014.jpg
The Russian Battlefield
008.jpg
Главная Мемуары Лоза Дмитрий, ГСС, командир Матильды, Т-34, Шермана




Лоза Дмитрий, ГСС, командир Матильды, Т-34, Шермана

Печать
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 28.10.2009 12:31
Последняя редакция 21.10.2011 11:31
Материал читали 38814 человек

- Как вы взаимодействовали с пехотой во время боя?

- В танковой бригаде было положено по штату три танковых батальона по 21 танку в батальоне и батальон автоматчиков. В батальоне автоматчиков было три роты, то есть по роте каждому батальону. Трехбатальонный состав у нас был только в конце 1943 - начале 1944. Все остальное время в бригаде было два танковых батальона. Наши автоматчики были нам как братья. Во время марша автоматчики сидят на наших танка. Они там греются, сушат вещи, спят. Мы пришли, где-то остановились. Танкисты пошли спать, а наши автоматчики охраняют нас и наши танки. Многие автоматчики с течением времени становились членами экипажей, вначале заряжающими, потом может радистами. Делились поровну трофеями: они с нами, а мы с ними. Поэтому им воевалось полегче, чем простой пехоте.

Во время боя они сидят на танках до начала обстрела. Как только немцы открывали огонь по нашим танкам, они ссыпались как горох и бежали позади танков, часто прикрываясь его броней от ружейно-пулеметного огня противника.

- Получается, что у танков был ограничен маневр и скорость - а то свою пехоту раздавишь или она отстанет.

- Ничего подобного. Не оглядывались мы на них. Мы сманеврировали, и они пусть за нами маневрируют. Тут проблем не было. Им же хуже будет, если нас подобьют, так что пусть они за нами бегают.

- Ограничивалась ли скорость танка во время атаки? Чем?

- А как же! На до же стрелять!

- Как вы стреляли, с коротких остановок или с ходу?

- По всякому было. Если стреляешь с ходу, то скорость танка не более 12 км/ч. Но с ходу мы стреляли редко, только ради внесения паники в ряды противника. А в основном, конечно, стреляли с остановок. Выскочил на позицию, секундная остановка, выстрелил и дальше пошел.

- Что вы можете сказать о немецком Тигре?

- Тяжеленная машина! Шерман Тигру в лоб ничего не мог сделать, нужно было заставить его показать свой борт. Если мы в обороне, а немцы наступали, то у нас такая была тактика: на каждый Тигр отводилось два Шермана. Первый Шерман бьет в гусеницу, перебивал ее. Тяжелая машина еще какое-то время ехала на одной гусенице, значит, разворачивалась. И в этот момент второй Шерман бил ему в борт, причем старался попасть в бензобаки. Вот так и получалось: один немецкий танк был подбит двумя нашими, поэтому победу записывали обоим экипажам. У меня и рассказ такой есть "Охота с борзыми".

- У дульного тормоза есть один большой недостаток: при выстреле из такого орудия поднималось облако пыли, демаскировавшее позицию. С этим старались бороться, например, некоторые артиллеристы поливали перед пушкой землю. А вы что-нибудь предпринимали?

- А как же! Мы утаптывали землю, рссилали брезент. Но особенных проблем я не помню.

- Залепляло ли танковый прицел пылью, грязью, снегом?

- Особых сложностей не было. Снегом, конечно, залеплял, а пылью - нет. Прицел на Шермане не выступал, наоборот, был утоплен внутрь башни, поэтому хорошо защищался.

- Дмитрий Федорович, наши танкисты, воевавшие на английских Черчиллях, в качестве недостатка указывали слабый обогрев зимой боевого отделения. Штатная электропечь была недостаточной мощности, поскольку не рассчитывалась на эксплуатацию в условиях русской зимы. А как дело обстояло на Шермане?

- У Шермана было два двигателя, соединенные муфтой. Это одновременно и плюс и минус. Бывали случаи, что в бою один из двигателей подбивали. Тогда из боевого отделения муфту можно было выключить и на одном двигателе худо-бедно уползти из боя. С другой стороны, над каждым из двигателей стояли мощные вентиляторы. Мы так говорили "Откроешь рот - из задницы ветер". Какой к черту обогрев? Там такие сквозняки были! Грело разве что от двигателей, но я не скажу, чтоб тепло было. А вот когда останавливались, то сразу закрывали моторное отделение брезентом, и в танке становилось тепло на несколько часов, спали в танке. Американцы не зря давали нам меховые комбинезоны.

- Существовали ли нормы расхода боекомплекта на танк?

- А как же. Во-первых, идя в бой, мы брали с собой один боекомплект (БК). А при длительных рейдах брали еще один-два боекомплекта на броню. Вот, когда я врывался в Вену, мне командующий лично приказал взять два БК: один штатно внутрь, а другой - на броню. Кроме того, на каждый танк взять с собой по два ящика трофейного шоколада, а остальной провиант найдете сами, тогда это называлось "на бабушкином аттестате", т.е. на подножном корме. То есть, если нам предстоял рейд куда-то далеко, в тыл, то мы отказывались от еды, от всего, вместо этого мы брали боеприпасы. У нас все автомашины были американские 3-тонные Студебеккеры. В батальон боеприпасы как раз на них привозили.

Есть один момент, о котором я хочу сказать. У нас боеприпасы как хранили? В деревянных ящиках по несколько снаряд в толстом слое смазки. Вот сидишь ты и эту смазку часами счищаешь. А американские боеприпасы были укупорены в картонные пеналы-контейнеры по три штуки. Крышку у пенала открыл, снаряды чистые, блестят! Бери их и сразу расставляй в танке.

