006.jpg
The Russian Battlefield
009.jpg
Главная




Тяжелый танк ИС-3

Печать
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 20.09.2005 18:05
Последняя редакция 17.01.2016 18:48
Материал читали 45597 человек
<< Пред. страница - Страница 2 из 2 - След. страница

7 сентября 1945 года в Берлине состоялся парад союзных войск в честь окончания Второй Мировой войны. Парад открыли пешие колонны: перед генеральской трибуной промаршировали пехотинцы из 9-го стрелкового корпуса 5-й советской ударной армии, за ними шли солдаты из 2-й французской пехотной дивизии, альпийские стрелки и зуавы, блеснула выправкой 131-я английская пехотная бригада. Замыкала пеший строй тысяча парашютистов из 82-й американской воздушно-десантной дивизии. После короткого перерыва к зрителям приблизилась механизированная колонна, которую открывали 32 легких танка М24 "Генерал Чаффи" и 16 бронеавтомобилей М8 из американского 705-го танкового батальона, за ними шли танки и бронетранспортеры французской 1-й танковой дивизии.

Англичане выставили на парад 24 танка "Комета" и 30 бронеавтомобилей 7-й танковой дивизии. И, наконец, в заключение парада по Шарлоттенбургскому шоссе прошли 52 танка ИС-3. Сводный танковый полк был сформирован на базе 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии. Новые советские тяжелые танки произвели сильное впечатление, близкое к шоку, на наших западных союзников.

В СССР впервые танки были продемонстрированы на параде в Москве 7 ноября 1946 года. Тут, следует отметить маленькую деталь. Танки ИС-3 первых выпусков, в том числе и те, что принимали участие в параде 7 сентября в Берлине, отличались от машин более поздних выпусков отсутствием встроенных контейнеров вдоль бортов корпуса.

Сегодня очень много споров среди западных любителей бронетехники вызвает вопрос об участии танков ИС-3 во Второй Мировой войне. В разное время в западных публикациях проскальзывали сведения об участии этих танков в штурме Вены и Берлина. К сожалению, это не подтверждается документально: ни одного танка ИС-3 не принимало участия в войне на европейском театре, против Германии. Тем не менее, остается вероятность, что эти танки принимали участие в разгроме Японской армии в Монголии в августе 1945 года. По крайней мере, в СССР было сформировано два тяжелотанковых полка ИС-3 и отправлены на Дальний Восток.

Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года. Всего было выпущено 2311 танков. ИС-3 поступали на вооружение тяжелых танкосамоходных полков Советской Армии. Однако уже в самом начале их эксплуатации в войсках выявился целый ряд недостатков, ставших следствием ряда конструктивных просчетов и ошибок, допущенных при его проектировании. Поэтому уже в 1946 году создали комиссию по анализу дефектов ИС-3, к которым относились выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др.

В 1948-1952 годах все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков). Были усилено крепление двигателя, КПП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых передач и опорных катков. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ.

Масса танка возросла до 48,8т. Несмотря на значительный объем переделок и высокую стоимость работ, танки так и не были доведены до необходимого уровня требований эксплуатации.

В конце 50-х годов танк подвергся дополнительной модернизации и стал именоваться ИС-Зм. Целью модернизации было подтягивание его до уровня боевых машин того периода и максимальная унификация узлов и агрегатов с более современными танками. Модернизация в значительной степени повысила надежность танка, однако век его уже был отмерен. После модернизации танки направлялись в парки, где ставились на долговременное хранение.

На экспорт ИС-3 почти не поставлялись. В 1946 году два танка передали Польше для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. По видимому, предполагалось принятие его на вооружение Войска Польского. В 1950 году один танк ИС-3 с подобной же ознакомительно-испытательной целью был передан Чехословакии. Значительно больше танков ИС-3 отправили в КНДР (уже после окончания корейской войны).

