Легкий танк БТ-2 |
Танки серии БТ изготовлялись на ХПЗ, выбор именно этого завода для организации серийного производства колесно-гусеничного танка БТ («Кристи» М.1940) был не случаен, поскольку производственная база завода позволяла практически полностью изготовить танк. Завод начал организацию танкового производства не на пустом месте. В
В 1928 году начались проектные работы по опытному танку А-12 (Т-12). Специализация ХПЗ была определена в 1929 году, постановлением Совнаркома СССР об организации на заводе танкового производства. Было создано танковое специальное конструкторское бюро (СКБ), в тракторном цеху создан участок сборки танков; начаты работы по проектированию среднего танка Т-24. В это время уже шло строительство корпусов и цехов танкового производства, был создан танковый отдел (Т2), в состав которого вошли механический, сборочный, сдаточный, опытный и другие цеха, а также СКБ, технологическое бюро подготовки производства, отдел сварки корпусов и башен, необходимые службы.
Проектированием, организацией и подготовкой производства танка БТ на ХПЗ, начиная с 25 мая 1931 года, занималось СКБ. Это СКБ возглавил, командированный из Москвы военинженер 2-го ранга Н. М. Тоскин, в СКБ работало 22 конструктора, большая часть которых не имела инженерного образования.
1 июня 1931 г. председатель НТК УММ РККА Лебедев направил директору ХПЗ Владимирову, утвержденное начальником УММ РККА Халепским, задание на проектирование колесно-гусеничного танка БТ. Согласно заданию машина должна была иметь следующие характеристики:
«Боевая масса, т — 14,0;
Скорость движения на колесах — 70 км/ч;
Скорость движения на гусеницах — 40 км/ч
Запас хода, часов — не менее — 4 часа
Вооружение:
1 — 76,2 мм противоштурмовая пушка (временно)
1 — 37 мм большой мощности
2 — пулемета ДТУ
Боекомплект:
К 76,2 мм пушке, выстр.— 40
К 37мм пушке, выстр.— 100
К пулеметам ДТУ, патр.— 5000
Броневая защита, мм.
Лоб, башня, корма — не менее 20 мм
Борт — 13 мм
Дно, крыша — 6 мм
Команда (экипаж), чел.— не менее 3-х.»
Согласно этому заданию танк БТ должен был быть поставлен на серийное производство, без каких бы то ни было конструктивных изменений, улучшений и т.д. Машина должна была быть запущена в производство в точной копии с имеющимся образцом, что значительно упрощало организацию производства и особенно важно — не давало повода ссылаться на недоработанность конструкции, как это было в случае с Т-24.
Надо сказать, что не все работники и руководители ХПЗ были довольны решением о производстве на предприятии танка БТ, доходило даже до официальных разбирательств между руководством ХПЗ и УММ РККА. Все же преодолев сопротивление руководства завода, УММ 20 сентября 1931 года выдало заказ № 70900311, по которому ХПЗ был обязан к 1 ноября выпустить 6 опытных образцов танка БТ. Но к указанному сроку было изготовлено лишь 3 танка, которые приняли участие в параде 7 ноября в Москве. Причем по Красной площади прошли лишь 2 машины, так как третий
Согласно постановлению КО СССР № 6 от 23 мая 1931 года, ХПЗ к весне 32 года должен был подготовить танковое производство по танку БТ, с годовой программой в 2000 машин. Причем завод к 1 января 1932 года должен был сдать 25 и подготовить к приемке еще 25 танков и 25 комплектов деталей и собранных механизмов с расчетом выпуска первых 100 машин не позднее 15 февраля 1932 года. Такой высокий темп выпуска был вызван начавшейся в 1930 году реорганизацией РККА. По плану уже к 1 декабря 1932 года в войска должны были поступить 2000 танков БТ. Всего к концу реорганизации на вооружении РККА должно было быть 4497 танков типа БТ.
Освоение серийного производства БТ на ХПЗ шло медленно. Не только нежелание руководства выпускать «чужую», навязанную машину было тому причиной. Была очень ограничена производственная база, изначально не рассчитанная на изготовление такого количества танков, строительство новых цехов затянулось, в основном
С запуском танка БТ в серийное производство количество дефектов не уменьшилось, а даже возросло. Дефекты были как в силовой установке, так и в основных агрегатах трансмиссии и узлах ходовой части. Двигатель «Либерти» был капризным, трудно пускался, имел большой расход масла, нередко перегревался, при пуске были случаи возгорания, так как в качестве топлива использовался авиационный бензин. Слабым местом двигателя был воздухоочиститель, который не исполнял нормально своих функций, значительно сокращая срок работы мотора. Конические пары шестерен 3-й и 4-й скорости были плохого качества и выкрошивались. Критическое положение сложилось с производством траков, так как Краматорский завод поставлял ХПЗ некондиционную сталь.
В особую проблему вылилось оснащение танков БТ двигателями. Дело в том, что в связи с окончательным переходом в 1930 году на выпуск танков МС-1 на заводе «Большевик» производство авиамоторов М-5 было прекращено. Организация производства новых авиадвигателей мощностью
Еще одной проблемой БТ было его вооружение. На танках БТ планировалась установка 37-мм пушки Б-3. Она была сконструирована еще в 1929 году, и предназначалась для установки в МС-1. Завод № 8, выпустил к 1931 году 350 единиц данного орудия. Летом 1931 года было принято решение об установке этого орудия, спаренного с пулеметом, в башню БТ. В процессе производства танков БТ, в 1931 году вдруг выяснилось, что ГАУ РККА не справилось с изготовлением опытного образца спаренной установки и пришлось отказаться от ее постановки в производство. В результате пришлось срочно менять чертежи башни, а первые 60 башен, поступивших с Ижорского завода, приспосабливать под раздельную установку 37-мм орудия Б-3 и пулемета ДТ. Еще 240 башен под раздельную установку орудий и пулеметов были изготовлены Ижорским (120 шт.) и Мариупольским (120 шт.) заводами. Начиная с 301-й машины планировалась установка 45-мм орудия 20-К в штатную башню БТ. Однако опытные работы показали, что в существующую башню 20-К не становится, и была разработана башня, унифицированная с легким танком Т-26 под 45-мм орудие (позднее устанавливалась на БТ-5).
Пока «наверху» решался вопрос о вооружении танка БТ-2, зам. Наркома Павлуновский в целях загрузки мощностей промышленности дал указание изготовить для первых 610 машин старые башни, спроектированные под 37-мм пушку. Однако завод № 8 сумел поставить ХПЗ всего 190 орудий Б-3, поэтому в оставшиеся 440 танков БТ, вместо этих пушек была установлена спаренная установка 7,62-мм пулеметов ДТ или ДА-2. Эти спаренные установки поступали в РККА в течении 4-го квартала 1933 года, причем монтаж спарки ДА-2 осуществлялся ремонтными органами войсковых частей.
Здесь хотелось бы отметить, что отдельные зарубежные авторы в своих трудах пулеметные БТ-2 называют БТ-1. В действительности танками БТ-1 назывались два закупленных образца танка «Кристи». Танки БТ с 37-мм пушкой или со спаренной пулеметной установкой ДА-2, начиная с февраля 1933 года, получили официальное обозначение БТ-2.
В ходе серийного производства в период с декабря 1931 по сентябрь 1932 года в КБ ХПЗ, под руководством А. О. Фирсова была разработана модификация танка БТ-2 — танк БТ-3, который отличался от БТ-2 переходом с дюймовой резьбы на метрическую. Фактически, с конца 1932-го года в производстве состоял БТ-3, но в войсках и документах эта модификация сохранила прежнее название — БТ-2, поэтому в статье мы также будем пользоваться обозначением БТ-2.
В 1932 году на ХПЗ было изготовлено 396 танков БТ-2, а в 1933 году еще 224 танка. Причем первые 13 танков имели корпуса и башни, выполненные из простой стали. 10 танков были отправлены в учебные заведения и части, а 3 машины были оставлены на ХПЗ и использовались для проведения опытных работ. Кроме того, 53 башни из неброневой стали, были установлены на первые танки БТ-2. Дело в том, что Мариупольский завод не освоил производство бронелистов для башен и все башни имели сквозные трещины и не могли быть установлены на боевые машины.
Все эти машины, отправленные в войска, были учебными и имели отличительный признак: башни и корпуса окрашивались внутри в белый цвет, на который наносилась красная полоса. К концу 1934 года на 15 машинах стальные башни были заменены на бронированные. В 1935 году планировалось заменить в войсках еще 10 корпусов и 48 башен, но этого не сделали
На базе танка БТ-2 были разработаны и созданы опытные машины БТ-2-ИС, химический танк ХБТ-2, мостоукладчик СБТ. Ни одна из перечисленных машин в серию не пошла.
Танк БТ-2 имел классическую компоновку, которая предусматривала четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Экипаж — 2 или 3 человека. Экипаж из 3-х человек имели танки только с пушечным вооружением.
Броневая защита танка — противопульная, выполненная из катаных листов брони толщиной 6, 10 и 13 мм. При переходе Ижорского завода на марку брони «ПИ» в сентябре 1932 года максимальная толщина брони корпуса и башни стала составлять 15 мм. Бронекорпус танка являлся каркасом, на котором монтировались все механизмы танка, он имел коробчатую форму и собирался клепкой из отдельных броневых листов. Для увеличения поля зрения водителя и уменьшения мертвого пространства при стрельбе передний лобовой лист был расположен под большим углом наклона. В нем был сделан люк и рубка для головы
Основным оружием танка БТ-2 являлась 37-мм пушка Б-3 с клиновым затвором, устанавливаемая в подвижной бронировке. Она имела
Всего было выпущено 180 машин, вооруженных пушкой Б-3, из них 65 машин не имели пулемета ДТ (отверстие под пулемет в них заваривалось пробкой). Большая же часть танков оснащалась спаренной установкой ДА-2 калибра 7,62-мм. Углы наведения спарки от −25 до +22 град. Конструкция маски установки ДА-2 позволяла без вращения башни вести огонь из пулеметов в горизонтальной плоскости в секторе 20 град. Прицел устанавливался по правому пулемету. Боекомплект составлял 5229 патронов.
Двигатель — авиационный, двенадцатицилиндровый, четырехтактный, карбюраторный,
Самой сложной из всех систем была трансмиссия танка БТ-2. Все узлы и агрегаты трансмиссии танка находились в кормовом трансмиссионном отделении. К ним относились: главный фрикцион, коробка передач, два бортовых фрикциона с тормозами, два бортовых редуктора и две гитары колесного хода. Не вдаваясь в подробности отметим, что обслуживание ходовой части было самым трудоемким, через каждые 10 часов работы все втулки должны были быть промазаны солидолом, а через каждые 30 часов — все подшипники.
Гусеница состояла из 23 траков без гребней (масса 6 кг) и 23 траков с гребнями (10 кг), ширина трака — 260 мм, шаг — 225 мм. Направляющие колеса располагались в передней части танка, диаметр — 550 мм, опорные катки с резиновыми бандажами — 850 мм (по 4 с каждой стороны танка). При переходе с гусеничного движителя на колесный каждую гусеницу разъединяли на 4 части и укладывали на надгусеничных полках, в ступицы задних колес вставляли блокирующие кольца, соединявшие их с ведущими валами гитар, а в отделение управления на шток устанавливалось рулевое колесо (переход с одного типа движителя на другой — 30 мин.). Колесный движитель состоял из задней пары ведущих опорных катков, передней пары управляемых катков и двух пар средних опорных катков.
Средств внешней и внутренней радиосвязи танк не имел, для связи между членами экипажа была установлена световая сигнализация.
Первые танки БТ-2 поступили на вооружение механизированной бригады им. К. Б. Калиновского. На 1 сентября 32 года в бригаде было 35 танков БТ-2. 11 марта 1932 года РВС СССР принял решение сформировать два первых механизированных корпуса, выделив для их создания по одной стрелковой дивизии из Ленинградского и Украинского военных округов. Осенью в ЛВО на базе 11-й сд был сформирован 11-й мехкорпус, на вооружение которого поступили одиннадцать БТ-2, а еще четырнадцать машин поступили в 45-й МК в УВО.
Всего же по штату мехбригада в своем составе должна была иметь 176 танков Т-26, 32 танка БТ-2, 91 танкетку Т-27, 48 бронемашин, 46 артустановок, 39 орудий калибра 76 мм, 7 зенитных пулеметов и свыше 600 автомобилей различных классов.
В 1934 году было сформировано еще два (7-й МК в ЛВО И 5-й МК в МВО) мехкорпуса. Из двух входящих в корпус бригад трехбатальонного состава, одна имела на вооружении танки БТ, вторая -Т-26. Учения
Механизированные бригады новой организации вооружались танками одного типа, преимущественно БТ. Формирование же механизированных корпусов по новым штатам не получило развития, к середине 30-х годов было сформировано лишь три корпуса (5-й, 7-й и 45-й), аеще один (11-й МК) находился в стадии формирования. Среди руководящего состава Наркомата Обороны не было единого мнения о применении танков в грядущей войне, вот почему с 1935 по 1939 гг. создание новых мехкорпусов не производилось. В августе 1938 года механизированные полки, бригады и корпуса были преобразованы в танковые. Бригады, имевшие на вооружение Т-26 и БТ именовались легкотанковыми (ЛТБр), а Т-28 и Т-35 — тяжелотанковыми (ТТБр). Боевой состав легкотанковых бригад значительно усилился за счет увеличения количества танков во взводе с трех до пяти. Такая бригада по штату должна была иметь 278 танков БТ.
К концу 1938 года танки БТ-2 состояли на вооружении 10-го, 15-го, 20-го и 25-го танковых корпусов, они также входили в состав тяжелотанковых бригад и полков мотострелковых и кавалерийских дивизий.
Значительная часть БТ-2 использовалась в учебных целях. В ВАММ РККА, на Ленинградских и Московских бронетанковых курсах, в Орловской, Саратовской, Горьковской и Ульяновской бронетанковых школах находилось до 130 танков БТ-2. В мае 1940 года все 597 находящихся к тому времени на вооружении РККА танков БТ-2 было решено «оставить как учебный парк, до полного износа». С последующей реализацией в качестве лома через ОФИ.
С момента поступления танков БТ-2 в войска (1932 г.)
Опыт эксплуатации в войсках показал, что
БТ-2 не участвовали ни в войне в Испании, ни в
Кроме того, БТ-2 применялись в советско-финляндской «зимней» войне. Количество БТ-2 в танковых подразделениях колебалось еще больше, чем при «освободительном» польском походе. Наибольшее их количество имелось в 1-й ЛТБр (82 машины). Во время боевых действий на Карельском перешейке танки БТ-2 применялись, в основном, как средство блокирования ДОТов и оказывали непосредственную поддержку стрелковым частям.
Ограниченное число БТ-2, в составе 13-й ЛТБр приняло участие в первой ночной атаке (в ночь с 15 на 16 февраля 1940 г.) в районе станции Кямяря. В бою за эту станцию 13-я ЛТБр, при минимальных потерях, уничтожила 800 солдат и офицеров противника, 10 орудий ПТО и 15 станковых пулеметов. Кроме того, было захвачено 250 пленных, 8 танков «Renault», артиллерийская батарея и большое количество стрелкового оружия. В ходе боевых действий выяснилось, что танки БТ-2 и Т-26 не могут решать задачи по прорыву заблаговременно подготовленной обороны противника с наличием мощных ДОТов и ДЗОТов. Танки БТ-2 и Т-26, вязли в снегу, и могли двигаться лишь по следу, проложенному более тяжелыми машинами. Также они часто застревали на противотанковых препятствиях.
