Страница 4 из 4 Комендантская служба была организована следующим образом. На берегу в районе Кордона Ильича и косы Чушка находились исходные пункты ледовых дорог, обозначавшиеся номерами справа налево. Маршрут начинался с Кордона Ильича и выходил на Крымский берег северное Глейки. Большинство маршрутов шло с косы Чушка на запад и выходили на Крымский берег севернее Жуковки и в ее районе. Для контроля за ходом переправы поддерживалась проводная связь. Пункт начальника ледовой переправы был напрямую связан со всеми исходными точками маршрутов и с контрольными станциями, установленными через каждые 3 км пути на маршрутах движения войск. На Крымском берегу, куда прибывали войска, имелось четыре станции. Ледовую переправу обслуживал 75-й инженерный батальон. На каждом из восьми маршрутов были проложены по 2–3 пути, обозначенные вехами. С контрольных постов по телефону сообщали о проходе колонн и о переносе пути в случае необходимости. Весь путь разделялся на участки по 3 км, участок обслуживался группами саперов, контролировавшими состояние льда после прохождения колонн. В случае нарушения поверхности льда (появление трещин, образования майн) саперы закрывали участок и переводили движение на другой маршрут. На каждом из 8 маршрутов имелись команды саперов во главе с офицерами, в задачу которых входило проведение работ по усилению льда в местах его разрушения, устройство проходов в торосах, устройство переходов со льда на материк, так как морской лед имел очень слабый припай с берегом. Войскам было категорически запрещено делать остановки при движении по льду пролива. Первые остановки для переправляющихся назначались на Крымском берегу. Движение колонны по льду должно было занять, на правом фланге около 5 часов, а в центре и на левом фланге 2–3 часа. Выпуск новых колонн с исходного берега на лед намечался после прохождения предыдущей колонной первого контрольного поста и проверки состояния участка. По времени этот разрыв составлял 2–2,5 часа. С 5 часов утра выпуск колонн прекращался. В случае пурги войсковые колонны до следующего участка должны были сопровождать проводники-рыбаки и саперы. Инженерный резерв по обеспечению ледовой переправы располагался в Жуковке. Он предназначался для усиления групп саперов, пропускавших войска по льду в случае порчи льда на каком-либо из путей и для восстановления его. В состав резерва входили и водолазные подразделения, которые при необходимости производили спасательные работы. В 20.00 19 января командующему фронтом было доложено о возможности переправы по льду оставшихся на Таманском берегу войск первого и второго эшелонов 51-й армии вплоть до дивизионной артиллерии. Командующий дал приказ начать переправу и о ходе ее доносить два раза в сутки. В целях маскировки массовые переправы днем не проводить. Работы по улучшению переправ осуществлять небольшими группами инженерных войск. Переправа началась в ночь на 20 января 1942 года. В первую ночь прошли части 12-й стрелковой бригады, 224-й и 302-й стрелковых дивизии и вместе с ними часть артиллерии этих соединений. Днем в качестве эксперимента были пропущены одиночные подводы. Переправа по льду дала положительные результаты, и командование фронта решило пустить но ней вторые эшелоны 51-й армии и фронта, за исключением тяжелой артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования и танков, которые планировалось переправить морским транспортом. За вторые сутки по льду переправили полностью артиллерию и обозы второго разряда соединений первого эшелона армии, а также передовые части второго эшелона армии. Были также проведены пробные испытания переправы автомашин, определены и установлены дистанции между ними. Опыт переправы немедленно доводился до войск. В последующие несколько суток перешли по льду: 47-я армия, кавалерийская дивизия, бригада (два полка) пограничных войск со своими обозами и артиллерией. Кавалерийские части и обозы шли на увеличенных дистанциях. Всадники спешивались и вели лошадей в поводу. Одновременно переправлялись снабженческие грузы 51-й и 47-й армий. В войсках восстановилось нормальное снабжение. Много забот принесло движение автотранспорта. Несоблюдение водителями установленных дистанций приводило к повышению допускаемой нагрузки на лед, который не выдерживал груза и проваливался. Во избежание несчастных случаев при проходе автомобилей по льду дверцы кабин оставались открытыми, чтобы в случае аварии люди успели не только выйти из машин, но и разгрузить ее. В этом деле большую помощь оказывали войскам группы саперов, обслуживавшие участки. Машины, потерпевшие аварию, погружались медленно (15–20 минут) и их успевали разгружать. Для удобства разгрузки в случае аварии в автомашинах заранее открывался задний или один из боковых бортов. Во время снегопада или тумана, когда самолеты противника не летали, переправа проводилась и днем. За время всей ледовой переправы потери в автотранспорте были невелики: утонуло около 60 машин. Эти потери в сравнение с той массой войск и техники, входивших в состав двух армии (51-й и 47-й) и дивизий резерва фронта, которые были переправлены на Керченский полуостров, были относительно малыми. Утонувшую технику извлекли водолазы 75-го инженерного батальона. После ремонта она вновь использовалась. Аварийные работы начинались сразу, как только поступали извещение об аварии. Характерно отметить такую деталь, что почти две с половиной недели немцы ни разу не бомбили ледовую переправу. В то же время налеты на морские транспорты совершали ежедневно. Иногда над ледовой переправой с севера проходили самолеты противника для бомбежки транспортов, следующих морем в Крым. Очевидно, в то время противник не верил в возможность переправы но льду большой массы войск. Умелая организация переправы, переходы войск и перевозки грузов только в темное время, осуществление мероприятий по маскировке способствовали тому, что противник недооценил се значения. Вес это позволило в короткие сроки и без существенных потерь обеспечить переправу большого числа войск и грузов через Керченский пролив на Крымское побережье. Опыт переправы войск через Керченский пролив служит наглядным примером эффективного использования с учетом обстановки не только сил и средств флота, но и ледовой переправы для переброски войск с Таманского полуострова в Крым. Благодаря проявлению инициативы на местах стало возможным в сравнительно короткие сроки и исключительно сложных зимних условиях успешно переправить через пролив войска, вооружение и большое число грузов двух армий. Автор: Генерал-лейтенант инженерных войск А. Смирнов-Несвицкий
|