003.jpg
The Russian Battlefield
001.jpg
Главная Сражения Трофеи, потери, военнопленные Трофейные танки на службе Красной Армии




Трофейные танки на службе Красной Армии

Печать
Автор: Андрей Кравченко
Впервые опубликовано 26.10.2010 10:44
Последняя редакция 17.10.2011 13:11
Материал читали 25243 человек

С появлением у немцев новых тяжелых танков Pz-V "Пантера" и Pz-VI "Тигр" появились и первые случаи их использования в частях Красной Армии. Правда, таких эпизодов достаточно мало. Новые немецкие танки, имея высокие боевые характеристики, были весьма сложными по конструкции (гораздо сложнее, чем Pz-II, 3, 4 или 38 (t)). Их использование было сложным делом, требовавшим к тому же соответствующей ремонтной базы. Естественно, советские танкисты не обладали опытом эксплуатации новых немецких танков. Поэтому часто, захватив совершенно исправные германские тяжелые танки, наши танкисты их вскоре ломали и не могли их починить из-за отсутствия запасных частей, инструмента и опыта ремонта таких машин. Но в отдельных частях эти танки все-же использовались в боях.

Уже осенью 1943 г. одна захваченная "Пантера" непродолжительное время использовалась танкистами 59-го отдельного танкового полка. По воспоминаниям ветеранов "во время боев, когда наши танки шли в атаку основной огонь немецкой артиллерии велся по трофейной "Пантере"".

Конечно в "Пантере" наших танкистов в первую очередь привлекало вооружение: баллистические данные 75-мм орудия KwK 42 позволяли подбивать немецкие танки на дистанциях, недоступных ни одной советской танковой и противотанковой пушке середины 1943 г. В начале 1944 г. в ГБТУ КА рассматривался вопрос об использовании исправных трофейных "Пантер" в качестве истребителей танков. В это же время издается "Краткое руководство по использованию трофейного танка Т-5 ("Пантера")". Тем не менее, "Пантера" в Красной Армии не прижилась. Штаб 4-й гв. ТА 13 сентября 1944 г. докладывал в ГБТУ КА:

"Указанные танки являются сложными в эксплуатации и ремонте. Запасные части к ним отсутствуют, что не позволяет осуществлять их плановое обслуживание. Для питания танков необходимо предусмотреть бесперебойную поставку в части авиабензина высокого качества.

Кроме того, в армии имеются большие проблемы с боеприпасами для немецкой 75-мм пушки обр. 1942 г., так как боеприпасы от пушки обр. 1940 г. непригодны для использования их в танке "Пантера". Считаем, что для проведения скрытных наступательных операций более пригодным является немецкий танк типа Pz-IV, имеющий более простое устройство, легкий в эксплуатации и ремонте, а также наиболее широко распространенный в немецкой армии".

Все же в ряде случаев трофейные "Пантеры" действовали довольно успешно. Например, в январе 1944 г, в боях на подступах к Житомиру, частями 3-й гв. ТА было захвачено значительное количество поврежденных немецких танков. По распоряжению замкомандующего армией по технической части генерал-майора Ю. Соловьева в 41 и 148-м отдельных ремонтно-восстановительных батальонах (ОРВБ) создали по одному взводу из наиболее опытных ремонтников, которые в короткий срок восстановили четыре Pz-IV и одну "Пантеру". Через несколько дней экипаж этой "Пантеры", в бою в районе Жеребки подбил тяжелый танк "Тигр".

Широко известная по фотографиям рота гв. лейтенанта Сотникова, в августе 1944 г. в боях под Варшавой успешно использовала три Pz-V.

Трофейные танки "Пантера" использовались в Красной Армии до конца войны, но в очень незначительных количествах и эпизодически. Например, во время отражения немецкого наступления в районе оз. Балатон в марте 1944 г. ( операция вермахта "Весеннее пробуждение"), 991-й САП подполковника Гордеева имел в своем составе 16 СУ-76М и три трофейных "Пантеры".



 
Оцените этот материал:
(80 голосов, среднее 4.61 из 5)

Комментарии 

 
-3 #4 Линейцев Дмитрий 30.05.2012 13:25
А трофейные пантеры и тигры советским танкистам не нравились...ломались быстро. пз 3, штуги и су 76и тоже ломались но не так быстро, и поэтому нравились :). А как ломались КВ и т34 в 41, так страшное дело. Складывается впечатление, что главным средством вермахта в борьбе с танками был советский механик водитель :( .
 
 
+3 #3 Дэнни Рэйвен 04.11.2011 07:07
крайне отличный материал! легко, - немного цифр , - и интересно, - немало конкретных случаев и историй!

спасибо:-)
 
 
+4 #2 Вадим Валентинович 09.06.2011 15:27
Интересно, познавательно!! !
 
 
+8 #1 Баранов Олег Евгеньевич 30.01.2011 22:53
Спасибо. Было интересно прочитать.
 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.