|
СЕЙЧАС НА САЙТЕЧитателей нет |
Впервые опубликовано 28.10.2009 20:57
Последняя редакция 28.09.2011 11:04
Материал читали 28222 человек
<< Пред. страница - Страница 4 из 4 - След. страница
В середине ноября на Сандомирском плацдарме наступило затишье. Артиллерийские дуэли прекратились. Авиация не появлялась. Только в тылу за лесом поднимался аэростат наблюдателей. Наступили холода. Нужно было думать об обогреве машины. На тридцатьчетверках было проще - под днищем разжигали костер из двух, трех бревен и они, медленно прогорая, грели всю машину. Масло на днище шкварчало и пузырилось, в машине стояла вонь, но было тепло. С бензиновой "Коломбиной" такие штучки не проходили. Из штаба пришла директива: для утепления аккумуляторных батарей использовать войлок или собачьи шкуры. Легко сказать, собачьи! Да где их взять? В округе все собаки были перебиты или разбежались. Стали углублять капониры, перекрывать их накатом из бревен, досок и засыпать землей. Каждая передвижка батареи сопровождалась постройкой нового укрытия. Строительные работы стали настолько утомительными, что выход был один: под дулом пистолета приводить землекопов со своими лопатами. К моему удивлению, польские крестьяне, выполняя эти принудительные работы, после их завершения и распития "бимбера" (то бишь самогона) с нашей щедрой закуской, умиротворялись и уходили домой без злобы. При пяти-, восьмиградусном морозе в отделении, где стояла наша "Коломбина", вода не замерзала. В землянке, в зависимости от интенсивности топки, было тепло, а то и просто жарко, и мы обходились без телогреек и шинелей. В конце декабря, за неделю до нового 1945 года, к нам примчался взмыленный адъютант командира полка и сообщил, что через час к нам прибудет высшее начальство из дивизии, армии и фронта. У нас произошел небольшой переполох, так как в землянке стояла металлическая бочка с продуктом брожения сахарной свеклы, которой были засеяны все неубранные из-за военных действий окрестные поля. Да и сама эта местность так и называлась - сахарный завод. Через узкий проход бочку с брагой (исходным продуктом самогоноварения) вытащить было невозможно; выливать ценный продукт было жалко. Решение было - поставить бочку в дальний угол, закрыть брезентом, завалить шинелями и другим барахлом. Еще была надежда, что через узкий проход в землянку начальство со своими большими животами не пролезет. Начальство, не менее десяти человек, прибыло через час. Я встретил всех у спуска в капонир. Командир полка приказал выгнать машину и изготовить ее к стрельбе. Двигатели были заранее прогреты и завелись с полоборота. "Коломбина", приподняв на пандусе свою корму, быстро, но спокойно, выехала на поверхность. Приказав Щукину поднять ствол в положение стрельбы на дальнюю дистанцию (17 километров), я выскочил из боевого отделения и доложил о готовности. Начальству быстрота и четкость наших действий понравилась, но все направились, к моему ужасу, в землянку. Я, обогнав всех, первым влетел туда и постарался загородить собой злосчастную бочку. Когда же дым от двигателей расселся, стало попахивать бродившей свеклой. Проклятые запахи пролезли через брезент и барахло. Один из генералов сказал, что у нас попахивает чем-то кислым. Командир, спасая положение, сказал: - Это ребята делают бражку. - Бражку? - Да. - Ну, это, пожалуй, можно. Но бимбер-то у вас есть? - Есть немножко, товарищ генерал. - Небось дрянь какая-нибудь? Тут не выдержал наш главный винодел Лешка Перепелица, обиделся за свое мастерство, предложил попробовать. Начальство согласилось. Перепелица вытащил из заветного уголка две восьмисотграммовые фляжки, а потом поставил на стол кружки и стаканы. Щукин открыл банку свиной тушенки. - Ну, за скорую победу! Во фляжках была шестидесятиградусная... Крякнули, отерли слезы и стали шутить: ничего себе бражка! За образцовое содержание матчасти, четкие действия экипажу объявили благодарность. Командир полка был очень доволен. Уходя, начальники сказали, что бражка хорошая, но советовали ею не увлекаться. А через час опять принесся адъютант и от имени командира полка попросил еще огненной жидкости. После Нового года все стали ждать скорого наступления. По всему плацдарму подходила броневая техника. Позади нее зарылись тяжелые 152-мм самоходки. Связисты энергично строили линии шестовой связи. 4 января 1945 года меня вызвали в штаб полка и объявили, что посылают учиться в высшую офицерскую техническую бронетанковую школу Красной Армии на отделение зампотехов батареи СУ-76. Я стал отказываться, ссылаясь на нежелание расставаться со своими товарищами, на скорое начало наступления. Ведь до Берлина оставалось всего лишь 600 километров! Начальник штаба, немолодой офицер, сказал: "Поезжай, сынок, учись. Это командир полка тебя посылает. Очень ему твой блиндаж понравился. А войну кончим и без тебя". С каждым шагом на Восток удалялся я от своих товарищей, от моей дорогой "Коломбины". Когда переехал на попутной машине по льду Вислу, понял, что война для меня кончилась. Я еще не знал, что в июне вернусь в Германию с новыми горьковскими самоходками, не знал, что с 1946 по 1950 год буду испытывать в Кубинке танки. Многого не знал. Жизнь была еще впереди... Источник: "Танкомастер", №4 1997 |
|||
© THE RUSSIAN BATTLEFIELD, 1998 - 2023 |
Комментарии
Если вы серьезно готовы на такое исследование, то выясняйте в какой армии и фронте воевал 75-й САП, езжайте в ЦАМО, поднимайте дела соответствующих армии и фронта.
Крёстный моей тёщи с июля 1944 по 9 мая 1945 воевал механом на такой самоходке в 75 самоходно-артилерийском полку 1 механизированно го корпуса 1 Белорусского фронта,может кто подскажет где посмотреть боевой путь данного соединения, а то сам найти не могу. В январе 1945 получил орден Славы III. Как следует из наградного листа (который я на шёл на сайте подвиг народа)поломавш ись, и отремонтировавш ись своими силами,следовал по маршруту следования своей части, был атакован пехотой противника в количестве до 50 солдат и офицеров, подавил 20 человек и лично застрелил из автомата 4 немцев. Воевал он с 9 мая 1942 года и имел по мимо Славы ещё орден Красной звезды, медали "За отвагу", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией" - но на остальныенаград ы найти наградные документы на выше указанном сайте не удалось((. Наградные документы есть дома, но ведь в них не указано за что именно получил он их, а сам рассказать уже не может - умер((. Тёща только говорит что был он весь израненный и весь в ожёгах. Призван был 39 году и всё это время служил механом в разных частях, судя по военному билету.
Оригинально. Как механик-водитель может стрелять?