013.jpg
The Russian Battlefield
005.jpg
Главная Мемуары Рем Уланов, командир СУ-76




Рем Уланов, командир СУ-76

Печать
Впервые опубликовано 28.10.2009 20:57
Последняя редакция 28.09.2011 11:04
Материал читали 28222 человек
Пред. страница - Страница 1 из 4 - След. страница >>

Над моим письменным столом висит фотография СУ-76 и напоминает о днях и годах моей молодости, тесно связанных с этой машиной, о событиях и товарищах военных лет, о работе на Кубинском испытательном полигоне и о последующих делах.

Начну по порядку. В марте 1943 года, после выписки из госпиталя, я был направлен с группой красноармейцев и сержантов в 15-й учебный самоходно-артиллерийский полк на станцию Икша Савеловской железной дороги. Полк располагался на территории недостроенного завода "Гидропривод" Меня приятно удивили чистота и порядок военного городка Еще больше удивили, но и насторожили часовые у полкового знамени Они были одеты в синие комбинезоны и танковые шлемы. У здания штаба стояла странная машина. Ее ходовая часть была немецким танком Pz-III, но вместо башни, в какой-то несуразной бронезащите, напоминавшей самодельные бронепоезда времен гражданской войны, стояла знакомая всем фронтовикам пушка ЗИС-3.

Стремление придать подвижность на поле боя этой отличной, безотказной пушке и привело к созданию такого гибрида. Решение было вполне своевременным, позволившим на начальном этапе создания отечественной самоходной артиллерии использовать трофейные танки Несколько полков таких машин и было отправлено на фронт Но кем я теперь буду? Шофером, артиллеристом или танкистом? До ранения в январе 1943 года я возил на прицепе к полуторке ГАЗ-АА с кабиной "прощай здоровье" 120-мм полковой миномет. (Честно говоря, конная тяга, какой бы архаичной она ни казалась, была в условиях зимы и бездорожья эффективней автомобильной.) В 15-м полку, подчиненном Главному Артиллерийскому Управлению, готовили, в основном, шоферов и механиков-водителей танков. После трехмесячного обучения шоферам выдавали написанную от руки справку о том, что такой-то имеет право на управление автомобилями ЗИС-5 и ГАЗ-АА. Справку подписывали начальник штаба и писарь, а затем заверяли печатью. При желании такую справку писарь мог выдать достойному, по его мнению, просителю за стакан махорки...

Механикам-водителям (которые набирались, как правило, из трактористов и шоферов) их военную специальность после обучения и присвоения сержантского звания заносили в военную книжку. Теоретические занятия проводили в помещении, где на видном месте стоял силовой агрегат СУ-76 и его главная передача в сборе и россыпью.

Первый вариант СУ-76 (СУ-12) имел по два шестицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-202 мощностью 75 л.с. каждый - со своими радиаторами, своими муфтами сцепления, своими коробками передач, своими главными передачами. Эти агрегаты располагались в передней части корпуса машины, а между ними находилось место механика-водителя. Можно себе представить, как сложно было управлять двумя коробками передач, двумя муфтами сцепления?

Судьбу самоходки решили два известных советских конструктора - Липгарт и Астров в 1942 году на Горьковском автозаводе они создали ее на основе двигателей ГАЗ-202. Теперь силовой агрегат состоял из двух двигателей с последовательно соединенными коленчатыми валами. Этот агрегат, установленный на общей штампованной раме, имел уже одну двухдисковую муфту сцепления и одну четырехскоростную коробку передач производства московского, а позднее уральского ЗИСа. Агрегат суммарной мощностью 150 л.с. располагался по правому борту корпуса и был, несмотря на значительную длину, компактен и сравнительно удобен для обслуживания. Объединенная система охлаждения с одним сотовым радиатором и шестилопастным вентилятором обеспечивала нормальную работу двигателя. Упростилась и главная передача, заимствовавшая большую часть элементов от массового довоенного танка Т-26.

Так появилась СУ-76 (СУ-15). Открытый верх и низкая задняя стенка обеспечивали наилучшие условия для ведения интенсивного огня. Немецкая самоходка "Артштурм" с 75-мм орудием (это советское обозначение StuG 40), закрытая полностью, внешне была красива, работа же расчета при страшной тесноте была крайне неудобной и физически невыносимой из-за загазованности продуктами сгорания пороха и накопления снарядных гильз.

Курс моего обучения механиком-водителем подходил к концу. Программа его предусматривала 18 часов танковождения. Реально же получалось не более трех часов. Однако мне повезло. В конце августа 1943 года наш полк был передислоцирован со станции Икша в Ивантеевку. Мне и довелось вести одну из учебных самоходок по дорогам Подмосковья. Тогда я вполне прочувствовал отличные ходовые качества и прекрасную управляемость "Коломбины": все машины прошли этот путь без поломок. Самоходки же сo 122-мм орудием на базе Т-34 (СУ-122) из-за неисправностей пришли в Ивантеевку только на второй день на станцию Мамонтовка, где формировался 999-й самоходно-артиллерийский полк СУ-76. Двадцать одну машину мы получили в Кирове. Знатоки ворчали: лучше бы получать машины в Горьком, что они там в своей Вятке умеют делать кроме игрушек? Но кировские машины были ничуть не хуже горьковских или мытищинских. Кроме самоходок, полк получил еще и двадцать грузовиков ЗИС-5, двадцать машин ГАЗ-АА с закрытыми, хотя и деревянными кабинами, две летучки на базе ГАЗ-М, а также маслогрейки Антонова. Для штаба же были получены "Додж" 3/4 и два "Виллиса". Для повышения самостоятельности самоходной батареи ей были приданы по тягачу "Комсомолец", по одному "Виллису" и по мотоциклу "Красный Октябрь". Впрочем, перед отправкой на фронт эти добавки были изъяты.

