — выделено фондов на 112,5 млн. рублей против 207 млн. рублей по годовой заявке.

Поступление от промышленности автомобильных запчастей (из расчета на одну машину) из года в год уменьшается: по танковым остается почти без увеличения, несмотря на то, что машины стареют и изнашиваются:

На 1941 год заводы №№ 26, 48 и Кировский ввиду перехода на выпуск новой продукции прекратили производство запчастей для танков Т-28 и моторов М-5 и М-17.

Поступление запчастей:

1936 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 35200
Что составляет на одну машину, рублей – 1400
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 30819
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 4580
Запчасти к БТ, тыс. р. – 28000
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 4170

1937 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 31400
Что составляет на одну машину, рублей – 594
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 11245
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 1550
Запчасти к БТ, тыс. р. – 20395
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 4200

1938 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 43100
Что составляет на одну машину, рублей – 513
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 21208
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 2540
Запчасти к БТ, тыс. р. – 20800
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 3500

1939 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 67000
Что составляет на одну машину, рублей – 525
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 20843
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 2105
Запчасти к БТ, тыс. р. – 33000
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 4523

1940 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 59500
Что составляет на одну машину, рублей – 355
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 29000
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 2500
Запчасти к БТ, тыс. р. – 23000
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 3000

1941 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 74500
Что составляет на одну машину, рублей – 274
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 32130
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 3200
Запчасти к БТ, тыс. р. – 29300
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 3900

Заводы № 37, 174 и 183 сокращают выпуск запчастей к танкам БТ, Т-26, Т-37–38 и трактору «Коминтерн».

Особенно плохо обстоит дело с подачей НКО остродефицитных танковых и автотракторных деталей. Детали моторной группы (поршни, шатуны, поршневые кольца и проч.) и целый ряд других недодается промышленностью из года в год.

Для обеспечения Красной Армии танковыми и автотракторными запасными частями необходимо:

1. На 1941 год увеличить отпуск НКО автотракторных запасных частей с 112,5 млн. рублей до 207 млн. рублей, из них: по автомобилям с 74,5 млн. рублей до 144 млн. рублей и по тракторам ЧТЗ и СТЗ с 38 млн. рублей до 63 млн. рублей.

2. Для обеспечения производства запасных частей к танкам, Наркомсредмашу выделить в системе «Глававтотрактордеталь» 2–3 основных завода и кроме того создать спеццеха на остальных заводах этого Главка, изготавливающих танковые запчасти по заказу 1941 года.

3. Расширить производство танковых запасных частей, особенно остродефицитных, для чего не-обходимо в системе «Глававтотрактордеталь» выделить Саратовский завод — головным заводом по изготовлению запасных частей к танку БТ и Омский завод — головным заводом по изготовлению запасных частей к танку Т-26.

Авторезина

Все имевшиеся у Наркомата обороны запасы авторезины израсходованы за период 1939–1940 г.

На 1941 г. Наркоматом обороны заявлено 525000 комплектов резины. На первое полугодие 1941 г. выделен фонд в 195000 комплектов или 35% от годовой заявки.

Для обеспечения текущей потребности в резине и для замены в военных округах изношенной резины, необходимо во втором полугодии 1941 г. выделить Наркомату обороны 430000 комплектов резины.

Ремонт

Основными ремонтными средствами для восстановления боевых и вспомогательных машин Красной Армии в системе Г АБТУ КА являются:

По капитальному ремонту:

Ремонтные базы в количестве 38, имеющие:
Производственную площадь — 125224 м2.
Станочное оборудование — 1790 единиц.
Рабочих и служащих — 13705 человек.

По плану 1941 г. рембазами ГАБТУ КА будет отремонтировано:
боевых машин — 4158 от общей потребности в 4877 капремонтов;
автомобилей — 19217 от общей потребности в 27439 капремонтов;
тракторов — 7427 от общей потребности в 9897 капремонтов;
мотоциклов — 2776 от общей потребности в 2776 капремонтов;
двигателей 5453 от общей потребности в 5964 капремонтов.

Остальное количество капремонтов, потребных на 1941 г., будет [выполнено] на заводах промышленности.

Непрерывно увеличивающийся парк боевых и вспомогательных машин и поступление на вооружение Красной Армии новых типов танков, автомобилей, тракторов и мотоциклов требует усиления ремонтных средств путем увеличения и обновления оборудования на существующих рембазах и постройки новых рембаз.

В настоящее время ГАБТУ КА строятся в Кременчуге, Витебске, Тернополе и Барановичах ремонтные заводы с общей производственной мощностью 5000 капитальных ремонтов боевых машин в год и 7 ремонтных баз в Тбилиси, Риге, Каунасе, Тарту, Харольске, Одессе и Хабаровске с общей производственной мощностью 5250 капремонтов вспомогательных машин в год.

Общая стоимость строительства в 1941 г. составит 77,6 млн. рублей. Срок ввода в эксплуатацию новостроек — конец 1942 года.

Основным недостатком в работе рембаз является необеспеченность их инструментом, материалами и станочным оборудованием, особенно станками для шлифовки коленчатых валов, расточки цилиндров и подшипников и станками-автоматами.

По среднему ремонту:

Производственная характеристика ремсредств среднего ремонта следующая:

Производственные площади в м2:
Гарнизонные мастерские – 74098
Ж.д. АБТ мастерские – нет
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – н/д
Всего: н/д

Количество имеющихся станков:
Гарнизонные мастерские – 563
Ж.д. АБТ мастерские – 380
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 72
Всего: 1015

Количество произв. рабочих:
Гарнизонные мастерские – 2643
Ж.д. АБТ мастерские – 3640
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 909
Всего: 7192

Производственная мощность машин:
Гарнизонные мастерские – 21417
Ж.д. АБТ мастерские – 24000
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 8640
Всего: 54057

Производственная мощность агрегатов:
Гарнизонные мастерские – 2640
Ж.д. АБТ мастерские – 8000
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 1000
Всего: 11640

Производственная программа на 15.06.1941 г. по гарнизонным и железнодорожным мастерским, а также по армейским ремонтно-восстановительным батальонам выполнена только в размере 45 — 70%.

Основными причинами невыполнения производственных программ является недостаточность снабжения их запасными частями, материалом, инструментом и станочным оборудованием.

В целях обеспечения Красной Армии ремонтными средствами, необходимо:

1. Отпустить ГАБТУ КА станочное оборудование, необходимое для доукомплектования АБТ рембаз и гарнизонных мастерских в количестве 485 шт. (приложение ведомость № 1).

2. Выделить ГАБТУ КА на 1941 г. для АБТ рембаз и мастерских дополнительный фонд: на инструмент шоферский и специально танковый, в сумме — 25 млн. рублей;
на инструмент общего назначения, в сумме — 3,5 млн. рублей.

3. Выделить материалы для обеспечения программы по ремонту материальной части и на переоборудование автомашин, согласно Приказа НКО № 0335 — 1940 года (по прилагаемой ведомости № 2).

4. Для обеспечения ремонта и укомплектования машин в войсках и на ремонтных предприятиях необходимо построить завод для изготовления специального инструмента и приспособлений.

5. Ускорить решение по организации подвижных ремонтных баз, выделяемых заводами промышленности и рембазами НКО.

Общие выводы

Для повышения боеготовности механизированных войск и обеспечения Красной Армии автобронетанковой техникой и имуществом, необходимо:

1. Просить Правительство:
а) обязать Наркоматы промышленности немедленно приступить к расширению танкостроения;
б) утвердить программу по танкостроению на 1942 год в количестве 18500 танков и на 1943 год36500 танков.

2. Для обеспечения артиллерии А РГК и КАПов мощными тракторами, построить новый завод по выпуску тракторов «Ворошиловец» до 2500 в год и второй завод по выпуску тракторов типа «С-2» — 10000 в год.

3. Перевести тракторные заводы СТЗ, ХТЗ, ЧТЗ и цех «200» завода № 183 на многосменную работу. Выпускаемые заводами промышленности тракторы «Ворошиловец», С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 полностью передавать НКО.

4. Приступить немедленно к производству автомобилей повышенной проходимости с 2-мя — 3-мя ведущими осями, для комплектования ими механизированных войск.

5. Увеличить отпуск грузовых автомобилей ЗИС до 70-80% от общего количества поставляемых НКО грузовых автомобилей.

6. Увеличить отпуск автотракторных запасных частей с 112,5 млн. рублей до 207 млн. рублей, из них: автомобильных с 74,5 млн. рублей до 144 млн. рублей и тракторных ЧТЗ и СТЗ с 38 млн. рублей до 63 млн. рублей.

7. Расширить производство танковых запасных частей, особенно дефицитных, для чего:
а) В системе «Глававтотрактородеталь» выделить основные заводы и спеццеха для изготовления
запчастей к танку БТ, Т-26 и моторам М-5 и М-17.
б) Обязать Наркомат общего машиностроения организовать на заводах Наркомата производство запчастей Т-27 и Т-37.
в) Обязать Наркомат тяжелого машиностроения организовать производство запчастей к Т-28 на заводах Наркомата.
г) Построить в 1942–1943 гг. три новых завода для производства запчастей к новым типам машин
с общим выпуском, обеспечивающим потребность НКО.

8. Выделить НКО на второе полугодие 1941 года 430000 комплектов авторезины.

9. Расширить производство подвижных ремонтных мастерских типа «А» до 3000 и типа «Б» до 2000 шт. в год.

10. Просить Правительство ускорить решение о развертывании подвижных ремонтных баз для НКО промышленностью.

11. Обязать промышленность изготовить в 1941 году образцы танков, вооруженных зенитными пушками для мехкорпусов.

Начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии
генерал-лейтенант танковых войск
Федоренко

Источник: ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11373. Д. 67. Л. 97–116. Подлинник.

 
Оцените этот материал:
(2 голосов, среднее 5.00 из 5)

Добавьте ваш отзыв:

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить