История создания
К работам по созданию бронеавтомобилей на трехосном шасси в СССР приступили в начале 30-х годов. При этом конструкторы в основном рассчитывали на шасси американского грузовика «Форд-Тимкен», который стал поступать в Советский Союз в 1931 году. В конце года к сборке этих автомашин приступил завод «Гудок Октября» в Канавине, близ Нижнего Новгорода. Осенью того же года на рембазе № 2 в Москве на это шасси установили бронекорпус бронеавтомобиля БА-27. Вслед за первым построили еще около 20 броневиков, получивших обозначение БА-27М. Одновременно с этим на Ижорском заводе, с использованием того же шасси, было выпущено несколько десятков бронеавтомобилей Д-13, разработанных по проекту Н. И. Дыренкова.
В 1932 году инженер П. Н. Сячентов, известный своими разработками в области артиллерии, спроектировал универсальный средний плавающий бронеавтомобиль БАД-2 (Бронеавтомобиль-Дрезина), способный, кроме всего прочего, передвигаться по железнодорожной колее. Был построен единственный экземпляр. Однако ни одна из указанных машин по своим тактико-техническим характеристикам не удовлетворяли военных. Армии требовался средний пушечный бронеавтомобиль с резервом для модернизации на перспективу.
В 1932 году на Ижорском заводе под руководством инженера А. Д. Кузьмина разработали бронеавтомобиль БА-И (И — ижорский; в некоторых публикациях название этой машины пишется слитно). При его создании использовалось все то же трехосное шасси «Форд-Тимкен». Корпус броневика выполнялся полностью сварным — для того времени это было передовой технологией. По бортам корпуса и в его кормовой части имелись двери для посадки экипажа.
В цилиндрической сварной башне оригинальной конструкции устанавливались стандартная 37-мм танковая пушка (боекомплект 34 артвыстрела) и отдельно от нее пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет ДТ размещался в лобовом листе корпуса справа от водителя. За счет ступенчатой формы крыши корпуса (подбашенный лист располагался заметно ниже крыши водительской кабины) удалось существенно снизить общую высоту боевой машины.
Еще одной интересной новинкой в конструкции БА-И были запасные колеса (идея позаимствована у Д-13), подвешенные по бортам корпуса и свободно вращающиеся на осях. Запаски не давали бронеавтомобилю сесть на дно и облегчали преодоление окопов и рвов. В дальнейшем это инженерное решение кочевало с одного пушечного БА на другой, вплоть до БА-10. Бронеавтомобиль БА-И выпускался небольшой серией в 1932–34 годах и состоял на вооружении Красной Армии.
Бронеавтомобили БА-3
В 1934 году Ижорский завод выпустил усовершенствованную модель — БА-3. Корпус БА-И при этом подвергся незначительным изменениям: на 50 мм была удлинена корма, в моторном отделении появились окна для выхода воздуха, была укорочена подножка и на задних крыльях предусмотрены крепления для вездеходных гусеничных цепей. Крепление корпуса на шасси автомобиля «Ford-Timken» осуществлялось с помощью 10 кронштейнов, которые через резиновые прокладки привертывались болтами к лонжеронам шасси.
Главным же отличием новой машины стала башня с вооружением. БА-3 получил башню от танка Т-26 ( с уменьшением толщины брони) со штатной спаренной установкой вооружения — 45-мм пушкой 20К обр.1932/38 (боекомплект 60 выстрелов) и пулеметом ДТ. Внушительный боекомплект размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля. В нише башни располагались два сотовых стеллажа на 40 снарядов, вдоль бортовых стенок башни имелись гнезда на 12 снарядов и вдоль стенок бронекорпуса в боевом отделении еще 8 гнезд.
В четырех стеллажах в башне и корпусе размещались 53 магазина для пулеметов ДТ. Для увеличения проходимости, впервые в советском бронеавтомобилестроении, на задние скаты БА-3 одевались вездеходные гусеницы, известные под иностранным названием «Оверолл». Каждая гусеница массой 71 кг состояла из 25 звеньев (плиц) размерами 80×35 мм. Длина гусеницы составляла 4500 мм, шаг — 180 мм. Надевание гусениц при участии всего экипажа бронеавтомобиля занимало 10–15 мин.
В июне 1934 года бронеавтомобиль БА-3 с корпусом из неброневой стали проходил испытания на НИБТ Полигоне УММ РККА в подмосковной Кубинке. В ходе испытаний шеститонная машина (масса — 5820 кг) развила по асфальтированному шоссе скорость 70 км/ч (цифра выглядит завышенной, но так в отчете), по сухой же проселочной дороге максимальная скорость не превышала 35 км/ч. Двигатель при этом сильно перегревался, поэтому было рекомендовано улучшить систему охлаждения.
Требовала усиления и передняя подвеска. В остальном серьезных недостатков замечено не было, требовалось внести лишь ряд мелких изменений в компоновку внутренних агрегатов. Как это следует из заключения комиссии: «бронеавтомобиль показал хорошие качества, необходимые для боевой машины, и вполне пригоден для оснащения РККА».
Производство БА-3 было налажено на Ижорском заводе и Выксуньском заводе дробильно-размолочного оборудования, которые в 1934–35 годах изготовили 180 бронемашин этого типа (по другим данным — 168).
Бронеавтомобили БА-6
К 1935 году на ГАЗе был освоен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на базе которого Ижорский завод быстро разработал новый броневик БА-6. По корпусу, башне, вооружению, размещению боекомплекта, узлов и агрегатов эта машина принципиально не отличалась от своего предшественника, БА-3.
Внешне ее можно было отличить по отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса. Кроме того, колея задних колес расширилась до 1600 мм (у БА-3 — 1585 мм); база между передней осью и центром подвески задней тележки уменьшилась до 3200 мм (против 3220 мм у БА-3); расстояние между задними мостами сократилось с 1016 мм (для БА-3) до 940 мм. На этом броневике впервые применили пулестойкие шины ГК (губчатая камера), заполненные губчатой резиной.
Благодаря более строгой весовой дисциплине массу бронеавтомобиля удалось уменьшить до 5120 кг при сохранении прочих тактико-технических параметров. С 1936 по 1938 год Ижорский завод выпустил 386 бронеавтомобилей БА-6.
Бронеавтомобили БА-6жд
Было изготовлено и небольшое количество броневиков этого типа в варианте БА-6жд («жд» — железнодорожный). При перестановке с обычного на железнодорожный ход прямо поверх пневматиков устанавливались железнодорожные скаты специальной конструкции. Правда, на задних мостах машины приходилось сначала демонтировать внешние колеса, чтобы добиться попадания в размер рельсовой колеи.
Рулевое управление в этом случае блокировалось в нейтральном положении. При массе 5,9 т БА-6жд развивал по рельсам скорость до 55 км/ч.
Бронеавтомобили БА-6М, БА-9
В 1936 году был изготовлен опытный образец модернизированного броневика — БА-6М с башней в виде усеченного конуса, увеличенной до 10 мм толщиной брони, радиостанцией 71-ТК-1 и 50-сильным двигателем ГАЗ-М. БА-6М имел массу 4800кг.
Одновременно с БА-6М построили его облегченный вариант БА-9, вооруженный 12,7-мм пулеметом ДК вместо пушки. По указанию наркома обороны К. Е. Ворошилова в 1937 году Ижорский завод должен был изготовить 100 бронемашин БА-9 для кавалерийских частей, однако из-за отсутствия нужного количества пулеметов ДК, этого сделать не удалось.
Боевое применение
Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии. В 1937 году в Забайкальском военном округе был сформирован мотоброневой полк, вскоре развернутый в бригаду.
В нее входили батальон средних бронеавтомобилей, разведывательный батальон (средние и легкие бронеавтомобили) и стрелково-пулеметный батальон. Всего в бригаде имелось 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей. Три таких бригады — 7-я, 8-я и 9-я принимали участие в боях с японскими войсками у реки Халхин-Гол.
