013.jpg
The Russian Battlefield
006.jpg
Главная




Средний танк M4 General Sherman

Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 24.09.2005 22:28
Последняя редакция 17.10.2011 11:44
Материал читали 31625 человек
Пред. страница - Страница 1 из 2 - След. страница >>

В США в 20-е и 30-е годы, несмотря на интенсивные работы в области опытного танкостроения и создание нескольких очень удачных образцов, значение танковых войск явно недооценивалось.

К началу второй мировой войны танковый парк армии США насчитывал около 400 танков, среди которых было всего 18 средних. Результаты германского "блицкрига" в Польше и Франции вызвали переполох в военных кругах США и способствовали резкому повороту в сторону механизации армии.

В 1941 году началось производство среднего танка M3 "Генерал Ли" Вооружение его составляла 75-мм пушка, установленная в спонсоне. Общая огневая мощь была достаточно велика. Но 75-мм пушка имела ограниченный угол горизонтального обстрела (32°), что заметно снижало эффективность танка. Корпус танка по габаритам и конфигурации был также неудачен: чрезмерно большая высота (3130 мм) делала его хорошей целью и затрудняло маскировку; невысокими были и ходовые качества.

Американцы отлично сознавали недостатки этого танка, поэтому сразу после начала его серийного выпуска начались работы по созданию нового, более совершенного среднего танка с 75-мм пушкой в башне кругового вращения. В сентябре 1941 года прототип его, получивший индекс Т6, был передан на Абердинский полигон для испытаний.

Изготовление опытной партии началось в ноябре. В американской армии танк, стандартизированный под индексом М4, назвался "Генерал Шерман", в честь генерала, командовавшего войсками северян во время гражданской войны в США; в английской - просто "Шерман".

Принципиально все модели танка "Генерал Шерман" (М4, М4А1, М4А2, М4А3, М4А4, М4А6) ничем принцопиально не отличались друг от друга за исключением разного вооружения. По внешнему виду резко выделялся лишь М4А1 со своим литым корпусом. Башни, размещение узлов и агрегатов, ходовая часть - все было одинаковым. Все модели получили единую литую лобовую деталь - крышку трансмиссионного отсека (вместо сборной из 3-х частей, применявшейся ранее), овальный люк заряжающего, фальшборта, накладную бортовую броню и многое другое.

Первоначально танки имели смотровые щели в лобовом листе корпуса; затем их закрыли броневыми кожухами и ввели перископы, и, наконец, в конце 1943-го - начале 1944 года появилась цельная лобовая плита, а люки были перенесены на крышу корпуса. Правда, пришлось изменить угол наклона лобовой брони с 47° до 56°.

Еще одним главным отличием Шерманов друг от друга был тип силовой установки. Дизельный М4, обозначенный как М4А2 поставлялся по Ленд-лизу. Американцы использовали этот танк исключительно в корпусе морской пехоты, потому что на флоте проблем с соляркой не возникало.

Танков с горизонтальной подвеской HVSS было получено Россией 183 шт.

Советскими танкистами танк Шерман в целом пришелся по душе. Не уступая по защищенности и вооружению отечественной "тридцатьчетверке", этот танк обладал значительно лучшей эргономикой, более просторной башней, общей продуманностью конструкции, было много приятных "мелочей", которые порой сильно упрощали ежедневное обслуживание машины. А с введением на последние модели Шерманов новой 76-мм пушки вкупе с высококачественными боеприпасами, также поставлявшимися из США, танк по своим "противотанковым" характеристикам превзошел даже новую "тридцатьчетверку" с 85-мм пушкой. Броня Шермана была толще таковой у Т-34, но менее твердой, а в целом защищенности обоих танков были примерно одинаковые. Но американская броня была более вязкой, что вызывало меньше вторичных осколков при ударе снаряда. В качестве основных недостатков советскими танкистами отмечался слишком высоко расположенный центр масс танка, что приводило к частым опрокидываниям машины.



 
Оцените этот материал:
(29 голосов, среднее 4.24 из 5)

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.