К началу ВОВ в РККА числилось 587 танков БТ-2, причем 366 из них были на ходу и использовались только в качестве учебных машин. 119 БТ-2 требовали среднего, а 30 капитального ремонта, еще 72 были частично разобраны и использовались в качестве учебных стендов. На 1 июня 1941 года в западных военных округах числилось 396 танков БТ-2.
С началом боевых действий все находившиеся в войсках в качестве учебных машин танки БТ-2 были мобилизованы, несмотря на то, что использование машин вооруженных 37-мм пушкой, затруднялось
Тем не менее, как наиболее подвижные средства мехкорпуса использовались для нанесения контрударов по наступающему противнику. Так, когда к вечеру 22 июня сложилась крайне тяжелая обстановка на левом фланге Западного фронта (передовые части противника заняли Кобрин и продвинулись на 60 км вглубь советской территории), танки БТ-2 приняли участие в контрударе 6-го и 11-го мехкорпусов. Причем в составе 6-го корпуса было 30 пулеметных БТ-2, а в 11-м МК — 2 таких танка. В течении
В начале июля 1941 года 10 танков БТ-2 имелись в сотаве 5-го мехкорпуса, еще 27 — в составе 7-го мехкорпуса. На северном фланге советско-германского фронта наибольшее количество боеспособных БТ-2 имелось в составе 24-й танковой дивизии 23-й армии. На 22 июня 1941 года в штате дивизии имелось 139 танков БТ-2 и 142 танка БТ-5, причем 22 танка БТ-2 и 27 БТ-5 требовали среднего и капитального ремонта. 23 июня, оставив в пункте постоянной дислокации 49 неисправных машин, дивизия совершила своим ходом на старой и изношенной матчасти 160-км марш и к 9.00 25 июня сосредоточилась на границе с Финляндией в районе Лейнола. До 4-го июля 24-я танковая дивизия приводила в порядок окончательно потрепанную материальную часть. 5 июля, по приказу Командующего Северным фронтом, 90 наименее изношенных танков были переданы в 24-й танковый полк. Оставшиеся 142 танка в период с 8 июля по 5 августа участвовали в боях на Лужском направлении. На 1 августа в дивизии оставалось 88 боеспособных танков, только 3 из них были БТ-2. Всего за этот период в 23-й армии было подбито 137 танков, причем безвозвратные потери по БТ-2 составили всего 7 машин. 23 танка были отправлены в капитальный ремонт.
Характер наиболее типичных повреждений танков в этих боях был представлен в отчете:
«О потерях боевых машин 23-й Армии за период с 22.06 по 1.08.41г.
БТ-2
БТ-2
БТ-2
БТ-2
БТ-2
БТ-2 в количестве 3-х штук подбиты, 15.07 в районе Мюлюсильта. Остались на поле боя.
БТ-2 № 60-83 с 27 на 28 июля при буксировке разбитых танков в районе Мюлюсильта получил 5 пробоин от 37-мм снарядов в корму танка. Разбито два цилиндра двигателя. Одна пробоина от 12,7 мм пули в башне. Танк требует капитального ремонта.»
Как видно из отчета, несмотря на значительное количество пробоин, большинство танков после проведенного капитального ремонта могло быть возвращено в строй. Другое дело — танки оставленные на территории занятой противником. Даже при незначительных повреждениях их приходилось оставлять и они доставались противнику, а для нас оказывались в числе безвозвратных потерь. Вот почему уже к середине сентября 1941 года количество боеспособных БТ-2 в РККА можно было пересчитать по пальцам.
Тем не менее, оставшиеся в строю после боев
Источники: «Бронеколлекция» № 1 1996
«Танки БТ. Часть первая», Армада 1998
М. Барятинский, М. Коломиец «Легкие танки БТ-2 и БТ-5», 1996
М.Архипова "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР Второй мировой войны 1939-1945".
Вл.Дайнес "Советские танковые армии в бою"
М.Свирин "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937 - 1943 "
М.Свирин "Танковая мощь СССР"