001.jpg
The Russian Battlefield
002.jpg
Главная




Самоходная установка СУ-76

Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 20.09.2005 19:37
Последняя редакция 24.03.2015 20:33
Материал читали 34236 человек

САУ СУ-76 (СУ-12)

Тем временем Государственный Комитет Обороны по ходатайству ГАУ РККА поручил 19 октября 1942 года (приказ № 2429сс) конструкторам ГАЗа и Коломенского завода № 38 разработать и запустить в серию легкую САУ с 76-мм дивизионной пушкой ЗИС-3. За основу взяли шасси и силовую установку танка Т-70, увеличив длину корпуса и добавив один каток.

В ноябре 1942 года оба завода представили на испытания первые образцы новой САУ, вооруженные 76-мм дивизионной пушкой ЗИС-3Ш («Ш» — штурмовая). Машина горьковчан имела индекс ГАЗ-71, а машина завода № 38 — СУ-12. 9 декабря 1942 г. приемочная комиссия составила акт, согласно которому образец ГАЗ-71 был назван не отвечающим требованиям технического задания и не обладающим надлежащей надежностью. Машина же СУ-12 была рекомендована для принятия на вооружение под названием «штурмовая самоходная пушка поддержки пехотных и танковых подразделений СУ-76». Официально серийное производство началось с 1 января 1943 года.

Проектировщики силовой установки применили не последовательное расположение двух двигателей ГАЗ-202, а параллельное, с работой на общий выходной вал. Полностью закрытый корпус был сварен из катаных бронелистов толщиной 10–35 мм; отделение управления располагалось в передней части машины (посередине между двигателями), а рубка с орудием ЗИС-3Ш – в корме.

Экипаж из трех человек имел дополнительный пулемет ДТ и личное оружие. К концу января 1943 года два первых самоходно-артиллерийских полка отправились на Волховский фронт.

САУ СУ-76М (СУ-12М)

Именно во время боевого применения и проявились недостатки параллельной схемы силовой установки СУ-12, проявившиеся в возникновении резонансных крутильных колебаний, которые приводили к быстрой поломке КПП. Колебания проявлялись в режиме самой нагруженной 2-й скорости КПП и происходили из-за невозможности синхронизации работы двух двигателей ГАЗ-202 на общем валу.

По результатам боевого применения производство СУ-76 было остановлено 21-го марта 1943 года после выпуска 350 машин. В связи с предстоящей летней компанией ГКО установил очень жесткие сроки на устранение выявленных недостатков. Уже в апреле в г.Киров начались испытания доработанной СУ-76М (СУ-12М; М — модернизированная), а в июне они пошли в производство.

Эти машины отличались доработанным силовым агрегатом и трансмиссией, в производстве использовался задел старых корпусов от СУ-76.

Введение в трансмиссию дополнительных пружинных муфт между двигателями и КПП и фрикционной проскальзывающей муфты на общем валу, а также применение подмоторных амортизаторов снизили аварийность, но все же не исключили ее.

В мае 1943 года началось производство СУ-76М. Именно эти машины участвовали в боях на Курской Дуге.

САУ СУ-15, СУ-16, СУ-38

Летом 1943 года конструкторские бюро заводов ГАЗ и № 38 предложили независимые проекты модернизации СУ-76. ГАЗ предлагал использовать отечественные дизели ЗИС-16Ф или ЗИС-80, или американский дизель «Giberson» (110 лс). Также прелагалось перевооружить САУ 76,2мм пушкой С-1. Но по ряду причин этот проект (ГАЗ-74А) доведен до конца так и не был.

Завод № 38 предложил сразу три варианта модернизации: СУ-15, СУ-16 и СУ-38. Они были вооружены 76,2мм орудиями С-15, в качестве двигателя был выбран ГАЗ-203 (стоявший на Т-70).

СУ-15 имела ходовую часть и корпус от СУ-12, на САУ была установлена спаренная двигательная установка ГАЗ-203, правда с небольшими изменениями в воздухоочистительной системе. Боевое отделение было немного увеличено.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть СУ-16 была заимствована от танка Т-70, САУ имела открытое сверху боевое отделение.

Аналогично СУ-16, установка СУ-38 имела шасси и силовую установку от танка Т-70, но была защищена 45-мм броней и закрытое боевое отделение, смещенное вперед (для лучшего распределения нагрузки).

Летом 1943 года были проведены совместные испытания всех трех образцов завода № 38. Испытания показали, что СУ-16 наиболее успешна, но имеет неудачное расположение экипажа. Два другие артсамохода оказались перетяжеленными, что приводило к частым поломкам ходовой части. Поэтому было принято решение о доработке СУ-15 по облегчению конструкции.

САУ СУ-15М (СУ-76)

Одновременно с производством СУ-76М ГАЗ начал доработку СУ-15, т.к. все основные агрегаты производились там же. Модернизированная САУ (заводской индекс СУ-15М) отличалась от предшественницы отсутствием части задней стенки и крыши боевого отделения, последовательной установкой двигателей ГАЗ-202 с общей системой охлаждения и трансмиссией.

По результатам Государственных испытаний, проходивших в августе 1943 года, САУ была принята на вооружение под обозначением СУ-76. Серийное производство СУ-76 началось в октябре 1943 года.



 
Оцените этот материал:
(30 голосов, среднее 4.17 из 5)

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.