Десант в порт Маока, 1945 г.
|
|
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 14.10.2010 13:18
Последняя редакция 17.10.2011 13:08
Материал читали 13655 человек
Порт Маока, 1945 г. Советские ...
Маока, 1945. Советские десантн... |
Утром 19-го августа 1945 года, войска 56-го стрелкового корпуса, прорвав Котонский укрепленный район, вышли на оперативный простор и начали стремительное продвижение в южные районы Сахалина. Этому в значительной мере способствовал морской десант, высаженный в порт Маока [позднее переименован в Холмск - прим.автора]. Порт оборонялся частями 88-й японской пехотной дивизии, которые успели отступить из-под Котона.
Решение о высадке десанта в этом порту командующий флотилией принял уже 15-го августа с расчетом начать ее на рассвете 20-го. Для выполнения этой задачи было выделено 17 боевых кораблей и 6 транспортов, 113-я стрелковая бригада, сводный батальон морской пехоты и авиация флотилии.
Все корабли были сведены в три десантных отряда, отряд артиллерийской поддержки и отряд охранения. Первый десантный отряд состоял из 7 сторожевых катеров, второй - из 4 тральщиков, третий - из транспортов "Всеволод Сибирцев", "Краболов-3", "Измаил", спасательного судна "Тельман" и буксира "Багратион". В отряд артиллерийской поддержки были включены сторожевой корабль "Зарница" и минный заградитель "Океан", в отряд охранения - 4 торпедных катера. Высадку планировалось провести непосредственно на причалы порта и без пауз между первым броском десанта из 297 автоматчиков, первым эшелоном - сводным батальоном морской пехоты, и вторым эшелоном - непосредственно самой 113-й стрелковой бригадой. Командиром сил высадки был назначен капитан 1-го ранга А.И.Леонов, командиром десанта - командир 113-й стрелковой бригады полковник И.3.Захаров.
17-го августа южнее порта Маока была высажена с подводной лодки разведывательно-диверсионная группа [к сожалению ни об ее целях и задачах, ни об ее дальнейшей судьбе мне не удалось пока ничего найти - прим. автора]. Утром 19-го августа корабли с десантом вышли из Советской Гавани и взяли курс на Маоку. Погода на переходе, продолжавшемся около суток, не благоприятствовала десанту: густой туман, сильные ливни, ветер до 6 баллов не раз нарушали походный порядок кораблей, которым приходилось уменьшать ход. Все это привело к некоторому опозданию с началом высадки.
В 7 часов 33 минуты 20 августа корабли в сплошном тумане обнаружили вход в центральную гавань порта. В него устремились сторожевые катера с первым броском десанта, которые в считанные минуты высадили десантников и отошли, уступая место другим кораблям.
Противник не ожидал появления советских моряков, и высадка первого броска десанта завершилась быстро и без потерь. Однако в дальнейшем враг оказал сопротивление.
Через 40 минут после начала высадки первый бросок десанта захватил причальные линии порта. Развивая успех, первый эшелон десанта к 12 часам овладел всей территорией порта и завязал бой в центральной и восточной частях города, а второй - в северной и южной. В результате смелых и решительных действий советских воинов порт и город Маока к 14 часам был взят. Японцы, потеряв свыше 300 солдат и офицеров убитыми, до 600 пленными, отступили вдоль железной и шоссейной дорог в глубь острова.
Упорной борьбой за порт Маока японцы пытались выиграть время, чтобы успеть эвакуировать с Сахалина материальные ценности. Эту цель противник преследовал до конца военных действий на острове. И, несмотря на приказ о безоговорочной капитуляции войск с 19 августа, напряженные боевые действия на Сахалине продолжались.
После овладения городом Маока 113-я стрелковая бригада перешла к преследованию японских войск, отходивших вдоль железной дороги Маока - Отомари.
Источники:
Центральный Военно-Морской Архив (ЦВМА), Ф. 307, Д. 17779, листы 331-332;
ЦВМА, Ф. 291, Д. 24087, лист 82;
Морской атлас, т. III, н. 2.
Литература по теме:
Илья Мощанский "Запад - Восток"
Интересно, помогло ли кому-нибудь в жизни правильное толкование снов, или нет? Ведь часто сон забывается, а иногда довольно сложно внятно его описать.
Оцените этот материал:
465
(10 голосов, среднее 4.60 из 5)
Добавить комментарий
Комментарии
Если интересно еще одна байка. За перевалом поселок 24 км от города, сейчас называется Пятиречье. Мосты у японцев были узкие, типовые, бетонные двум машинам не разьехаться, я эти мосты еще помню :) . В Пятиречье заходили колонной. Водила головного джипа, уж не знаю как почувствовал неладное. "полицейским разворотом" крутанулся и назад. Только с моста сьехал взрыв... все уцелели.
Косвенно подтверждает байку то, что на мелких ручьях мосты были, а на вьезде в пятиречье не было до конца 70-х годов. Времянку сносило каждый год, вброд потом ездили.
А на берегу возле Отомари (Корсаков) доты средненькие, но сидят густо, метров через 250-300, все дырочки в море смотрят, но там десантов не было (слава богу), коробочки не битые одна к одной видимо уже бои закончились.
Спасибо за информацию!
Коллега Евгений с Военной истории на мейл ру предоставил следующую информацию
"16.08.1945 ПЛ Щ-118 в 14:00 вышла из Советской Гавани для высадки разведывательно -диверсионной группы на побережье противника южнее порта Маока. (Дело 17520. л.12).
17.08.1945 ПЛ Щ-118 в 23:00 высадила разведывательну ю группу в составе пяти человек в 15-20 км пота Маока. (Дело 17520. л.12 инв.2953, стр.81).
Цель группы не знаю.
Я думаю, что это и не важно т.к.:
"При высадке разведывательно й группы подмочены радиостанция и батарея питания, в следствие чего связь с разведывательно й группой установить не удалось. Разведывательна я группа не выполнила задание и 21.08.1945 г. после высадки десанта присоединилась к десантным частям". (Там же. Инв. 2953, стр.81)"