Египетская армия получила первые танки ИС-3 в конце 50-х годов. 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в Каире. Большинство же ИС-3 и ИС-Зм прибыли в Египет в 1962-1967 годах. Армия обороны Израиля использовала захваченные у арабов ИС-Зм до начала 70-х годов. При этом изношенные двигатели В-54К-ИС заменялись на В-54 от трофейных танков Т-54А. Одновременно от последних заимствовали и крышу моторно-трансмиссионного отделения.

В заключении, следует отметить, что танк ИС-3, по тактико-техническим характеристикам превосходил своего предшественника - танк ИС-2. Весьма лестную оценку "третий" заслужил и за рубежом. По мнению западногерманского эксперта доктора Фон Зенгера унд Эттерлина, "...рациональная конструкция носовой части корпуса и башни заслуживает самой высокой оценки. Кроме того, этот танк отличается весьма малой высотой. На 1956 год танк ИС-3 сохраняет за собой наилучшее для тяжелой машины сочетание боевых качеств". Революционная для своего времени конфигурации корпуса и башни оказали огромное влияние на послевоенное мировое танкостроение. В конструкции таких танков как М48 "Генерал Паттон", Леопард 1 отчетливо просматриваються особенности конструкции, позаимствованные у ИС-3. Однако "врожденные" конструктивные недостатки отрицательно сказались на боевых возможностях танка. Несмотря на осуществление двух программ модернизации, устранить их полностью так и не удалось.Во всяком случае, таково было мнение экспертов. Оно, однако, не всегда совпадало с военными. Автору этих строк посчастливилось познакомиться с гвардии полковником в отставке, ветераном ВОВ, танкистом Дмитрием Ивановичем Ротарем. В процессе разговора выяснилось, что после войны он командовал тяжелым танковым полком на ИС-3, который дислоцировался в Румынии и принимал участие в подавлении Венгерского восстания 1958 года. Когда я спросил его, как он оценивает танк ИС-3 и правда ли, что машина была сырая, он ответил, что, скорее, недооцененная. И рассказал, что в 1958 году он получил приказ о выдвижении к венгерской столице и «за 300-километровый марш на предельной скорости у меня ни один танк не вышел из строя, а ты говоришь «сырая»! Не сырая, а недооцененная!»

Так или иначе, но на сегодняшний день сохранилось немало танков ИС-Зм, установленных как памятники или сохраняющихся в качестве музейных экспонатов. Их можно увидеть в Кубинке, Киеве, Минске, Челябинске, Новороссийске, Павлодаре и многих других местах.

 

Источники:
"О ходе работ по модернизации тяжелого танка" НКТП, 1945
М.Свирин "Танки ИС", Армада №6, 1998

is3_1
is3_2
is3_4
is3_5
is3_6
is3_7
is3_8
is3_9
is3_12
is3_13
is3_14
is3_16
is3_20



 
Оцените этот материал:
(34 голосов, среднее 4.32 из 5)

Комментарии 

 
0 #10 Телевяк Дмитрий Богданович 06.06.2012 15:50
Не успели что? пострелять по ИС3? И хорошо что не успели.Слава Богу, война закончилась. К сожалению у меня нет данных насчет ПТП брони ИС 3 при обстреле Квк 43 л 71. в отчете лишь указано, что при попадании снаряда образовалась выемка глубиной 35мм. Я думаю , что у немецкой брони ПТП был ниже, из за более хрупкой брони.
 
 
-1 #9 Стас 05.06.2012 20:51
Цитирую Телевяк Дмитрий Богданович:
Верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м,.


это конечно хорошо, только это полдела, а как например обстоит дело с пределом тыльной прочности? обычно (очень утрирую и усредняю) для наших танков и немецкой пто -от 500-700м.
при этом не будем упоминать, что скорее всего двигатель станет уже на втором "не пробитом" снаряде.
ко всему у нас нет четкого ответа от противника- они таки не успели:)
 
 
+1 #8 Телевяк Дмитрий Богданович 04.06.2012 14:07
Вот некоторые данные из отчета по обстрелу корпуса ИС 3:
Верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м, 122-мм бронебой­ным снарядом с дистанции 690 м.
Нижний лобовой лист бронекорпуса танка ИС-3, имеющий одинаковые конструктивные данные с верхним лобовым лис­том корпуса ИС-2 (толщина 90 мм, угол наклона 60 градусов) и находящийся в лучших условиях практически 88-мм бро­небойным снарядом пробиваться не будет.
ашня танка ИС-3 обладает следующей бронестойкостью : лоб пробивается 88-мм бронебойным снарядом с дистанции 300 м, борт и корма - с 1000 м в секторе +15 градусов к нормали».
Насколько я понял, эта башня имела толщину в передней части 160мм.
 
 
-1 #7 ZloveGro 15.12.2011 20:45
Цитирую jed13:
army.lv/ru/is-3/istorija/631/547 тут по вопросу бронестойкости корпуса ИС-3 есть много интерестного :-*

Читал давно уже толком ни че не понял :( Хотелось бы фото увидеть ну это нужно с ЦАМО работать, а у меня доступа нет.
 
 
+1 #6 jed13 12.12.2011 01:35
army.lv/ru/is-3/istorija/631/547 тут по вопросу бронестойкости корпуса ИС-3 есть много интерестного :-*
 
 
+1 #5 ZloveGro 09.12.2011 14:04
Нужно попросить администрацию сайта найти архивы испытаний бронестойкости корпуса ИС-3 на НИИБТ,когда машину обстреливали из Хорниссе. Я до сих пор не могу понять с какой минимальной дистанции не пробивался лоб корпуса 88-мм снарядом и бробивалась ли вообще башня или нет при стрельбе в упор.
 
 
+1 #4 денис1 23.08.2011 17:06
видел ИС-3 в музее ВОВ в Гомеле. Впечатляющая техника. перед танком стояла табличка с кратким ТТХ. там было указано: башня 250 мм, корпус 125 мм. Заглянув в стык башни и коршуса (там зазор около 100мм) удивился. толщина горизонтальной проекции металла литой башни была около 500 мм.
думаю, что разница в цифрах выззвана способом измерения (один измеряет проекцию по горизонтали, т.к. траектория снаряда будет к ней близка, а второй перпендикулярно башне, то есть в направлении проекции наименьшей толщины).
также возможно башня имеет неравномерную толщину брони (например, снизу 500 а сверху 100 мм) и 250мм - усредненное значение.
 
 
-1 #3 maximsss 02.08.2011 02:53
Хотелось бы узнать о настоящем бронированнии верхних лобовых листов,а то на разных сайтах разные данные
 
 
+1 #2 Debauchee69 28.07.2011 06:21
eI always liked the design of the JS III pike and I would have paid money to have seen a British tanker in Berlin 1945 parading in his shinny new 76mm Comet tank only to peer down the business end of the 122mm JS III!!! Who had the best tank of WWII? It was the Russians with the T-54, being tested in JAN1945. Who had the Worst tanks of WWII? Hands down the British!!! The British invented the tanks and had the most developed tank force in 1925. Then the Crash of 1929 hit and the British Empire never recovered.

FYI, everyone builds lousy tanks and America was no exception. The M-3 Lee/Grant (the Export tank) was rightfully known as a Grave for six Russian Brothers---and to think the Russians went up against Tiger I tanks with it at Kursk!!! My uncle faced off Russians in the Cold War 1946-1950 in M26 Pershing tanks, one of the most useless, unreliable tanks ever invented in America (hint--it had a tranny worse that the KV1 and the 90mm gun was only marginally better than the M4 76mm L52 gun
 
 
+1 #1 Marcel 13.05.2011 21:41
Thank you Very Much for this intensive reading on this awesome tank.

IS-3 was surely great tank.

Best Regards,
Marcel
 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.