Практически одновременно с поступлением новых броневиков на вооружение Красной Армии началась и их поставка за рубеж. Из иностранных источников можно почерпнуть сведения о продаже в 1935 году Турции 60 бронеавтомобилей БА-6.
Если со временем продажи все верно, то речь, скорее всего, идет о машинах БА-3, поскольку выпуск БА-6 начался годом позже. Это предположение представляется наиболее вероятным и с точки зрения эксплуатации. Туркам проще было обслуживать американское шасси «Форд-Тимкен», а не советское ГАЗ-ААА. Впрочем, это только предположение...
С декабря 1936 года и вплоть до свертывания советской военной помощи в 1938 году в Испанию были поставлены 7 бронеавтомобилей БА-И и 80 БА-6. Одним из первых соединений республиканской армии, получившим эти боевые машины, стала 1-я бронетанковая бригада под командованием Д. Г. Павлова. Бригада принимала участие в тяжелых боях под Мадридом в январе 1937 года. Экипажи танков и броневиков состояли из советских и испанских танкистов. В боях под Мадридом БА-6 подбили несколько танков противника.
К лету 1937 года в составе испанской республиканской армии была сформирована бронеавтомобильная бригада. В декабре 1937 года до 30 БА-6 с испанскими экипажами участвовали в наступлении на Теруэльский выступ — последней крупной и успешной операции республиканцев. После окончания гражданской войны некоторое количество БА-6 состояло на вооружении испанской армии до начала 50-х годов.
БА-6 находились также на вооружении Монгольской народно-революционной армии. Укомплектованные ими бронедивизионы 6-й и 8-й монгольских кавалерийских дивизий принимали участие в вооруженном конфликте у реки Халхин-Гол весной-летом 1939 года.
В иностранной печати приводились сведения о поставках бронеавтомобилей БА-6 в Афганистан и Китай. По поводу первого трудно сказать что-либо определенное. Что же касается Китая, то это маловероятно. Во всяком случае, в опубликованных в отечественной печати данных о поставках в Китай боевой техники и вооружения с 1936 по 1939 года не значится никаких бронеавтомобилей вообще.
Таким образом, в период с 1935 по 1939 год было экспортировано свыше 150 бронеавтомобилей БА-И, БА-3 и БА-6. Большинство из оставшихся в СССР машин несло службу в частях Красной Армии на Дальнем Востоке. Тем не менее, некоторое количество БА-3 и БА-6 приняло участие в польском походе, в войне с Финляндией, а также в Великой Отечественной войне (встречались в войсках, как минимум, до середины 1942 года).
Куда дольше эксплуатировались эти машины в финской армии, которой они достались в качестве трофеев в 1939 и 1941 годах. На 1 июня 1944 года у финнов имелся один БА-3 (нес службу вплоть до конца 1954 года) и 10 БА-6 (эксплуатировались до конца 1956 года). В настоящее время бронеавтомобиль БА-3 хранится в Музее бронетанковой техники и вооружения в подмосковной Кубинке. А БА-6 можно увидеть на смотровой площадке ЦМВС в Москве.
На момент создания и даже в начальный период Второй Мировой войны, эти бронеавтомобили были наиболее сильно вооруженными в мире. На британских и американских бронемашинах пушки калибра 37–40 мм появились только в 1942 году. Первым же адекватно вооруженным немецким броневиком стала широко известная «Puma».
К сожалению, мощное вооружение было, пожалуй, главным и единственным достоинством отечественных средних бронеавтомобилей 30-х годов. Опыт боевых действий показал практическую невозможность их использования на переднем крае поля боя по причине низкой проходимости (справедливости ради следует отметить, что немцы использовали свои бронеавтомобили также только вдоль дорог).
К существенным недостаткам можно отнести слабое бронирование и отсутствие кормового поста управления. В полной мере эти недостатки были свойственны и наиболее совершенному представителю большой пушечной серии советских броневиков БА-10. Впрочем, этими же «болезнями» страдали и все зарубежные броневики тех лет, создававшиеся на шасси коммерческих автомобилей. С появлением полноприводных колесных бронированных машин они устарели окончательно и бесповоротно.