|
СЕЙЧАС НА САЙТЕЧитателей нет |
Впервые опубликовано 20.09.2005 19:38
Последняя редакция 27.09.2011 12:38
Материал читали 27091 человек
<< Пред. страница - Страница 2 из 3 - След. страница >>
Тем временем, по уточненным чертежам завод начал изготовление серии из 20 САУ, которые большей частью также попали в учебные подразделения. Лишь с мая 1943 года СУ-76и начали поступать в войска. Первые самоходки имели довольно "спартанский" вид. Их боевая рубка была сварена из бронеплит толщиной 35 мм в лобовой части и 25 мм или 15 мм в бортах и корме. Крыша рубки первоначально выкраивалась из цельного листа и крепилась болтами. Это облегчало доступ в боевое отделения САУ для проведения ремонта, но после боев летом 1943 года на многих САУ крыша была демонтирована для улучшения обитаемости экипажа. Поскольку в начале 1943 года радиостанции были в дефиците, их устанавливали на каждую третью машину, тем более, что большинство САУ поступали в учебные подразделения. Но уже с середины мая радиостанциями типа 9-Р снабжали практически каждую СУ-76и. В конце июля 1943 года, по опыту применения СУ-76и на Курской Дуге, на качающейся бронировке орудия был установлен броневой отражательный щиток, назначение которого состояло в том, чтобы не допускать заклинивания орудия мелкими осколками и пулями. Тогда же для увеличения запаса хода САУ начали оснащать двумя внешними бензобаками, которые устанавливались вдоль кормы на легкосбрасываемых кронштейнах. Первоначально в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских полках (САП), вооруженных СУ-76и, использовали трофейные PzKpfw III. В августе было принято решение об изготовлении также специальных командирских САУ, которые оснащались командирской башенкой от PzKpfw III и радиостанцией повышенной мощности. Такие машины имели сокращенный боекомплекте. Последние СУ-76и покинули цеха завода в конце ноября 1943 года. К этому времени недостатки отечественных СУ-76 были устранены и самоходки в необходимом количестве отгружались на фронт двумя предприятиями НКТП (завод № 38 в Кирове и ГАЗ в Горьком). Советские самоходки были более дешевыми и легкими по сравнению с СУ-76и, а кроме того, не было проблем с их снабжением запчастями. Всего за время серийного производства СУ-76и на заводе №37 было выпущено 201 САУ (в том числе 20 командирских). Боевое крещение подразделения, оснащенные СУ-76и, получили на Курской Дуге. Известно, что к началу июля 1943 года в распоряжении 13-й армии Центрального фронта имелось 16 СУ-76 на трофейном шасси. Причем в ходе оборонительных боев было потеряно восемь таких машин, три из них сгорели. Воронежский фронт также имел некоторое количество СУ-76и, но в отчете фронта на начало боев дано лишь суммарное количество всех САУ с 76-мм пушкой (33 штуки). Известно также, что в ходе наступления на Орел Центральный фронт был усилен двумя самоходно-артиллерийскими полками, один из которых также имел машины на трофейном шасси (16 СУ-76и и один трофейный танк PzKpfw III). Достоверно известно, что в 5-ю гвардейскую армию 2 августа 1943 года прибыл 1902-й САП в составе 15 СУ-76и. До 14 августа полк в бой не вводился, а занимался ремонтом САУ и ждал пополнения автотранспортом (первоначально количество автомобилей в САП составляло 10% от штатной численности). В это же время на укомплектование полка поступило пять СУ-122. Но уже с 14 по 31 августа полк участвовал в пяти боях (в среднем на 2-3 боя больше чем любой другой полк армии). За этот период самоходчики уничтожили два танка, девять орудий, 12 пулеметов и до 250 человек солдат и офицеров. Согласно докладу командира полка от 1 сентября, "все машины в предыдущих боях имеют повреждения. Отдельные машины восстанавливались по нескольку раз, вся матчасть СУ-76 (на базе PzKpfw III) изношена и находится в плохом состоянии. Полк был постоянно недоукомплектован, подготовка личного состава - удовлетворительная". В сентябре 1943 года полк участвовал в 14 боях, в которые одновременно вводилось от двух до семи САУ. Артогнем самоходных установок оказывалась существенная помощь пехоте при отражении атак противника. Наиболее результативные бои проходили в течение с 20 по 23 сентября 1943 года при преследовании отступавшего противника, когда группа из шести СУ-76и уничтожила три танка противника. Обычно во время атак или преследования противника САУ следовали непосредственно вслед за танками, причем в отчете командира САП отмечалось, что если бы "танки и САУ использовались более массированно, потери полка были бы существенно снижены". Полк участвовал в боевых операциях до конца ноября. 25 ноября 1943 года 1902-й Кременчугский самоходно-артиллерийский полк, потерявший все свои машины, убыл на переформирование отечественной матчастью. |
|||
© THE RUSSIAN BATTLEFIELD, 1998 - 2023 |