013.jpg
The Russian Battlefield
008.jpg
Главная Танки Техника по ленд-лизу Военная помощь Советскому Союзу




Военная помощь Советскому Союзу

Печать
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 15.09.2005 00:00
Последняя редакция 01.10.2011 20:01
Материал читали 15290 человек
<< Пред. страница - Страница 6 из 6 - След. страница

Формально закон о ленд-лизе прекратил действие 21 августа 1945 года, однако помощь отдельным странам (в частности, Великобритании и Китаю) продолжала оказываться и после этой даты. Всего американцы потратили на программу ленд-лиза $46 — 50 млрд, из которых львиная доля пришлась на Британскую империю (более $31 млрд), СССР ($11 — 12 млрд) и Францию ($1,4 млрд). Кроме указанных стран американскую помощь получили также 42 государства Европы, Азии и Латинской Америки, воевавшие против Гитлера и его союзников.

Реже приводятся другие цифры. По «обратному ленд-лизу» (а по закону, напомним, страны-получатели в свою очередь обязаны оказывать Америке посильную помощь) США получили за годы войны $7,3 млрд (более $6 млрд только от Великобритании), включая кредиты на морские и железнодорожные перевозки, другие услуги, продовольствие, нефть и капитальное строительство в США. Труднее поддаются учету политические дивиденды, хотя для политиков очевидно: сделка, в результате которой полмира оказываются вашими должниками, сверхудачна.

Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года.

Аналогичный счет предъявили и Советскому Союзу. Однако Сталин уже видел в бывших союзниках новых врагов, да и расставаться с полученным оборудованием не хотелось. Поэтому СССР согласился оплатить лишь ничтожную сумму долга, выставив контрпретензии. Так проблема долга по ленд-лизу перешла в стадию вялотекущей полемики. А спустя три года и она заглохла в связи с началом боевых действий на фронтах холодной войны.

К вопросу о советском долге стороны вернулись только с началом брежневской «разрядки» — в 1972 году. Министры торговли двух стран подписали в Вашингтоне соглашение об урегулировании расчетов по ленд-лизу, обязавшее СССР до 2001 года выплатить США $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 года было выплачено $48 млн, но затем советская сторона прекратила выплаты, мотивируя это тем, что США не выполняют другие экономические соглашения, а также связывают проблему долга с политическими условиями. Лишь в июне 1990 года вопрос снова был поднят на высшем уровне: Михаил Горбачев и Джордж Буш-старший договорились о том, что СССР выплатит $674 млн до 2030 года, после чего вопрос о долгах по ленд-лизу будет окончательно закрыт.

Чего не скажешь о проблеме объективной оценки самого ленд-лиза: этот вопрос, судя по всему, закроется еще не скоро. То, что не американские поставки сыграли решающую роль в победе СССР над германским фашизмом, сегодня не оспаривают уже и американские историки. Но насколько большей кровью досталась бы победа без помощи союзников, еще предстоит подсчитать — спокойно и честно, без политических подсказок.

Долгое время ленд-лиз оставался одной из самых темных и запутанных страниц истории второй мировой войны. Причина очевидна: новую экономико-правовую систему межгосударственных отношений создавали в расчете на военных союзников, а когда пришло время оценить ее эффективность, те успели превратиться в противников. Поэтому в годы холодной войны обе стороны с одинаковым упорством секретили всю конкретику ленд-лиза. Почему скрывали у нас, понятно; однако и в послевоенной Америке власти не горели желанием предать гласности цифры, касавшиеся американской военной помощи сталинской России.

Благодаря ловкой пропаганде сегодня в США и за их пределами мало кто отдает себе отчет, что «ленд-лиз» отнюдь не безвозмездная помощь, каковой она представлена сегодня во всех американских учебниках. Это самое настоящее коммерческое предприятие. Неудивительно теперь, что почти все сколько-нибудь значимые документы засекречены во всех странах. В начале 1990-х годов Россия, было, рассекретила часть документов, но США немедленно потребовали засекретить их вновь. Весь архивный фонд вновь засекретили. Но нет сомнения, что рано или поздно эти документы станут доступны для публикации и тогда весь мир узнает, как здорово нажились США на самой кровавой войне в истории человечества!

Напоследок мне хочется привести неполный список поставок из США в СССР по договору о ленд-лизе (кроме боевой техники и вооружения), случайно попавший в открытые источники и опубликованный в США в 1952 году. Ни до, ни после ничего подобного не публиковалось. А еще мне хотелось бы процитировать самого публикатора (пер. с англ. В. Потапова):

Правительство США никогда не публиковало подробных отчетов того, что было отправлено из США по программе ленд-лиза.

Более трети поставок по ленд-лизу было нелегальных поскольку противоречили положению закона о ленд-лизе «товары, предназначенные для целей восстановления» [имеется ввиду восстановление экономики — В. Потапов]

Что-ж, прошло более 50 лет, а воз и ныне там, навряд ли нашему поколению удастся узнать всю правду о величайшей сделке ХХ века.

Источники: При подготовке текста были использованы материалы Натальи Бутениной (РГГУ).
«Коммерсантъ-Деньги», No 23(278), 2002 г.



 
Оцените этот материал:
(11 голосов, среднее 4.82 из 5)

Комментарии 

 
+2 #7 денис1 23.08.2011 17:51
Объясню проще. Для начала открою вам секрет Полишинеля: продавать за пределы своей страны любой товар, даже в убыток, в конечном итоге выгодно. А если за золото - то очень выгодно.
Перед ВМВ США только выходили из депрессии. Во время ВМВ, пока промышелнность одних стран уничтожалась, США её развивали (война то не на их территории) А на что её развивали? на золото и деньги, полученные по ленд-лизу. Или вы думаете, что все товары подлежали оплате только после войны? А кому тогда затонувший Эдинбург вез 5,5 тонн золота? СССР по долгам рассчитался то ли в конце 70-х то ли в 80-х.
теперь представте картину: промышленность европы и СССР в руинах, промышленность США в расцвете (кому война, а кому мать родна). при этом все ещё США и должны. чем вам не предпосылки для диктовки всем своих условий, в часности введения новой мировой общепризнанной валюты - необеспеченного ничем зеленого фантика (вместо хорошо обеспеченного фунта сретлингов опустившейся по итогам ВМВ супердержавы - Великобритании) ? да это СДЕЛКА ВЕКА! Шоб я так жил!
Запомните, в политике и макроэкономике деньги не обязательно должны быть прямыми, непосредственно полученными (как в ларьке "товар - деньги - товар + прибыль") Политические дивиденты значительно выше, и США получили за эту сделку сотни тысяч процентов прибыли (изучите информацию по госдолгу США в настоящее время) Страны СССР до сих пор расхлебывают последствия той войны, и наша нынещняя жизнь могла бы быть совершенно иной, не участвуй мы в двух мировых войнах.
Насчет "без помощи США мы бы не победили". Возможно. Итория не знает сослагательных наклонений. Одно можно сказать точно: враг захватил бы ещё большую территорию. может его остановили бы только перед Уралом. Одно я знаю точно: победил мой дед, пусть хоть и ел при этом американское сало, носил американские сапоги, стрелял из винтовки, сделанной при помощи американских станков и оборудования.
 
 
+1 #6 ВАЛЕРИЙ 11111 09.08.2011 13:03
по второму.... не согласен что........."исключительно из-за внутренних причин и не умного реформирования мистера Горби" не только! но и из за "гонки вооружений" во многом из за экономических проблем развалился СССР. Страна не могла,тогда ,в тех условиях, позволить себе адекватный ответ " Звездным войнам" инспирированным администрацией Рейгана. А условия США создали ЖЕСТКИЕ -поступления нефтедолларов уменьшилось в разы!!!! В следствии снижения цен на нефть. А СССР и без дорогостоящих проектов ( адекватного ответа на СОИ)ПРИВЫКЛА к подпитке валютой за нефть.В то время как США "в тихую" печатала деньги (доллары),СССР этих долларов в большей мере лишилось.А они были очень нужны! так как технологически СССР начал ЖЕСТКО отставать от США(запада где котировались доллары) уже в конце70х начале 80х.Я не отрицаю что, и за воровались и заелись и Горбачев не решил но и усугубил !!! И агенты "влияния" и прочее.... Но "гонка" внесла свою весомую лепту в развал СССР.
 
 
0 #5 Валерий Потапов 09.08.2011 13:02
1. Результаты ВМВ доказали, что век владычества линейных кораблей прошел. Теперь всем рулила авиация и, следовательно, авианосцы стали главной ударной силой флота. Так что так или иначе, но утилизация линкоров была, в конечном счете, правильным шагом.

2. Англичанам не "нехватало кораблей" вообще, а нехватало кораблей только одного определенного класса. И именно в силу того, что их основной противник, не имея сильного надводного флота, принялся клепать подлодки и применять их весьма успешно.
 
 
+3 #4 ВАЛЕРИЙ 11111 09.08.2011 12:45
по первому во многом согласен... но надеюсь Вы не будете отрицать ,что смертельный удар по Англии (ее империи) нанесло ее участие в 1Й мировой? такая война ослабляет!после нее ей навязали Вашингтонское соглашение. и она утилизировала почти весь свой линейный флот -который, по правде сказать, она уже не могла содержать.Так как по ее финансовому и экономическому потенциалу был нанесен серьезный удар.Ведь кредитовалась она в США.( не поставки вооружения ,а ДЕНЕГ.)Именно по этому после начала 2й мировой бывшая владычица морей в замен колоний взяла у США 40 "гладкопалубных" эсминцев времен 1й мировой.Не хватало кораблей!
 
 
0 #3 Валерий Потапов 04.08.2011 11:09
Вообще-то падение мощи Великобритании произошло не сразу и вовсе не по результатам войны. Мощь держалась исключительно за счет колоний и падала постепенно с отпадением этих колоний от метрополии. Процесс начался задолго до ПМВ и закончился уже после ВМВ, то есть это был весьма длительный период времени. К тому же в ПМВ роль США была близкой к ничтожной (по сравнению с европейскими гос-вами) и о широкомасштабны х поставках речи не шло.

Развал СССР произошел не из-за участия в гонке вооружения и вообще не из-за США, а исключительно из-за внутренних причин и не умного реформирования мистера Горби. А штаты "выиграли" гонку только потому, что второй участник по независящим от США причинам сошел с дистанции. Тоже мне, "победитель" нашелся!
 
 
+2 #2 ВАЛЕРИЙ 11111 04.08.2011 11:04
Ленд-лиз, конечно, не безвозмездная помощь............ на двух мировых войнах США развились как на дрожжах. после 1й мировой Английскую империю "свалили" а после 2Й весь мир под себя "подмяли". Загнав в долги . Это коммерчески ГРАМОТНО ! + еще послевоенное восстановление Европы " План МАРШАЛЛА" и можно диктовать миру свои условия!!! ( печатать фантики и весь мир заставлять их подтверждать) Они так развалили СССР сыграв с ним в игру под названием " Гонка вооружений" и выиграв ее . ( не по правилам с помощью печатания "фантиков"). И эта ситуация происходит до сих пор! А вы говорите -БРЕД.
 
 
-4 #1 Alex826 17.04.2011 18:58
Ленд-лиз, конечно, не безвозмездная помощь, но и говорить о том, что на этом Америка заработала - бред. Большая часть того, что было поставлено - пропало (сгорело, износилось, истратилось и т.д) и было списано. Сами же пишете, что на СССР было истрачено 11-12 млрд. долл, а предъявлено к оплате - меньше одного, т. е меньше 10%. А заплатили меньше полпроцента!!! И где здесь коммерция? А можно было и вернуть "барахлишко", че не отдали -то? Или может Америка должна была в благотворительн ость играть с Совком?
И еще. По целому ряду позиций поставки по ленд-лизу закрыли немного менее 100% потребностей СССР.Это вообще никак не измерить. Ни в долларах, ни в %%.
Еще нужно учесть ( и вы об этом тоже пишите), что поставки начались почти сразу после 22 июня. И это очень важный момент. Пока промышленность СССР эвакуировалась на Урал и в Сибирь - производство резко сократилось.
Поэтому, я не стал бы говорить о том,что "не американские поставки сыграли решающую роль в победе СССР над германским фашизмом". Это не факт.Вопрос совсем не так прост, как кажется, когда читаешь вашу статью...
 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.