006.jpg
The Russian Battlefield
004.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
Главная Танки Техника по ленд-лизу Средний танк M4 General Sherman

Language

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU

Сейчас на сайте:
  • 27 гостей
  • 6 поисковых ботов


Средний танк M4 General Sherman

Печать
Share
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 24.09.2005 23:28
Последняя редакция 13.07.2011 13:43
Материал читали 17047 человек

Как и на остальных танках американского производства, гусеницы Шерманов были резинометаллическими. Вопреки некоторым публикациям, нельзя однозначно сказать, было это достоинством или недостаком по отношению с советской цельнометаллической гусенице. Достоинством было то, что ресурс американской гусеницы был свыше 5000 км, в то время, как стальной гусеницы танка Т-34 — всего 2000–2500 км. Кроме этого, Шерман при движении не производил характерного гусеничного лязга, в то время как отечественная «тридцатьчетверка» громыхала так, что немцы за пять-десять километров ее слышали, что существенно затрудняло скрытное перемещение наших танковых частей вдоль фронта. К недостаткам резинометаллической гусеницы следует отнести риск выгорания (или выплавления) резины от огня или даже просто высокой температуры. Кроме того, такая гусеница не обеспечивала надежного сцепления с землей зимой и в гололедицу, танк становился плохо управляем. Наши танкисты обматывали гусеницы проволокой и цепями, вбивали в нее болты и шипы. Американцы, получившие рекламацию, разработали и стали поставлять в СССР штатные грунтозацепы и шипы, но полностью проблемы это так и не сняло.

В качестве иллюстрации успешного действия наших танкистов, воевавших на Шерманах, хочется процитировать слова одного наградного листа. Этот подвиг был совершён советскими танкистами в марте 1944 года во время наступления Красной армии на Украине.

"...Младший лейтенант Сивков А. В., в ночь с 13 на 14 марта, следуя по маршруту полка, по пути узнал, что по его маршруту в селе Явкине находиться противник. Это его не смутило и он решил во что бы то ни стало с боем пробиться к своей части. Подойдя вплотную к селу Явкину, младший лейтенант Сиваков открыл ураганный огонь из всех видов оружия танка М4А2, на предельной скорости ворвался в село. Умело маневрируя по улицам, создал видимость, что в село ворвалось, по меньшей мере 10 танков. Противник в панике метался от одного дома к другому, с одной улицы на другую, но всюду попадал под ураганный огонь и гусеницы танка.
...
В ночь с 14 на 15 марта противник, подтянув значительные силы, пошел в контратаку на село Явкино. Отражая атаку противника, маневрируя по селу, танк попал в противотанковый ров. Не имея возможности использовать пушку и пулеметы, Сивков дал возможность противнику вплотную подойти к танку и предложить сдаться экипажу в плен, на что Сивков ответил открытием огня и с возгласом: «Комсомольцы в плен не сдаются!» — забросал их гранатами.

Противник бежал, оставив десяток трупов у танка. Тогда младший лейтенант Сивков, используя зенитную установку, стал расстреливать убегающего противника. Израсходовав все боеприпасы, не имея возможности вести дальнейшую борьбу, младший лейтенант Сивков взорвал себя и поджег танк.

Вывод: представляю посмертно к званию Героя Советского Союза.

Командир 212-го отдельного танкового полка
Гвардии майор Барбашин.

На вооружении 212-го отдельного танкового полка, входившего в состав 4-ого гвардейского мехкорпуса состояли американские танки М4А2 «Генерал Шерман», которые поставлялись в СССР по ленд-лизу в годы войны.

После окончания военных действий на Дальнем Востоке часть ленд-лизовских американских «Шерманов» с горизонтальной подвеской (М4А2 (76)W HVSS) была переделана в тягачи. С танков сняли башни, а образовавшееся в крыше корпуса отверстие заварили стальным листом, на котором установили командирскую башенку с «Шермана». Тягачи оборудовали тяговой лебедкой и стрелой. Большая их часть поступила в восстановительные поезда железных дорог Северного Кавказа и Украины, где они эксплуатировались до конца 60-х годов.

Отдельные машины можно было встретить на Украине и в 80-е годы, а в восстановительном поезде железнодорожной станции Морозовская на Северном Кавказе тягач «Шерман» эксплуатировался до 1996 года!

По некоторым сведениям, на сегодняшний день в России сохранились только два таких тягача. В 1989 году «танковую колонну» музея ВВС Северного флота пополнил тягач «Шерман», поступивший из восстановительного поезда железнодорожной станции Ставрополь Северо-Кавказской железной дороги (последний из четырех тягачей, имевшихся в этом поезде, был сдан на металлолом в 1995 году).

Тягач «Шерман» восстановительного поезда станции Морозовская после списания в ноябре 1997 года железнодорожники передали в Центральный музей Великой Отечественной войны в Москве, который планирует реставрировать его в танк (дело осложняется отсутствием башни).

Советские танки M4A2(76)W в Ве...
Советские танки M4A2(76)W в Ве...
Шерман на Поклонной горе. Моск...
Шерман на Поклонной горе. Моск...
Шерман на Поклонной горе. Моск...
Шерман на Поклонной горе. М...
Шерман в Абердинском музее
Шерман в Абердинском музее



 
Оцените этот материал:
(19 голосов, среднее 4.11 из 5)

Добавьте ваш отзыв:

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить