016.jpg
The Russian Battlefield
003.jpg
Главная Танки Легкие танки Легкий танк БТ-2




Легкий танк БТ-2

Печать
Автор: Андрей Кравченко
Впервые опубликовано 20.09.2005 16:44
Последняя редакция 11.02.2012 16:17
Материал читали 27476 человек
Пред. страница - Страница 1 из 6 - След. страница >>

История создания

Танки серии БТ изготовлялись на ХПЗ, выбор именно этого завода для организации серийного производства колесно-гусеничного танка БТ («Кристи» М.1940) был не случаен, поскольку производственная база завода позволяла практически полностью изготовить танк. Завод начал организацию танкового производства не на пустом месте. В 1920–23 гг. именно на ХПЗ было отремонтировано около 30 трофейных танков. С 1924 года на ХПЗ серийно изготавливались гусеничные тракторы «Коммунар», готовилось производство более мощных тракторов «Коминтерн». С 1925–26 гг. широко стала применяться газо-электросварка в паровозостроении. За годы с 1920 по 1925 выросли кадры квалифицированных рабочих, конструкторов, металлургов, технологов.

В 1928 году начались проектные работы по опытному танку А-12 (Т-12). Специализация ХПЗ была определена в 1929 году, постановлением Совнаркома СССР об организации на заводе танкового производства. Было создано танковое специальное конструкторское бюро (СКБ), в тракторном цеху создан участок сборки танков; начаты работы по проектированию среднего танка Т-24. В это время уже шло строительство корпусов и цехов танкового производства, был создан танковый отдел (Т2), в состав которого вошли механический, сборочный, сдаточный, опытный и другие цеха, а также СКБ, технологическое бюро подготовки производства, отдел сварки корпусов и башен, необходимые службы.

Проектированием, организацией и подготовкой производства танка БТ на ХПЗ, начиная с 25 мая 1931 года, занималось СКБ. Это СКБ возглавил, командированный из Москвы военинженер 2-го ранга Н. М. Тоскин, в СКБ работало 22 конструктора, большая часть которых не имела инженерного образования.

1 июня 1931 г. председатель НТК УММ РККА Лебедев направил директору ХПЗ Владимирову, утвержденное начальником УММ РККА Халепским, задание на проектирование колесно-гусеничного танка БТ. Согласно заданию машина должна была иметь следующие характеристики:

«Боевая масса, т — 14,0;
Скорость движения на колесах — 70 км/ч;
Скорость движения на гусеницах — 40 км/ч
Запас хода, часов — не менее — 4 часа

Вооружение:
1 — 76,2 мм противоштурмовая пушка (временно)
1 — 37 мм большой мощности
2 — пулемета ДТУ

Боекомплект:
К 76,2 мм пушке, выстр.— 40
К 37мм пушке, выстр.— 100
К пулеметам ДТУ, патр.— 5000

Броневая защита, мм.
Лоб, башня, корма — не менее 20 мм
Борт — 13 мм
Дно, крыша — 6 мм
Команда (экипаж), чел.— не менее 3-х.»

Согласно этому заданию танк БТ должен был быть поставлен на серийное производство, без каких бы то ни было конструктивных изменений, улучшений и т.д. Машина должна была быть запущена в производство в точной копии с имеющимся образцом, что значительно упрощало организацию производства и особенно важно — не давало повода ссылаться на недоработанность конструкции, как это было в случае с Т-24.

Надо сказать, что не все работники и руководители ХПЗ были довольны решением о производстве на предприятии танка БТ, доходило даже до официальных разбирательств между руководством ХПЗ и УММ РККА. Все же преодолев сопротивление руководства завода, УММ 20 сентября 1931 года выдало заказ № 70900311, по которому ХПЗ был обязан к 1 ноября выпустить 6 опытных образцов танка БТ. Но к указанному сроку было изготовлено лишь 3 танка, которые приняли участие в параде 7 ноября в Москве. Причем по Красной площади прошли лишь 2 машины, так как третий из-за возгорания двигателя был оставлен на подходе к ней. Два оставшихся БТ из-за неполадок в коробках передач еле покинули главную площадь страны.

Согласно постановлению КО СССР № 6 от 23 мая 1931 года, ХПЗ к весне 32 года должен был подготовить танковое производство по танку БТ, с годовой программой в 2000 машин. Причем завод к 1 января 1932 года должен был сдать 25 и подготовить к приемке еще 25 танков и 25 комплектов деталей и собранных механизмов с расчетом выпуска первых 100 машин не позднее 15 февраля 1932 года. Такой высокий темп выпуска был вызван начавшейся в 1930 году реорганизацией РККА. По плану уже к 1 декабря 1932 года в войска должны были поступить 2000 танков БТ. Всего к концу реорганизации на вооружении РККА должно было быть 4497 танков типа БТ.

Освоение серийного производства БТ на ХПЗ шло медленно. Не только нежелание руководства выпускать «чужую», навязанную машину было тому причиной. Была очень ограничена производственная база, изначально не рассчитанная на изготовление такого количества танков, строительство новых цехов затянулось, в основном из-за дефицита стройматериалов и отсутствия специального оборудования, которое спешно закупалось за рубежом. Специальные металлорежущие станки были закуплены в Германии, Швейцарии и США. Кроме того, Ижорский завод столкнулся с рядом проблем при изготовлении бронелистов для корпуса БТ, и особенно, башни нового танка. Вместо заданных 50 комплектов корпусов и башен ИЗ в 1931 году отправил на ХПЗ лишь 3. Именно поэтому к концу 1931-го года вместо 25 запланированных танков, заводу удалось изготовить только 3.



 
Оцените этот материал:
(22 голосов, среднее 4.55 из 5)

Комментарии 

 
+1 #2 класс 14.12.2011 10:49
:-x я играю в ворлд оф танкс в принципе камикадзе но нормальный
 
 
+1 #1 Nbz 06.02.2011 20:59
20 мм броня , :sad: нет ребята впервые камикадзе появились в СССР
 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.