В полку было не более 180 человек. На железнодорожный состав мы погрузились в конце ноября в Мытищах. Как только застучали колеса, третья скудноватая продовольственная норма была заменена второй. Пшенный суп стали заправлять консервами из красной рыбы. Куда мы едем? Этого никто не знал. После десяти дней пути, где картины разрушения - взорванные мосты, сгоревшие дома, заваленные под откос железнодорожные вагоны и искореженные куски металла - сменяли друг друга, мы переехали по шаткому деревянному мосту Днепр и увидели многострадальный Киев. Еще сотня километров на Запад, и разгрузка под налетевшими "Юнкерсами" на станции Ирша. От Икши до Ирши.

Но потери от бомбежек были незначительными. Вторая продовольственная норма была заменена на первую. Хлеба стали давать по 900 грамм и водки по 100 грамм. Придя в себя после бомбежек, построились в колонну и двинулись по зимней дороге дальше на Запад. В местечке Человичи, по указанию начальства, все самоходки и грузовики были выкрашены белой меловой краской. Мела было много - Украина.

Ночью наша батарея без света вошла в незнакомую деревню. В корпусах самоходок справа светились выхлопные коллекторы двигателей. На приборной панели фосфорически зеленели цифры и стрелки.

Ноги в ботинках и обмотках замерзли до бесчувствия. Правое плечо было горячим, левое - от близости баков с 400 литрами бензина Б-70 - холодило. В систему охлаждения был залит антифриз, самое опасное было упустить момент, когда стрелка термометра (после остановки двигателей) переходила отметку минус 35 °С: при более низкой температуре можно было не запуститься.



 
Оцените этот материал:
(98 голосов, среднее 4.85 из 5)

Комментарии 

 
0 #8 Виктор Углов 07.11.2013 08:05
Спасибо, Валерий, но в ЦАМО данный момент съездить нет возможности(. Мне известно что 75 САП был в составе 1 МК, его путь проще наверное отследить?
 
 
0 #7 Валерий Потапов 06.11.2013 10:36
Цитирую Виктор Углов:
Обращаюсь к Валерию Потапову, может вы мне подскажите где посмотреть боевой путь 75 самоходно-артилерийского полка (1 механизированно го корпуса 1 Белорусского фронта). Гуглил но не нашёл - только обрывки информации.

Если вы серьезно готовы на такое исследование, то выясняйте в какой армии и фронте воевал 75-й САП, езжайте в ЦАМО, поднимайте дела соответствующих армии и фронта.
 
 
0 #6 Виктор Углов 06.11.2013 09:36
Обращаюсь к Валерию Потапову, может вы мне подскажите где посмотреть боевой путь 75 самоходно-артилерийского полка (1 механизированно го корпуса 1 Белорусского фронта). Гуглил но не нашёл - только обрывки информации.
 
 
0 #5 Виктор Углов 06.11.2013 09:33
Надо было в г.Кирове, на монументе, находящемуся на Октябрьском проспекте, Кировчане - фронту установитьСУ-76, а не Т-34-85.
Крёстный моей тёщи с июля 1944 по 9 мая 1945 воевал механом на такой самоходке в 75 самоходно-артилерийском полку 1 механизированно го корпуса 1 Белорусского фронта,может кто подскажет где посмотреть боевой путь данного соединения, а то сам найти не могу. В январе 1945 получил орден Славы III. Как следует из наградного листа (который я на шёл на сайте подвиг народа)поломавш ись, и отремонтировавш ись своими силами,следовал по маршруту следования своей части, был атакован пехотой противника в количестве до 50 солдат и офицеров, подавил 20 человек и лично застрелил из автомата 4 немцев. Воевал он с 9 мая 1942 года и имел по мимо Славы ещё орден Красной звезды, медали "За отвагу", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией" - но на остальныенаград ы найти наградные документы на выше указанном сайте не удалось((. Наградные документы есть дома, но ведь в них не указано за что именно получил он их, а сам рассказать уже не может - умер((. Тёща только говорит что был он весь израненный и весь в ожёгах. Призван был 39 году и всё это время служил механом в разных частях, судя по военному билету.
 
 
+3 #4 ssteck 10.08.2012 14:48
Спасибо деды, вечная память павшим и выжившим в той войне.4
 
 
0 #3 СергейС 08.04.2011 15:12
Логично, наводчику может понадобиться маневр гусеницами для удачного выстрела.
 
 
+10 #2 Сергей Старостин 08.04.2011 13:13
Это очень распространенна я вещь: люди внутри одного экипажа настолько сливаются с ним, что ассоциируют себя и весь экипаж как неделимое целое, к которому применяют единтвенное число. Часто в экипаж добавляется и сама боевая машина.
 
 
-7 #1 СергейС 08.04.2011 13:09
"Каргинов приказал мне свернуть самоходку вправо и со второго снаряда я снес у броневика башню"
Оригинально. Как механик-водитель может стрелять?
 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.