|
СЕЙЧАС НА САЙТЕЧитателей нет |
Впервые опубликовано 01.10.2005 00:53
Последняя редакция 17.01.2016 19:16
Материал читали 109241 человек
<< Пред. страница - Страница 2 из 6 - След. страница >>
С началом Великой Отечественной войны все имевшиеся в стране аэросани были мобилизованы в Красную Армию. В оперативном порядке конструкторы разработали новые машины: транспортно-десантные аэросани НКЛ-16/41 и НКЛ-16/42, боевые аэросани НКЛ-26 с бронещитом и пулеметной установкой, большие десантные аэросани АСД-400, а также аэросани РФ-8-ГАЗ-98. На последних хочется остановиться чуть подробнее. Аэросани РФ-8 были созданы ОКБ Наркомречфлота под руководством главного конструктора М.В.Веселовского по заданию Государственного Комитета Обороны СССР. В создании этой боевой машины принимала участие большая группа инженеров: Н.Ф.Мейер, И.К.Чичхиани, Е.И.Мелеханов, А.А.Смолин, В.А.Зверев, Н.А.Ронжин, И.А.Куняев, А.И.Смирнов и многие другие. Уместно отметить, что РФ-8 были далеко не первой работой Веселовского. В период с 1932-го по 1941 год талантливый конструктор создал несколько типов оригинальных аэросаней для нужд связи и народного хозяйства таких, как ГГАТ-3, КМ-4 и КМ-5. Уже в начале ноября 1941 года промышленности были переданы чертежи боевых аэросаней РФ-8; ГКО поручил их изготовление нескольким предприятиям, в том числе Горьковскому Автомобильному Заводу (ГАЗ). По согласованию с главным конструктором автомобилисты внесли в чертежи ряд изменений с тем, чтобы увязать конструкцию саней технологическими возможностями завода и имеющимися в наличии материалами. Эти работы проходили под непосредственным руководством главного конструктора автозавода А. А. Липгарта. В работах над машиной принимали участие А. Д. Просвирин, А. М. Кригер, А. В. Костин, В. И. Борисов, Г. И. Красилньников и другие. В конце декабря 1941 года первые партии машин типа РФ-8, получившие заводской индекс ГАЗ-98, уже поступили на многие участки фронта. Ими были укомплектованы боевые аэросанные батальоны. Отличительная особенность аэросаней РФ-8-ГАЗ-98 от прочих заключалась в том, что они были снабжены не авиационным, но значительно более дешевым серийным автомобильным двигателем ГАЗ-М-1 производства Горьковского автозавода. Кроме того, вместо деревянного на аэросанях был установлен металлический воздушный винт. Наличие винта из металла значительно расширяло возможность применения аэросаней. Теперь машина могла уверенно двигаться по перелеску, через редкий кустарник, не страшны ей оказались и лесные дороги, где остальные типы аэросаней с уязвимым деревянным пропеллером применяться не могли. Аэросани РФ-8-ГАЗ-98 весьма широко использовались на фронтах для ведения боевых и разведывательных операций. Они уходили в тыл противника и в одиночку, и боевыми подразделениями. На их счету сотни успешно проведенных операций, выполнение ответственных заданий по связи штабов с передовыми воинскими частями, доставка срочных донесений, патрулирование отдельных участков фронта, охрана стратегически важных объектов. В силу большой уязвимости, в боевых действиях аэросани было целесообразно использовать только во внезапных рейдах и атаках на неподготовленного противника. Используя скорость и высокую проходимость по снежному бездорожью, аэросани внезапно атаковали застигнутого врасплох противника. Короткие, но частые налеты с различных направлений, ведение интенсивного огня с ходу - эти факторы обычно позволяли добиться разительного успеха проводимой операции. Большим преимуществом боевых аэросанных подразделений являлось то, что их движение осуществлялось вне дорог, контролируемых противником. Таким образом, был выполнен ряд успешных рейдов в тыл противника: уничтожались его тыловые опорные подразделения, перехватывались обозы с боеприпасами и провиантом. Первые аэросанные подразделения появились в январе 1942 года на Северо-Западном фронте, на многих участках фронтов в Подмосковье, в районе Старой Руссы. В своих мемуарах "Солдатский долг" маршал К.К.Рокоссовский писал: "По нашей просьбе В.Д.Соколовский прислал аэросанную роту. Располагалась она при штабе тыла армии. Во второй половине февраля немецкий лыжный отряд - до двухсот с лишним солдат - ночью проник к нам в тыл и пересек дорогу, питавшую правое крыло армии всем необходимым. Аэросанная рота была использована для ударов по немецкому десанту и выполнила эту задачу блестяще". Наибольшее применение аэросани получили в зимнюю кампанию 1942-1943 гг. В этот период они впервые были использованы в значительном количестве именно как боевые средства. Практика показала, что наиболее успешно аэросанные части действовали на открытой местности: на озерных пространствах озер Ладожское, Ильмень, Селигер, замерзших реках, в прибрежных районах моря и в Финском заливе. Опыт показал, что движение аэросаней по сильно пересеченной местности и лесным дорогам шириной 4-4,5 метров затруднено, а иногда и невозможно. На узких лесных дорогах с частыми и крутыми поворотами, большим количеством пеньков и сучьев, а также на местности, покрытой кустарником выше 0,5 м, скорость движения аэросаней резко снижается, а у моделей с деревянным винтом он часто выходит из строя. Для использования аэросаней в Красной армии были сформированы боевые аэросанные батальоны (БАСБ) и транспортные аэросанные батальоны (ТАСБ). На вооружении БАСБ состояли, в основном аэросани НКЛ-26 и РФ-8. БАСБ действовали совместно с общевойсковыми частями, главным образом с лыжниками. В круг их задач входила разведка местности и противника, боевое охранение открытых флангов общевойсковых и танковых частей, патрульная служба по охране побережья озер и участков, не занятых советскими частями, охрана командных пунктов и обеспечение связи. Во взаимодействии с лыжно-стрелковыми подразделениями аэросанные отряды привлекались для преследования отступающего противника.
|
|||
© THE RUSSIAN BATTLEFIELD, 1998 - 2023 |
Комментарии