- Какие снаряды у вас были в танке?

- Бронебойные и осколочные. Других не было. Причем, осколочных была примерно одна треть, а остальные - бронебойные.

- Вообще это зависело от танка, наверное. Скажем, на наших тяжелых танках ИС было наоборот.

- Правильно. Но у ИС такая "дура" здоровая, что одного попадания было достаточно. Когда мы входили в Вену, придали нам батарею тяжелых ИСУ-152, три штуки. Они меня так сдерживали! Я на Шермане мог по шоссе до 70 км/ч ехать, а они еле шли. И вот был в Вене такой случай, я его в книге описал. Уже в городе немцы нас контратаковали несколькими Пантерами. Пантера - танк тяжелый. Я приказал выдвинуть ИСУ и открыть огонь по немецким танкам: "Ну-ка, плюнь!" И он плюнул! А, надо сказать, улицы в Вене узкие, дома высокие, а посмотреть на бой ИСУ с Пантерой хотелось многим, и они остались на улице. ИСУ как ахнула, Пантеру смешало с землей, башню оторвало, метров 400-500 дистанция была. Но в результате выстрела сверху посыпалось битое стекло. В Вене много окон с витражами было и все это посыпалось на наши головы. И вот я себя по сей день казню, что не доглядел! Столько раненных оказалось! Хорошо еще мы в шлемофонах были, но руки и плечи очень сильно порезало. Вот такой печальный был у меня опыт, первый раз я в городе воевал. Мы еще говорили "Умный в город не пойдет, умный город обойдет". Но здесь у меня был четкий приказ ворваться в город.

- Вообще, сильно Вену разрушили?

- Нет, не сильно. Ни в какое сравнение со, скажем, Варшавой. Моя основная задача была захватить центр Вены и банк. Мы там захватили восемнадцать тонн золота, это не считая всяких денег. Мне ребята говорили в шутку "Ты бы хоть мешочек прихватил бы!" А я им "Ребята, а сколько лет я бы ковырял пеньки за этот мешочек?"

- А как пополнялось топливо?

- В каждом батальоне было несколько цистерн-заправщиков. Перед боем танк обязательно надо было заправить. Если предстоял рейд или марш, то на танк устанавливали запасные топливные баки, а перед боем их сбрасывали. А заправщики шли в тылу батальона и нас заправляли. Причем заправляли не сразу все заправщики, а по очереди. Сначала один заправщик опустошим, потом второй и так далее. Как заправщик опустошался, он сразу разворачивался и шел на заправку в бригаду. Вот на Украине нам приходилось буксировать танками эти заправщики, потому что распутица, грязь страшная была. В Румынии так случилось, что мы на танках прорвались к немцам в тыл, а они отрезали наши тылы. И мы делали коктейль: смешивали бензин с керосином, вот пропорции не помню. Танки на этом коктейле ехали, но двигатели перегревались.

- Были ли у вас в части "безлошадные" танкисты? Чем они занимались?

- Обязательно. Обычно одна треть от общего числа. Занимались всем. Помогали ремонтировать, помогали снабжать боеприпасами, топливо подвозить, несли всякую службу в общем.



 
Оцените этот материал:
(146 голосов, среднее 4.80 из 5)

Комментарии 

 
+1 #9 Валерий Потапов 23.07.2011 23:26
Dmitri Loza died some years ago. This interview was recorded 6 months before his death.
There are two books of his memoirs been published in English:
- Commanding the Red Army’s Sherman tanks
- Fighting For the Soviet Motherland
 
 
0 #8 Gary Corcoran 23.07.2011 17:16
Dmitriy, what a wonderful story teller you are! You never lose your sense of humor even when talking about those terrible times. I'm glad that the Sherman worked well for you. It's size was greatly determined by shipping contraints--it's a long way to Russia from the US! Has your book been translated into English? If so how can I buy it? Sincerely, Gary Corcoran-USMC.
 
 
0 #7 Vad 17.07.2011 19:49
Эй...хейнкель-НЕ
хеншель-НS
 
 
+1 #6 Валерий Потапов 31.01.2011 16:50
Это уже не он, это уже Артем Драбкин выпустил по рукописи для американского изд-ва, которую ему передала вдова Лозы. А прижизненно Дмитрий Федорович выпустил две книги - на русском "Сказ от танках Шерман" и на английском "Commanding Red Army Sherman Tanks". Умер Д.Ф.Лоза в 2000 году.
 
 
+2 #5 begemot31 31.01.2011 16:45
Подневольным или нет, но воевал нормально и ГСС заслужил.
Выпустил книгу - "Танкист на иномарке". Очень интересная.
 
 
0 #4 Валерий Потапов 09.12.2010 15:21
Да, я тоже это читал. Но Д.Ф.Лоза умер уже лет 10 назад, поэтому теперь переспросить и уточнить не у кого.
 
 
0 #3 hummel83 09.12.2010 15:17
Прочитал книгу ветерана (в нашей печати она называется " танкист на иномарке") -там он пишет что ИСУ -152 в вене стреляло по противотанковой пушке которую закатили на второй этаж здания....
 
 
+1 #2 Валерий Потапов 11.11.2010 17:19
Подневолен ЛЮБОЙ солдат ЛЮБОЙ армии. Ты можешь хотеть, можешь не хотеть - это мало кому интересно, но раз ты в армии, то ты БУДЕШЬ служить.
Имелось ввиду эта подневольность.
 
 
0 #1 Костян 11.11.2010 16:48
Про "подневольных" не понял, его заставляли чтоль воевать, сам не хотел?
А в остальном много интересного, из 1х рук!
 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.