006.jpg
The Russian Battlefield
001.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
Главная Танки Техника по ленд-лизу Военная помощь Советскому Союзу

Language

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU

Сейчас на сайте:
  • 26 гостей
  • 6 поисковых ботов


Военная помощь Советскому Союзу

Печать
Share
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 15.09.2005 01:00
Последняя редакция 13.07.2011 13:42
Материал читали 6961 человек

Из Америки в СССР шла не только военная техника, но и рельсы, трубы, взрывчатка, паровозы, платформы, грузовики, цветные металлы (медь, олово, молибден, алюминий), провода и кабели, обмундирование, тушенка и кожа для обуви. Среди самых экзотичных поставок обнаружились даже валенки: армейским интендантам пришлось разыскать русского эмигранта, который и наладил в Америке необходимое производство. Собственно, в конце статьи я приведу список этих поставок.

Вместе с тем программа заметно оживила и экономическую конъюнктуру в самих США, в платежном балансе которых операции по ленд-лизу стали на время войны одной из ведущих статей. Для выполнения поставок администрация Рузвельта начала широко использовать так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost-plus contracts), когда частные подрядчики могли сами устанавливать определенный уровень доходов по отношению к издержкам. В случаях, когда требовались значительные объемы специализированной техники, в роли арендодателя выступало правительство США, покупавшее все необходимое оборудование для последующей передачи в лизинг.

Уже после первых поставок по ленд-лизу Сталин начал высказывать претензии по поводу неудовлетворительных технических характеристик поставляемых самолетов и танков. Действительно, среди поставленной в СССР техники встречались образцы, уступавшие и советской, и, что главное, немецкой. В качестве примера можно привести откровенно неудачную модель авиационного разведчика-корректировщика Curtiss 0–52, который американцы просто стремились куда-нибудь пристроить и навязали нам чуть ли не даром, сверх утвержденного заказа.

Однако в целом претензии Сталина, впоследствии основательно раздутые советской пропагандой, на этапе секретной переписки с лидерами стран-союзников были просто формой давления на них. Отношения лизинга предполагали, в частности, и право принимающей стороны самостоятельно выбирать и оговаривать вид и характеристики требуемой продукции. И если Красная Армия считала американскую технику неудовлетворительной, то какой смысл было ее заказывать?

Что касается официальной советской пропаганды, то она предпочитала всячески преуменьшать значение американкой помощи, а то и вовсе ее замалчивать. В марте 1943 года американский посол в Москве, не скрывая обиды, позволил себе недипломатичное заявление: «Российские власти, по-видимому, хотят скрыть, что получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ в том, что Красная Армия сражается в этой войне одна». И во время Ялтинской конференции 1945 года Сталин вынужден был признать, что ленд-лиз — замечательный и самый плодотворный вклад Рузвельта в создание антигитлеровской коалиции.

Оценки удельного веса союзнических поставок промышленной продукции (по отношению к произведенной в годы войны отечественной) и по сей день сильно расходятся.

В советской историографии с подачи председателя Госплана академика Николая Вознесенского приводились канонизированные Сталиным 4%, что соответствовало тогдашним $11,2 млрд (около $100 млрд в деньгах 2000 года). Однако эти 4% относились скорее к периоду 1942–1943 годов, когда США и Великобритания объективно и не могли поставить своему союзнику больше. В последние годы отечественные историки со ссылкой на архивные документы МИДа приводили иные цифры — $12,38 млрд; а в западной литературе можно встретить сведения и о $19 млрд.

В любом случае процент все равно незначителен, если не принимать в расчет структуру военной экономики СССР и место в ней поставок по ленд-лизу. По разным оценкам, в общем объеме необходимых поставок для нужд армии западная техника составляла: в бронетанковых войсках — 12-16%, в авиации — 10-15%, во флоте — 32,4%. Что касается грузовиков, то их доля доходила до 70%, иначе говоря, советская армия ездила преимущественно на американских автомобилях. Во всяком случае, в послевоенные годы население СССР больше разбиралось в «студебекерах», «джипах» и «виллисах», чем в наших марках. Кроме того, некоторых поставленных по ленд-лизу видов вооружений и военного оборудования (устройства радио- и гидролокации, многоствольные бомбометы, неконтактные тралы и проч.) у нашей армии и флота к тому времени вообще не было! Наконец, не стоит сбрасывать со счетов промышленное оборудование, и технологии, помогавшие тылу и хорошо работавшие и после войны. Так, более половины оборудования Сталинградского тракторного завода, во все время осады города не прекращавшего работу, было поставлено по ленд-лизу.



 
Оцените этот материал:
(10 голосов, среднее 4.80 из 5)

Добавьте ваш отзыв:

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить